СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!

"Дорогая передача"

Эффект Несовершенства и эффект Пигмалиона

Эти явления довольно часто наблюдаются в повседневности. Зная о психологических эффектах, проще понимать других и себя...

 

Стенограмма эфира

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Добрый вечер. На Радио Вести время "Дорогой передачи". И добрый вечер всем говорят сразу двое - это я, Марта Мольфар, и Юрий Шевченко, наш психолог, психотерапевт.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Добрый вечер.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Сегодня мы поговорим о паре, о парочке, я хотела сказать. О паре-тройке психологических эффектов.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Может быть, туда поместится еще четвертый.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А может и больше, да, посмотрим, как пойдет. О психологических эффектах мы будем говорить. Что такое вообще психологические эффекты? Это некие стабильные закономерности, которые отражаются в отношениях людей. Проще говоря, это часто повторяющиеся явления, которые возникают в общении людей.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Связанное с поведением.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Совершенно верно. Вот, когда вы будете знать о том, что существуют вот эти психологические эффекты, вам иногда будет проще разобраться и в ваших отношениях с кем-то и в других людях, и в самих себе. И, может быть, это даже вам поможет чувствовать себя немножко лучше. Почему лучше? Потому что начать я предлагаю с эффекта несовершенства. Итак, эффект несовершенства. Возможно, вы будете удивлены, но, тем е менее, какие-то ваши оплошности, какая-то ваша неуклюжесть, в первую очередь речь идет о женщинах, оказывается, играет не в минус, как думают очень многие, а в плюс. То есть, женщина, которая на глазах у мужчины, который ей симпатичен, например, шлепнулась неуклюже в лужу, испачкала платье, пролила что-то на себя. Или у нее упала вилка или еще что-то. Эта женщина уже, конечно, падает на самое дно в своих мыслях и думает: "О, Господи, я все испортила. Все, теперь. Теперь все. Теперь я в его глазах просто какая-то неуклюжая, неуклюжее ничтожество". На самом деле, все совершенно иначе обстоит. Оказывается, такие мелкие какие-то неуклюжести, какие-то оплошности в глазах мужчины, который, например, уже обратил на вас внимание. Ну, хотя бы немножко. То есть, вы ему уже немного симпатичны. Они, оказывается, ваш рейтинг поднимают. Это невероятно, но это факт. И примеров тому много. Собственно, именно потому, что очень часто это подтверждается в жизни, психологи позволили себе вывести эту закономерность и обозначить ее как психологический эффект. Я даже расскажу сейчас, просто два примера сделаю и попрошу наших слушателей, чтобы они активно приняли участие, прежде чем Юра это прокомментирует это уже, вот, как такой маститый психолог и психотерапевт. Одна известная певица рассказывала о том, как они познакомились со своим мужем. Ну, вернее, не как они познакомились. Даже, вот, я опять не с того, не стой стороны начала, как всякая женщина. Ладно, я даже назову этих людей. Это Кристина Орбакайте и Владимир Пресняков. Просто Владимир Пресняков был у меня когда-то на интервью. И вот он рассказывал, что с Кристиной они начали встречаться, ну, в общем-то, такие отношения у них были. Просто пару раз они, там, куда-то сходили в кино или еще. Не было еще состояния влюбленности, тем более, любви. И вот он рассказывал, когда он вечером провожал ее после посещения кино домой, на лестничной клетке она споткнулась и как-то очень неуклюже упала. И так несчастно выглядела, упав, что, как рассказал мне Владимир, что в эту секунду он понял, что он в нее влюблен. Говорит: "Если бы не было этого падения, не знаю, как было бы дальше". Ну, может быть, он понял бы и позже. Но, тем не менее. Или еще, пожалуйста, вам пример из кинематографа. "Дневник Бриджит Джонс", наверно, этот фильм смотрели очень многие. Несчастная Бриджит Джонс, которая то там, то сям совершала какие-то неуклюжие ляпы, попадала в какие-то дурацкие ситуации, да. И казалось, что все пропало, все пропало. На самом деле, вот, за счет этих нелепых ситуаций, в глазах, там, двое мужчин, которым она нравилась, она наоборот только приобретала еще большую привлекательность. Почему так происходит, Юра? Я надеюсь, что сейчас нам объяснишь ты.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Понимаешь, вот, я...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Подожди, я сначала напомню нашим слушателям контакты. Вы может уже присылать какие-то свои истории, с этим связанные. Чуть позже звонить нам. Присылать свои истории или комментарии можно либо на наш сайт, radio.vesti.ua. Либо на наш смс портал, отправляя смс на номер два четыре три пять. Стоимость смс такая же, как обычно вы платите оператору мобильному. И номер телефона триста девяносто сто четыре и шесть. Это телефон нашей студии триста девяносто сто четыре и шесть. Юра, почему же так происходит?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Знаешь, вот, ты сказала, что приобретает в глазах этих прекрасных мужчин еще большую привлекательность. Вот, я даже не знаю насчет привлекательности. Я думаю, что, скорее, стоит говорить о том, что у них возникают чувства к ней.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Сочувствие какое-то. Сначала просто элементарно жалко.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Возможно, сочувствие, возможно, там, ну, какая-то даже нежность, знаешь. Возможно, вот, она становиться такой трогательной, несчастной.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Беззащитной.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Беззащитной.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Которая нуждается в опоре.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вот-вот-вот, видишь, ты все сама уже рассказала. Я тебе тут даже и не нужен. Ну, действительно, вот те чувства, которые возникают, они очень похожи на те чувства, которые мы испытываем к ребенку беспомощному. Это, вот, это те чувства, которые нам хотелось бы, чтобы к нам испытывали взрослые, когда мы били, там, незащищенными, неуклюжими, там, вот какими-то такими. И, вот, они возникают как раз, вот в таких ситуациях.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, такое возвращение в детство, как бы.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, ну, и потом еще мы ж чувствуем себя на фоне такой прекрасной нелепой девушки вполне, там, приличными. Там, ловкими.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я так крут, что я же спасу ее. Я протяну руку и помогу ей подняться из этой лужи. Я отряхну ее платье и стану рыцарем.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, я, например, помню, что я в таком подростковом возрасте выбирал далеко не самых красивых девушек, там, для того, чтобы как-то там к ним залыцятысь. Ну, просто потому, что это обеспечивало, ну, более надежную, там, скажем, победу.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Или еще, может быть, такая трактовка - допустим, какая-то прекрасная, холодная красавица, к которой не подступиться, само совершенство. И вдруг, на какой-то вечеринке дружеской она у вас на глазах, запутавшись в своем платье, подоле платья, например, нелепо падает. И вы понимаете "Да она такая же, как и все. Просто обыкновенная женщина, которой я, вот, сейчас протянул руку, могу помочь".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, но если она примет эту помощь. Вот, если она примет, тогда все в порядке. Ну, а если нет, если она остается такой же холодной и отстраненной, вот, в этом своем нелепом положении, тогда чувства не возникают.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, кстати, даже, вот, не только со стороны мужчины, но и со стороны женщины, которая оказалась в этой ситуации, которой протянули руку. Возможно, эта холодная красавица не взглянула бы на некоего молодого человека или немолодого, неважно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В другой ситуации.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, который протянул руку, помог ей встать, успокоил ее какими-то теплыми словами. Возможно, она бы и никогда не обратила на него внимания, но вот эта ситуация.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Оставаясь в своих нарциссических ожиданиях.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А тут он уже спаситель, уже к нему какая-то благодарность.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, он тронул ее сердце, возникла благодарность.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так, смотрим, что нам пишут наши слушатели. "Да-да, именно так я познакомился со своей женой. Я поднял ее прямо на улице из лужи. Вот, вы уже десять лет вместе", ну, без подписи, правда, пришло это сообщение.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, зачем же, зачем же, жена же тоже может услышать это.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Марина из Симферополя пишет: "Я не боюсь нелепых ситуаций. Главное, не падать духом и не бояться быть смешной". Вот, очень мудро.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Конечно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Потому что большинство женщин очень боятся быть смешными. Это касается и каких-то актрис. Вот, для меня всегда верхом, Скажем так, актерского мастерства, если говорить о женщинах актрисах, была способность уметь быть смешной. Потому что все актрисы, как и все женщины, хотят выглядеть красивыми, прекрасными, идеальными. Избегают, иногда, смешных ролей.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: На самом деле, они, конечно, может быть, и выглядят прекрасными. Но при этом не вызывают каких-то теплых чувств. И в этом смысле, знаешь, ими можно, может быть, даже восхищаться, но невозможно любить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Когда-то я в компании, такой киношной компании, вот, сказала то, что сейчас говорю тебе. О том, что высший пилотаж - это умение актрисы быть смешной. Меня просто поймали на слове, кинорежиссер Владимир Мельниченко, который там был. Он усмехнулся себе тихонечко. Потом, буквально, через пару дней позвонил. Говорит: "Ну, что ж, проверим тебя. Есть роль, но тут нужно быть такой немножко нелепой и смешной".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ты согласилась.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я согласилась, потому что это было в компании, в общем, ребят, которые снимались в этом фильме, работали над этим фильмом. И я такую красивую речь толкнула, что, вот, просто отступать было некуда. Конечно, пришлось согласиться. Итак, я еще раз напоминаю номер нашего телефона. триста девяносто сто четыре и шесть, я вижу, что уже есть звонки. Сразу же после небольшой паузы мы будем принимать ваши звонки. Послушаем, что вы думаете об эффекте несовершенства. Действительно ли человек, который проявит свое несовершенство, может вам понравиться больше?

Программа "Дорогая передача" продолжается в эфире Радио Вести. Юрий Шевченко, психолог, психотерапевт и я, Марта Мольфар.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Добрый вечер.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Мы говорим о психологических эффектах. Мы уже поговорили об эффекте несовершенства. Ну, кстати, точку мы окончательно не ставим. Мы вам рассказала об этом эффекте, если вам что есть сказать по этому поводу, вы можете просто звонить нам, рассказывать свою историю и задавать вопросы. триста девяносто сто четыре и шесть, номер нашего телефона. Саша пишет: "К "снежным королевам" я, как правило, демонстративно равнодушен. Это очень помогает". Ну, тут уже просто старая-старая аксиома, правило любви еще Пушкин, которое написал в "Евгении Онегине" - "чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей". Кстати, уж коль об этом нам напомнил Саша, почему, вот, срабатывает эффект показательного невнимания?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Потому что мы нуждаемся во внимании. Ну, мы так устроены, так устроена наша психика, она так формируется. Мы нуждаемся во внимании, мы определяем себя в контакте, в первую очередь.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А нельзя ли здесь перегнуть палку, если, допустим, действительно активно показывать, что якобы эта дама тебя не интересует?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, конечно, можно, конечно можно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Дама может подумать, что она действительно тебя не интересует и все?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, да. И, Господи, ну, и начнет себе искать другого мужчину.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Тем более, нравы то изменились по сравнению с теми, которые были во времена Пушкина, и сейчас. Сейчас дама сама... То, что сделала Татьяна, может, я имею в виду опять же "Евгения Онегина", сейчас это рядовое поведение женщины, типичное. Тогда это был поступок из ряда вон выходящий.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, точно так и дама может перегнуть палку, ссылаясь, вот, в каком-то образе. Так что, в общем, если хотите отношений, то, все-таки, выходите из образа.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Прекрасно. Об отношениях дальше, буквально, еще несколько слов. Эффект Ромео и Джульетты. Это тоже один из эффектов, который на практике уже доказал, и ученые, действительно, увидели в этом определенную закономерность. Когда возникает...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это, скорее, даже эмпирически было проверено просто.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, но я просто объясню всем. Когда возникают отношения между мужчиной и женщиной. Вот, если кто-то пытается вставить палки в колеса, если это молодые люди, то, возможно, их родители высказываются против отношений.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, да. Это особенно видно на отношениях подростков, вот, вовсе молодых людей.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не только молодых, даже зрелые люди. Допустим, друзья могут высказываться против. И тут срабатывает совершенно эффект от противного. То есть, это, оказывается, не мешает развиваться отношениям, а наоборот способствует. Способствует увеличению привлекательности тех людей друг для друга. Почему это работает?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, знаешь, я, все-таки, думаю, что, вот, по поводу друзей - это не всегда срабатывает. Потому что часто очень мнение друзей как раз заставляет отказаться от кандидата или кандидатки.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, я такое не раз, тоже, видела.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А, вот, сопротивление родителей...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Поэтому, кстати, женщины очень часто стараются понравиться не только мужчине, выбранному, но и его друзьям. Это очень важно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вот сопротивление родителей, в особенности, если отношения с родителями напряженные, как раз вызывает совершенно противоположный эффект. Ну, тяга усиливается. Ну, я просто из опыта могу сказать, что чаще всего это касается детей, ну, там, или молодых людей, которые выросли в семьях, где не очень близкие, не очень душевное отношение. Вполне, может быть, там, приличные. Вполне, как-то там, терпимые отношения, но нет душевности, нет близости. И тогда вот эта влюбленность, она является очень большой ценностью. И, конечно же, родители...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, появляется человек, с которым, наконец-то, возникает близость.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, которая желанная.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И тут уже любая препона воспринимается в штыки.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А еще и родители, которые эту близость не давали, ну, якобы имея возможность.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И пытаются отнять то, что появилось.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Пытаются отнять, вызывает сильное сопротивление, еще более какие-то такие пылкие чувства.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Олег из Броваров пишет нам сообщение: "Добрый вечер. Я помню такие моменты, когда прямо в сердце, как волна, хлынула нежность, любовь. Жду на свидание, и смешные брюки, по-детски откровенная улыбка до ушей. Вообще-то, в неуклюжести есть неприкрытая откровенность".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А, вот, кстати, действительно, когда человек совершает какую-то неуклюжую оплошность, как кажется ему самому. Ведь он на какой-то момент выходит из роли, на какой-то момент его маска или ее маска сдвигается, сползает на ухо. И мы видим настоящее лицо.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, это некая откровенность. Да, Олег, интересно очень.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Очень интересно сказала, "сползает на ухо". Прекрасно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И Олег тоже прекрасное сравнение нам, вот, сейчас подкинул.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, на самом деле, знаешь, мы же для жизни нуждаемся не в совершенстве, не в какой-то такой великолепной красоте, а, скорее, в какой-то душевности, теплоте. В нежности.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Знаешь, у меня есть один знакомый мужчина, который первый раз женился - женщина была, действительно, во-первых, она была очень красива. Во-вторых, она была намного младше него. В-третьих, она была, ну, вот, знаешь, из тех барышень модельного вида, которыми гордятся мужчины, выводя их в свет. То есть, когда он где-то появлялся с ней, то, в общем-то, все внимание было приковано к ней. На него мужчины поглядывали с завистью, что надо же, какую отхватил. Они прожили недолго, они прожили где-то около двух, даже меньше, чем три года.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, слушай, для такой барышни, ее мужчина становится фоном. А какая ж ему польза от этого?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Он сказал мне несколько иное. Он очень самодостаточный, тоже обеспеченный, богатый мужчина. Так вот, он когда женился второй раз, через небольшое время, небольшой отрезок времени. Во-первых, он женился на женщине старше, ну, не на много, там, по-моему, года четыре разницы, я уже не помню. Женщина, да, интересная женщина, но она как раз не была той красавицей, которая приковывает к себе все взгляды, появляясь в обществе. Она была симпатичной женщиной, она была очень мной, интересной собеседницей. С ней, действительно, было комфортно. Мне она нравилась, конечно, больше потому что мне с ней было просто интересно. И когда я его спросила, почему кардинально разные такие у тебя выборы были, ты совершал. Я думала, он скажет, потому что интересно, со второй модно о чем-то поговорить, там, не только о постели и так далее. Но он сказал совершенно интересную вещь. Он говорит: "Ты знаешь, я устал все время ходить на цыпочках. Мне хотелось хоть дома надеть домашние тапочки и просто шлепать". Ну, вот он такой метафорой высказался. То есть, ему приходилось все время, вот, дотягиваться. Все время, а может быть, он привык...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, знаешь, вот, когда ты говоришь "приходилось", это же он выбирал. Ну, то есть, почему-то он не мог быть свободным, не мог быть самим собой рядом с вот этой прекрасной девушкой. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Причем, он привык быть рядом с ней таким всемогущим папиком, который щелкнет пальцами, и у нее будет все, что она захочет.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, но, опять-таки. Опять-таки, это тоже образ.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Напрягает, конечно. Хочется дома быть просто человеком.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, а я думаю, что он, как бы он не был, там, реализован, он не всемогущ. И в какие-то моменты он чего-то не может. А может ему просто не хочется. Ну, почему-то, вот, рядом с ней он чувствовал себя обязанным соответствовать этому образу. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Итак, двигаемся дальше. Дальше у нас на очереди эффект Пигмалиона, тоже один из популярных психологических эффектов, о которых хотелось бы рассказать вам сегодня. Его еще называют эффект Розенталя. Это уникальный психологический феномен, который заключается в том, что человек, убежденный в достоверности какой-либо информации, подсознательно ведет себя таким образом, чтобы эта информация подтвердилась.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это вообще очень актуально сейчас. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, тут уже как раз можно выйти не только за рамки межличностных отношений, каких-то там семейных, любовно-дружеских. Здесь уже можно говорить, в общем-то, в размахе политическом, идеологическом. Как угодно. То есть, если человек хочет считать, что, ну, знаешь, мне доже сложно привести какие-то политические примеры. Не хочу, не буду.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А не надо политические. Ну, я думаю, что каждый из слушателей может сам себе привести примеры. Сейчас их масса.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, то есть, если я надумала, допустим, себе, что обязательно в гостях у Маши, которая пригласила нас сегодня, должно быть мне легко и комфортно. То как бы там ни было на самом деле, я буду себя убеждать, что мне там легко и комфортно. Ну, можно так грубо это преподнести.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это еще касается какой-то информации, особенно какой-то такой изотерической информации.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: О-о-о, это вообще, конечно, да. Вот тут просто очень четкое разделение, допустим, на людей, которые верят, там, в какие-то сверхъестественные моменты, и людей, которые не верят. Чтобы не произошло - одна часть общества, которая верит, во всем будет искать подтверждение тому. И в том же факте другая будет часть общества искать опровержение. И находить.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: С моей точки зрения, знаешь, вера начинается с сомнений. А такая безусловная вера - это, мне кажется, скорее, отсутствие. Это потребность в вере, скорее, так проявляется желание, чем, действительно вера.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, что ж, эффект Пигмалиона, в общем-то, здесь, я думаю, в особых комментариях не нуждается. Здесь все открыто и понятно. Если у вас есть, что сказать по этому поводу, можете позвонить триста девяносто сто четыре и шесть. Или написать нам на номер два четыре три пять, смс отправить. Номер два четыре три пять. Я вижу, что если говорить о сообщениях, то как раз, вот, самый первый эффект несовершенства, он больший резонанс вызвал у слушателей. Георгий пишет: "Подобное тянется к подобному. Любил ловких, ловких, изящных, грациозных. А милосердие проявлял самым несчастным, не стесняясь". Ну, может быть, под милосердием он воспринимает и какие-то, там, эмоции. Какие-то, даже любовного характера. Мы вынуждены прерваться, буквально, ненадолго. Сразу после новостей возвращаемся в студию. И первым делом принимаем ваши звонки по номеру триста девяносто сто четыре и шесть. Ну, и продолжим обсуждать психологические эффекты.

Еще раз всем добрый вечер. В эфире программа "Дорогая передача". Сегодня у нас, как обычно, разговор с психологом - это психолог, психотерапевт Юрий Шевченко.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Добрый вечер.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну и я, Марта Мольфар. Сегодня мы говорим о психологических эффектах. Мы уже успели поговорить об эффекте несовершенства, который оказался самым любопытным для слушателей, если верить сообщениям нашим. Потому что большинство сообщений посвящены именно этому эффекту - несовершенство. Коротко напомню тем, кто только что подключился - что когда человек проявляет свою несовершенство, попадает в какую-то нелепую ситуацию, что-то роняет или может быть падает сам, то он вопреки тому, что теряет в глазах окружающих, просто наоборот приобретает более человеческие черты. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вызывает симпатию.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, вызывает симпатию. Вплоть до того, что если это происходит с женщиной, то мужчина даже может в нее влюбиться. Ну вот я уже так крайности беру. Но, кстати, опять же...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну почему? Это бывает.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Психологи доказали, что это больше касается именно неловкостей женских, они играют в плюс женщинам. Неловкости мужчин далеко не факт, что они как раз сыграют...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не восхищают.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не восхищают женщин, да. Зато вот женские неловкости идут в плюс. И хочу сразу тебе парочку вопросов прочитать от наших слушателей. Светлана из Киева спрашивает: "Каких женщин любят больше: сильных духом или слабых?" Что ты скажешь на это Светлане?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, смотря что имеет в виду Светлана. Если иметь в виду демонстративно сильных женщин, духом ли, телом ли, ну, вряд ли, в них трудно влюбляться и уж тем более трудно их любить. Слабых... ну слабых...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Просто жалко.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Слабых реально, ну то есть, таких инфантильного такого склада - ну в них можно влюбляться, но их очень трудно любить, потому что ну достаточно быстро понимаешь, что женщина не берет на себя ответственность за свою часть отношений.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Может быть, кому-то из мужчин так даже лучше? Такой женщиной проще управлять. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет-нет, никому не лучше. Ну вот, понимаешь как, управлять стремиться мужчина инфантильный, несмотря на... я не про образ говорю, я не про картину, которую пытается представить такой мужчина, а про действительную структуру личности. Она достаточно такая ролевая, инфантильная. И, в общем, ну, да, можно пытаться подавлять, но при этом брать на себя ответственность - такой грандиозный мужчина тоже не хочет. И вот такие два ребенка, которые пытаются изображать себя взрослыми. Ну, ничего хорошего из этих отношений не будет.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Стоит ли сильной женщине специально нарочито давать слабинку где-то там, в присутствии мужчин?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Знаешь, я не думаю, что стоит играть. Ну, во-первых, что значит сильная женщина? Опять-таки, давай определимся. Сильная женщина, реально сильная женщина, ну вряд ли демонстративна.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну видишь, Светлана написала сильных духом.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, сильная духом - ради Бога. Она может быть вполне нежной, трогательной, но при этом действительно в каких-то критических обстоятельствах...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не сломаться. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Может брать на себя какую-то поддержку, поддерживать мужчину в очень таких драматичных ситуациях. Ну и, конечно, за это будут любить. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Также читаю сообщение, Олег пишет нам: "Служил в таком батальоне, где учили придумывать легенду себе и рассказать так, чтобы сам себе поверил. Это очень помогало там же, в экстремальных ситуациях и с офицерами". Саша пишет нам: "Я люблю все же отношения без масок и прочей ерунды. Я больше всего люблю быть самим собой". Это понятно. Многие любят быть самими собой.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ты знаешь...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Вот я хотела тебя спросить, действительно не все носят маски?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вот я не знаю, любят ли быть самим собой. С одной стороны в этом есть, конечно, очень большая ценность. С другой стороны, ну, я бы сказал, что очень большое количество людей, большинство, пожалуй, все-таки носят некоторые маски.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Более того, некоторые даже носят эти маски сами для себя. Как же тут не вспомнить знаменитого Сартра...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Настолько привыкают. Да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. И вообще теорию экзистенциализма, когда иногда мы сами себе можем выбрать не ту маску в нашем же восприятии. То есть, человек может себя мнить эдаким героем, суперменом, до первой пограничной ситуации, если пользоваться терминологией экзистенциализма. То есть, пограничная ситуация - это ситуация между жизнью и смертью, которая, в общем-то, показывает на что человек гаразд на самом деле. И вот как раз именно на этой ситуации, ложная маска слетает с него, даже если он сам верит, что он такой и есть. А вот истинное лицо демонстрируется - немилый себе самому.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, есть даже такие упражнения, которые пусть даже смоделированные ситуации, человек все равно, ну, как-то этими чувствами пропитывается и правда слетает, вот эти все маски. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Очень часто, кстати, опять же, ну, вот если говорить об экзистенциализм, то тут мой герой, мой любимчик - это Сартр. Поэтому я очень часто к нему апеллирую, если заходит речь об этом. Опять же, он рассказывал, что порой люди маски примеряют для себя, подыскивают даже не со своей подачи, а кто-то мог бросить какую-то фразу - "О! Да ты герой!", например. Ну я сейчас упрощаю немножко, понятное дело, теория экзистенциализма. И человек воспринимает себя - ага, так может, я действительно герой? И начинает сам в это верить и подавать себя как героя, на самом деле имея сердце зайца, например. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, на самом деле, знаешь, вот даже изображая из себя героя, можно прожить какой-то опыт, который изменит твои характеристики. Ты можешь не перестать бояться, но научиться выдерживать свой страх и что-то делать. То есть, ну, изменения могут происходить. Я, конечно, больше, если говорить об экзистенциальной психотерапии, больше... ну, не то что приверженец, я очень хорошо отношусь к Сартру, но больше читал Ялома.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, потому что Сартр писатель в первую очередь.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Как практическая... Да. Как практического терапевта, который вот все это очень ясно описывает, но, конечно, в русле психотерапии. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я думаю, что нам с тобой нужно обязательно сделать программу именно об экзистенциальной психологии. Уже подобную программу делал когда-то Костя Дорошенко, это было достаточно давненько. Я думаю, что мы с тобой можем повторить.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я не могу сказать, что я прям уж такой специалист. Я не имею подготовки по экзистенциальной психотерапии.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Но это интересно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не, ну я понимаю, и мы можем об этом говорить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я хочу прочитать еще одно сообщение от Валентины. Валентина пишет следующее: "Да, все люди ходят в масках. Иногда эти маски они носят до глубокой старости, но все-таки наступает момент, возраст акме, когда человек понимает, что он из себя представляет на самом деле, и тогда маска не нужна".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Это имеется в виду такой вид любви. Это просто для наших слушателей, акме...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что ты... А, ты про возраст акме?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да. Это вид любви. Имеется в виду, что наступает возраст, когда человек способен любить, там, не влюбляясь, не заражаясь, а именно искренне любить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не телом, а сердцем.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, когда любовь рождается не ниже пояса, а выше пояса, как говорится.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Как, кстати сказать, вполне может включать в себя и сексуальный аспект, но основная роль любви.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Основной посыл идет.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Это все-таки такое.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я сказала выше пояса, да, идет посыл? От ума или от сердца, все-таки? Тоже немножко разные вещи.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ты знаешь, ну когда мы говорим...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Или любви от ума не бывает, только от сердца посыл?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну очень трудно сказать. Ну, вообще, когда мы говорим о сердце, мы что имеем в виду? 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Духовность.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Сердечную мышцу или духовность?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Духовность, конечно. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Духовность - это что? Духовность - это ум, это все равно психика. Она расположена где? Я даже, честно сказать, не могу сказать, потому что очень часто какие-то психические импульсы рождаются в теле, а потом осознаются только головой.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А как же тогда знаменитая фраза "Ни уму, ни сердцу"?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не знаю. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Все-таки разделять это любят.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Бывает.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Любят разделять это. Все-таки романтичные люди, мне кажется, в большинстве своем. Так, триста девяносто сто четыре и шесть - номер нашего телефона студийного. Можете звонить, присоединятся к нашей беседе, не только писать. Писать можно нам на номер два четыре три пять, отправлять свои смс, мы будем их читать. И вот у нас есть буквально чуть-чуть времени принять звонок телефонный. Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте. Василий Иванович, Киев. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, Василий Иванович, у нас с вами чуть меньше минуты, вы как раз вот озвучите сейчас свой вопрос. Да, говорите.

Василий Иванович, слушатель: Я уложусь. Во-первых, несмотря на то, что мне очень нравится, как вы ведете передачу, и вообще вы в эфире, я не примену упомянуть, что вы сели в маленькую поэтическую лужицу с Пушкиным, поскольку Пушкин говорил "тем легче нравимся мы ей".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да-да, это правда.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А как я сказала?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ты сказала...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Чем больше?
Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Тем больше.

Василий Иванович, слушатель: Тем больше, да. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну извините. Я даже не заметила, честно говоря, этой оговорки. Спасибо вам. А по теме у вас?

Василий Иванович, слушатель: А по теме будет вот случай асимметрии, когда мужчина показывает свою слабость или то, что может показаться слабостью, и внезапно может в себе обнаружить поднятие к женщине, где он, в общем-то, и не хотел оказаться. Вот это похуже бывает. Спасибо большое. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Спасибо вам большое за звонок. Ну, смотри, Юра, такой звонок, что, в общем-то, даже не нуждается в комментарии каком-то. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: В таком случае, мы прерываемся на небольшую паузу, сразу после которой мы расскажем вам об эффекте Зейгарника, и будем принимать ваши звонки на номер триста девяносто сто четыре и шесть.

Итак, приветствуем еще раз всех слушателей Радио Вести. Это программа "Дорогая передача". Как я и пообещала эффект Зейгарник на очереди. Но прежде чем мы перейдем к нему, Юра, хочу прочитать несколько сообщений, потому что они содержат в себе и вопросы тоже. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Давай.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: "Тридцать лет жил с сильной женщиной. Надоело меряться силами, теперь у меня другая, называет зонтик, а мне приятно. Чувствую себя мужчиной", Саша из Киева написал нам это сообщение. Саша из Броваров написал, что он близнец, и свои не самые лучшие черты держит в цепях. Вот тоже метафорой такой Саша…

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Интересно. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: О каких чертах идет речь? 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну не самые лучшие, я думаю, вряд ли он будет их освещать в эфире.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А вот Инна из Киева спрашивает: "А как же понять насколько человек настоящий сам с собой?". Вот хотя мы сегодня с тобой не собирались говорить об экзистенциальной психологии, а тем ни менее, действительно, как понять?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну как это сам с собой?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Чтобы не доводя до пограничной ситуации, когда действительно экстремальная какая-то ситуация, на грани смерти и какая-то очень такая значительная, показывает истинное лицо. Вот не давать, а до этого, в быту как понять?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну ты знаешь, ну, во-первых, невозможно, ну, как-то приглашать человека к откровенности, оставаясь самому закрытым.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Нет-нет, она имеет в виду, самого человека. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В смысле? Она про себя спрашивает?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Про себя, да-да. Помнишь, я говорила, что по Сартру очень часто мы меняем маски, идет поиск масок самих для себя. Не то, что я хочу казаться в глазах других, например, там, белой и пушистой кошечкой, а вот я сама в это верю, например. Да?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет, я не могу с этим согласиться. Я не знаю это у Сартра ли, или это интерпретация. Ну, может быть, твоя, может еще чья-то. Человек наедине с собой не нуждается в маске. Другое дело, что есть некоторая модальность контакта, когда я представляю себе, ну, скажем, наш с тобой разговор, и в этот момент я формирую некоторую маску. Но, если представить себе, что человек оказывается на необитаемом острове и как Робинзон он там обречен на двадцать лет одиночества, то он точно не будет изображать никого, потому что не будет зрителей. Такие чувства как стыд, а маска - это в первую очередь, ну, такое произведение, которое формируется стыдом или страхом стыда. Оно, в общем, в одиночестве не нужно. Поэтому, я думаю, что все-таки речь идет не о формировании масок для кого-то.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну вот Сартр очень хорошо описала это в своей новелле "Детство хозяина". Вот там как раз именно этот поиск масок. Видишь, мы просто с разных сторон подходим. Вообще, экзистенциальное направление философии в психологии - это единственное направление, которое родилось сначала в литературе, а затем уже перебежало в философию, в психологию. Обычно все было наоборот. И, возможно, как раз Сартр, как основоположник изложил так, а когда уже серьезно начали заниматься этим...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну так не, ну это всегда так - сначала наблюдение, а потом теория. Ну смотри, вот опять-таки...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну вот те, кому интересно, почитайте новеллу Сартра "Детство хозяина". Вот там просто с маленького, самого маленького он рассказывает вот это формирование масок у главного героя, как он подбирал, менял.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Но не в одиночестве.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Нет, не в одиночестве. Эти маски были навязаны. Например, первая маска, которую ему навязали - то, что он девочка. Его маменька любила наряжать его в девичьи платьица, когда он был маленьким и, в общем-то, он очень долго считал себя девочкой, и не принимал отношения как к мальчику.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну да, можно представить себе, что маменьке очень трудно было проявлять нежность к мальчику, а к девочке, в общем...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Во время своего подросткового возраста в гимназическом туалете он вычитал надпись на стене туалета, где было написано, что он длинная спаржа. И вот он очень долго переосмысливал, что оказывается, так его воспринимают окружающие. Он исписывал листы бумаги, одной и той же фразой - я длинная спаржа, я длинная спаржа, пока не поверил, не убедил себя, и именно так не нес себя окружающим. То есть, выйти из этого ему помогла там симпатия девушки и так далее. То есть, вот такие вот разные этапы. Ну, ладно. Давай все-таки перейдем к эффекту Зейгарника.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Зейгарник.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ой, Зейгарник. Извините, пожалуйста, слушатели. Зейгарник. Эффект Зейгарник.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Блюма Вульфовна.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Видишь, гендерная дискриминация. Мне все-таки хочется превратить женщину психолога в мужчину, просклоняв фамилию. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну она, с точки зрения, там глубины ума, она была очень, поэтому...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Итак, очень коротко. Прежде чем Юра расскажет обо всех деталях, эффект Зейгарник - это психологический феномен, который заключающийся в том, что люди склонны запоминать внезапно прерванные занятия и задания больше, чем те, которые успели завершить. Данные об этом эффекте были получены опытным путем естественно. Проводилось много экспериментов, участниками которых были школьники и студенты. И во время этих экспериментов испытуемые заканчивали одни занятия, а другие прерывали. И вот потом, когда их просили подробно описать детально первое и второе задание, что они выполняли, вот то, которое они завершили до конца, они не могли вспомнить детали все, зато прерванное очень четко могли описать, вплоть до мельчайших деталей.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Эффект этот он называется именем Блюмы Вульфовны Зейгарник. Ну еще его называют эффект незавершенного действия, именно незавершенного действия. Он имеет очень большое значение, потому что правда он формирует нашу психику. Наша психика в очень большой степени состоит именно из незавершенных действий. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что ты имеешь в виду? 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, какие-то вещи, которые не завершены, наши чувства появляются именно там, где мы не можем завершить действие.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Получается, незавершенное действие это даже лучше, потому что оно лучше остается в памяти?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет. Ну, трудно сказать. Ну, знаешь, иногда же остается в памяти...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ведь мы стремимся всегда завершить действие.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Достаточно драматичные переживания. Там, ну, скажем, ситуации связанные с насилием очень часто остаются в памяти, ну, будучи незавершенными. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Или бывший-бывшая, который не выходит из головы. Если проходит много времени, они не выходят из головы, значит, это был незавершенный какой-то процесс.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вот именно. Знаешь, вот смотри, там мужчина и женщина могут развестись и потом десять лет, будучи уже в разных браках, имея даже детей в следующих отношениях, они могут вести внутренние диалоги. Что-то доказывать, что-то объяснять друг другу. Ну, я, по крайней мере, сталкивался с таким в практике.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Я столкнулась совсем недавно. Мои друзья коллеги...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вот это и есть эффект незавершенного действия.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Мои друзья коллеги, с которыми вместе начинала работать на радио, еще в ту пору, когда первые коммерческие радиостанции появились в Киеве, после того, как они расстались, уже десять лет прошло, действительно, я просто и с ним, и с ней поддерживаю отношения, мы дружим, и постоянно в разговорах они обращаются мысленно, касаются. То есть, вот это незавершенное действие действительно носило очень серьезный отпечаток. Год назад все-таки они решили встретиться просто поговорить. Они просто поговорили. Оба, и он, и она уже замужем, женаты, уже у них новые семьи. Они поговорили, причем очень хорошо, замечательно. Все. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну вот в том-то и дело.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И как рукой сняло все. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Возможно... знаешь, иногда при расставании, даже если отношения были не самыми удачными, там, скажем брак не сложился, иногда для того, чтобы завершить отношения, нужно всего лишь сказать о своей благодарности, даже несмотря на то, что отношения не сложились.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Вот так они и сделали, потому что я, естественно, расспросила у подруги, ну как же прошло. Вот она рассказала, что она просто попросила прощение. Она была виновата. И поблагодарила за годы, которые были вместе. 

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, и возможно некоторое сожаление по поводу того, что не удалось, но, тем не менее, благодарность за то, что все-таки были, или хотя бы за то, что были намерения.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Хорошо. Опять я своего любимого писателя сюда втисну уже. О Сартре поговорили, теперь Кафка, к которому я обращаюсь, время от времени. Ну люблю я его, уж простите. Вот его письмо отцу, обида, накопленная в детстве, которая много-много лет в его сердце горела. Отец так и не прочитал это письмо. После смерти отца, насколько я помню, кажется, писал это письмо. Если действительно уже завершить отношения невозможно, потому что невозможно. Например, этого человека нет в живых. Как быть?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну смотри, вот допустим, то что я предлагаю там своим клиентам, у которых могут быть незавершенные отношения с человеком уже ушедшим, с кем-то из родителей, я предлагаю сказать, ну, как будто они разговаривают с еще живым отцом или матерью, или кем-то еще. Или даже если человек жив, то, ну, скажем, отношения невозможны, потому что он живет там в другой стране.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Или не хочет встречаться. Помнишь, нам звонил слушатель?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Неважно. Да. Сказать то, что хотелось сказать, сказать то, что не получилось сказать при встрече, при отношениях. И это, в общем, очень сильно помогает. Потому что все-таки завершается какое-то действие, завершается какой-то блок. 

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Вот и судите сами, будет эффект Зейгарник после этой программы или нет, завершили мы ее или вот оставили финал незавершенным.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не, ну наша задача как раз использовать эффект Зейгарник.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Нам уже нужно просто заканчивать программу. Вот поэтому мы просто прямо сейчас прерываемся. Это такой эксперимент.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что останется в нашей с вами памяти? До свидания.

Гости программы и спикеры:
Юрий Шевченко
Психолог, психотерапевт

Поделиться:
Читать все
Читать все