СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Жизнь не перестает быть забавной, когда люди умирают, как не теряет своей серьезности, когда люди смеются"

"Вне контекста"Смех сквозь слезы

Стенограмма "Вне контекста" на Радио Вести

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Здравствуйте! Будем сегодня говорить про людей способных улыбнуться даже тогда, когда не до смеха. Ну, и собственно и сам смех. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, и повод у нас замечательный потому, что 125 лет со дня рождения Остапа Вишни, одного из самых талантливых, на мой взгляд, литераторов украинских и одного из тех людей кто является символом того, что можно назвать украинским юмором собственно. Юмор это черта в первую очередь самую иронию, юмор умение посмеяться над собой, это, мне кажется, проявления здоровья всегда. Но очень часто смех бывает сквозь слезы. И вот мы хотим задать вам сегодня такой вопрос: По-вашему, смех - это дар или наказание? Если вы считаете что смех - это дар, звоните нам по телефону 0800504901, если смех - это наказание, по телефону 0800504902, а также присылайте нам, пожалуйста, СМС на короткий номер 2435, напоминаю, что я прошу короткие ваши сообщения подписывать потому, что анонимок в эфире читать не буду. Ну, и послушаем первую нашу историю.

26 декабря 1933 года Остап Вишня был арестован. 4 месяца между писателем и следователем происходило странный диалог. «Вам было поручено убить Павла Постышева» - «Откуда вы это взяли!» -«КПУ и партия знает все». Остапу Вишни было ясно, что без приговора его не выпустят. Уж лучше считаться террористом, чем контрреволюционером, - рассуждал он. - Так хотя бы прослывешь героем». А допросы тем временем продолжались. «Покушение на Постышева берите на себя, этого требует от вас наша партия и правительство» - «Не хочу» - усмехнулся писатель. «Что значит «не хочу»!- «А потому не хочу, что сегодня вы поручаете мне убийство товарища Постышева, а завтра чего доброго пришьете мне изнасилование Клары Цеткин, а мне нельзя я человек семейный». 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Удивительный жанр Усмешки созданная Остапом Вишней не фельетон, не юмореска, когда говорят, о том Вишня во многом наследует традицию Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова, это лишь подчеркивает насколько Остап Вишня сам по себе, то есть традиции традициями, а уникальность и как следствие неповторимость очевидны, вот был ли он сатириком в чистом виде? Нет, конечно. Был ли юмористом и только. Конечно, нет. Здесь нечто иное, возможно все дело в доброте, доброжелательности лежащей в основе его рассказов, он просил «Пошли мне судьба силы, умение, везение, чего хочешь, только чтобы я что-нибудь сделал такое, чтобы народ мой в своих печалях горестях, раздумьях, сомнения, чтобы народ улыбнулся?». Если говорить об украинской культуре, украинской литературной традиции, то здесь мне кажется как раз нам с этим делом повезло, преодолевая боль сквозь слезы и по иным причинам, но в украинской литературе очень много как раз моментов самоироничных. Начиная собственно от первых книжек. «Иней був парубок моторный» и продолжали эту традицию и Остап Вишня и очень многие другие. Я вообще считаю, что искусство, которое позволяет себя самоиронию, национальное искусство, которое позволяет себя самоиронию, оно говорит о, если применимо такое слово о, неком национальном здоровье. Помнят даже наши коломики українські, соломійські коломики, там огромное количеств само ироничного. У меня посмеяться над собой даже в самых тяжелых ситуациях даже сквозь слезы. Это свойство и британской культуры, британцы очень жестко шутят, очень много разговоров о жестком и циничном британском юморе, но в первую очередь британцы имеют шутить жестко над самими собой.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, в любой случае это свой свойство и народа и свойство отдельного человека, это в определенном смысле свидетельство того что человек живой, эмоциональный, он существует и в прошлом и в настоящем, он каким то образом проецируется в прошлое, живой эмоциональный человек. Но ведь вообще что полагать под смехом? Смех может быть рефлекторным сокращением мышц, вот например , вызванным щекоткой, смех может быть разумным, то есть таким, который осознает себя и собственно просто смехом, улыбкой, потому что настроение хорошее и длиться эта улыбка до тех пор пока человек не задумывается о причине своего настроения. Вот как задумывается человек, как начнет разбирать на составляющие, вот праздник сразу закончиться. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, не обязательно.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Он престанет смеяться. Смех тонкая материя даже самый брутальный примитивный смех уязвим, а что говорить об иронии, об изящном смысловом повороте, об игре в слова и смысле и так далее или просто как уже было сказано хорошее настроение, которые испортить на раз-два. Просыпаешься, солнце в окне, птицы и вдруг звонок какого-нибудь доброжелателя и доброжелатель говорит, например, мол, на твою книгу некийй Пузякин или Кузякин статью разгромную написали, ты начинаешь думать об этом, например, не хорошо конечно думать о Кузякине, о котором ты до сих пор ничего не слышал, скорее всего вообще ничего никогда не узнал, потом о самой статье, где ее почитать и только через два-три часа начинаешь вспоминать, а ведь хорошо было - проснулся, солнце, птицы в окне, вот как у Джона Китса "Чему смеялся я сейчас во сне?" И правда почему смеялся? Не вспомнишь, ускользнула реальность, а вместо нее подмена, так что знаете, в сущности, мы сегодня говорим не сколько про смех сколько как суметь прожить свою собственную жизнь, как удержать собственную реальность. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я вам Алексей, одно могу сказать, что если просыпаетесь в хорошем настроении и начинаете смотреть на солнышко или на туман за окном, это говорит о том, что у вас нет депрессии, например, потому что одно из проявлений депрессии - это когда человек очень оживленно возбужден перед сном, а просыпается в скверном настроении, то есть уже результат хороший. А вот что до как бы сравнения уныния и смеха, то они вообще об руку идут, потому, что самые лучшие комики известные мировые это, как правило, очень унылые изотопические и замкнутые люди, таким был Чарли Чаплин, таких примеров очень много, а с другой стороны, мало что вызывает уныние, чем когда человек шутит чужыми шутками или пытается выдавить и повторить кому-то пришедший в голову каламбур не понимая логики мышления, почему это возникло в чужой голове. Когда человек шутит чужими шутками, ну, ладно там повторять какие-нибудь шутки из какого-нибудь Ильфа и Петрова. Это такое. Это уже как народное творчество, а вот полученную в разговоре остроту, когда человек повторят не свою, это ведь всегда видно, всегда видно, когда человек не чувствует логики шутки.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот это вы как раз упомянули Ильфа и Петрова и у них, по-моему, есть такая история «Нахал», по-моему, называется, вот как раз человек сыплет все время чужыми остротами вот признан в обществе остряком, остроумцем, он вызывает такой особую неприязнь у главного героя, собственно лирического героя, которым является и Ильф, и Петров в одном лице.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот у меня почему с детства особое неприятие вызывает как раз Ильф и Петров, пытался я читать их книжку про золотого теленка, не смог себя заставить, но может быть тут вопрос не в том, что они дрянные шутники, а в том, что у меня характер дрянной и все то, что чем больше людей что-то хвалит, тем больше скепсиса и отторжения у меня эта штука вызывает, поэтому как то моя жизнь без Ильфи и Петрова прошла.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Скажу больше, подождите и Робинзон Крузо нельзя я нахваливать, я думаю, вы читали, как вы относитесь к этой книге? 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, в школе многие читали не приходя в сознание, потому что это по программе школьной было положено, я уже не помню. Единственное что действительно было смешно и весело это то, что наша учительница по русскому языку и литературе называла его Робинзон КрузО. Вот это было очень весело и мило. Мы сейчас перервемся не на долго, а потом вернемся к теме смеха и уныния. На волне Вестей, Радио новостей и мнений. Мы продолжаем говорить о смехе. О смехе сквозь слезы. О смеховой культуре народной и как бы индивидуальной и высокой если хотите. Потому что исполнилось 125 лет одному из самых искрометных уникальных юмористов и знатоков украинской ментальности Остапа Вишни просим вас ответить сегодня на вопрос. Смех - это дар или наказание. Если вы считаете, что смех это дар, звоните по телефону 0800504901, если смех это наказание по телефону 0800504902. А у нас для вас припасена еще одна история.

Единственное, о чем думал писатель Ярослав Гашек попав на фронт Первой мировой войны, как с этого фронта дезертировать, но увы каждый раз побег срывался. В битве под Сокалем удача казалось улыбнулась Гашеку, за ближайшими деревьями он услышал русскую речь. "Пора, - подумал писатель, устремляясь к братьям славянам. К его удивлению из леса вышли триста русских солдат изъявивших желание сдаться в плен и Гашеку ничего другого не оставалось, как препроводить их на Австрийские позиции. За пленение русских писателя пожаловали званием ефрейтора и серебряной медалью за мужество. А может все было по другому? Когда в последствии Ярослава Гашека спрашивали за, что он получил медаль. Он неизменно отвечал: "За то что избавил батальонного командира от вшей. Намазав его ртутной мазью".
Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Гашек с детства попадал в забавные и не очень истории. Когда в Праге в 1897 году была анти немецкая демонстрация Гашек принимал в стычках с полицией самое-самое активное участие. Однажды полицейский патруль при обыске Ярослава Гашека обнаружил у того в карманах камни и задержал для разбирательства. Все уверения Гашека, что камни были куплены для школьной коллекции минералов комиссаром полиции были отвергнуты, он пригрозил, что на завтра Ярослава расстреляют без всякого суда и вот Ярослав Гашек, 14 летний Гашек пишет письмо домой. Мне очень письмо нравиться. "Дорогая мамочка! Завтра меня к обеду не ждите, так как я буду расстрелян. Господину Гасапреду скажите, что полученные мною минералы находятся в полицейском управлении, когда к нам придет товарищ Вайпишек, то скажите ему, что меня вели 24 полицейских, когда будут мои похороны еще не известно"

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот Гашека когда читаешь, у меня возникает, я имею в виду безусловно его истории про Швека в первую очередь, возникает желание классифицировать его национальный юмор по такой фридиской шкале: анальный и генитальный. Генитальный юмор он свойственен во многом, там украинский юмор. как бы понятно о чем там, на тему всяческих сношений половых, а вот анальный юмор, это как бы так более примитивная вещь. где все сосредоточено вокруг, назовем вещи своими именами, там испражнение, испускание газов, я думал что у Гашека такой талант, когда я столкнулся с этой книжечкой иллюстрированной про кротика, который выясняет, кто ему накакал на голову, я понимаю, что это может быть черта национальная.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Подождите, подождите, как быть с французами тогда. Вот Ганкоры тоже это их высказывание, которые задолго было произнесено до Войновича, что все в этом мире это циркуляция навоза. Так что это тоже ведь...

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я же не говорю, что один юмор лучше другого. И то и другое по своему, может быть смешным и по-своему, может быть не смешно. Это в зависимости от того как и кем и каким образом это все демонстрируется, но вот например, в Южно-Корейской культуре тоже очень много проявлений того, что можно было бы называть анальным юмором. Там вокруг этого всего неприятных запахов и прочих вещей, мультики, эти бесконечные шутки в телешоу, я просто к тому, что какое-то странное деление точно не географическим принципам распределяется.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Но в любом случае роман Ярослава Гашека любовным не назовешь, хотя там есть... поручик, но тем не менее. Хотелось бы о чем поговорить. Собственно о самом смехе. Вот в основании смеха - игра и потому, наверное, чаще всего смеются дети, потому что дети выбирают игру и игра не просто, говорят опознание через игру но, тем не менее, игра не просто способ познания, но прежде всего естественное состояние жизни ребенка. Вот дети и есть играющие люди. Это термин часто возникает "играющие люди". Вот дети и есть играющие люди, что до взрослых, то здесь не сама игра, сколько осознание игры, делающее смех осознанным, но собственно смеются не только люди, поскольку не только люди играют. Играют звери, играют птицы, я помню, как наблюдал удивительную сцену: спаниель гонялся за ласточками, а ласточки подлетали вплотную к собаке словно приглашая: "Ну, давай, догони, ну, попробуй". Собственно это не такая удивительная сцена, все живое играет в эту игру, ходит на грани жизни и смерти. Так что смех как производное смеха, кроме прочего, так или иначе, это явление героическое, если угодно трагическое, когда игра внезапно обрывается гибелью. 
Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, но тут что вы говорите об игре нужно отделять от того, что называется азарт, потому что азарт это что-то что называется на конкретную цель, а еще это все мне напомнило строки Зинаиды Гиппиус, у которой есть стих замечательный посвященный игре. "Игра загадочней всего и бескорыстнее на свете, но как всегда не для чего, как не над чем смеются дети". Писала Гиппиус. Ну, а если говорить о собственно традиции сатирической, то тут очень по-разному эту тему вообще можно трактовать, что можно назвать юмором, что можно назвать сатирой. Вот, например, литературовед питерский Виктор Топоров, он когда-то назвал самым главным сатириком русской литератур Александра Солженицына. И он говорил что «Красное колесо» и другие поздние работы Солженицына это не исторические произведения не идеологические ,это очень жесткая сатира на самом деле. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: На самом деле, когда говорят о сатире, все равно как бы сказать отдаляются от юмора поскольку юмор необходимый инструмент в сатире, я что-то не отсмеялся и во всяком случае не помню, когда я улыбнулся читая названное вами произведение.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, нет, вы знаете, сатира это не обязательно юмор, там может быть сарказм, это немножечко другой момент.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Сарказм в любой случае там прячется юмор. Юмор как инструмент. Это еще раз говорит незадача повеселить аудиторию, но это способ, это такая форма разговора, это определенная игра, если угодно, поэтому юмор он присутствует в сатире. Вот чего больше. Вот мы говорим, когда больше юмориста Юморист не может, что значит просто шутить. Все равно не просто и где-то там в самом юморе может прятаться, например, сатира, если вами были упомянутый сарказм. Вопрос - просто чего больше. Поэтому это разделение вообще условно, но, тем не менее, если больше сатиры, если больше некого обличения, мы говорим в силу обличения, да, это сатира. Но, тем не менее, где исключает присутствие юмора.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Знаете о чем это заставляет задуваться? О том, что на самом деле смех вобщем-то может быть индивидуальным и понятие смешного и понятие сатиры может быть тоже индивидуальным. Может быть Топорову действительно было смешно и весело читать Солженицына. Смех на самом деле общий для всех только, если этот смех от щекотки. И то я думаю, есть люди, которые к щекотке не чувствительны. А вот все остальное, для каждого сменно свое.

Ярослав ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Абсолютно. Тут еще вот очень важный момент, «Да согласен с вами. Со Алексей гласен когда оперирует всеобщему, не только говоря от щекотки, например, вот такой пример существует, смех заразителен. Во всяком случае, на это уповают те, кто ставит в сериалах закадровой смех. То есть точно указывает место, где нужно смеяться. Вот, правда, пока еще нет бегущей строки поясняющий, в чем соль шутки. Но это пока. Иллюзия всеобщности, на которой держится так или иначе наша реальность иначе не выживет, рассыплется. Одно дело критиковать, ну скажем, вчерашний советский строй, хотя бы потому что он в прошлом, вот черное, вот белое, с прошлым всегда в этом смысле просто, с настоящими сложнее. Например, скажем, сидят миллионы людей перед телевизором, смотрят, как спортивные молодые люди за хорошие деньги гоняют по полю мяч, еще более того - богатые. Или, например, и вот тут очень важный момент здесь как бы подключенность к спортивной здоровой жизни. Точно так же миллионы людей смотрят какое-нибудь политическое шоу и чувствуют свою причастность не только к местной, а скажем к мировой политике. Такой себе клуб Васасеуле Флоханкиных. Так что на этом фоне закадровый сериальный смех, невинная подсказка и чем дальше надо это понимать больше необходимое.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот, что пишут наши слушатели. «Смех - наказание, а радость подарок», - пишет Настя из Харькова. «Смех – это дар не каждый человек может похвастаться красивым смехом, пишет Татьяна из Киева, А Саша из Броваров пишет нам, что про изумительно доброе кино Веселы Жибокичи, наверное, стоит пересмотреть. Ему, и чья хочу напомнить вам уважаемые слушатели, что мы обращается к вам сегодня, вспоминая 125 лет со дня рождения Остапа Вишни, человека с невероятным чувством юмора, но человека прожившего достаточно трагичную жизнь. Обращаемся к вам с вопросом в вязи с его юбилеем. Смех - это дар? Если вы считаете, что это так, то звоните нам по телефону 0800504901, или смех – это наказание, если наказание звоните по телефону 0800504902. Относительно смеха, тут знаете есть еще если говорить о наказании то и щекотку мы вспоминали, очень серьезный момент, во-первых, в смехе, а во-вторых в специфике человеческого чувства юмора играет даже физиология человеческая. Вот-то как смешил 18 век Вольтер, его желчный сарказм, во многом, мне кажется, был инспирирован не только его склад ума, а и тем невероятным букетом болезней, чуть ли не все болезни 18 века собрал в себе кроме что разве что сифилиса, который заставлял его вот таким образом видеть мир.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, что же трагическое воспоминание. А почему нет.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: То есть вы согласные с тем, что трагическое воспитание. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Мы не случайно смеемся, не случайно реагирует на ту или иную шутку, потому что мы есть такие, какие мы есть, с этим с вами не буду спорить.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Даже и физиологически. Прервемся сейчас и потом проложим. Говорим сегодня о смехе, о его природе, о его причинах, о смехе сквозь слезы, в том числе, потому что очень часто люди, которых мы считаем шутниками, юмористами и душей компании по-сути бывают носителями очень печального жизненного опыта. Таким был Остап Вишня, которому 125 лет исполняется ми, которые между тем остается одним из самых искрометных писателей юмористических украинских. Мы просим вас ответить на вопрос на вопрос. Смех, по-вашему, это дар или наказание. Если дар, звоните нам по телефону 0504901, если наказание - по телефону 0800504902. 

В Ленинградскую больницу на прием к терапевту явился не высокого роста мужчина с гарусными темно карими глазами. «Доктор, у меня бессонница, апатия, ничто не радует» - «Да, Удивился врач, - в такое грандиозное время и ничто не радует, не хорошо. Осмотрев мужчину, доктор определил, что причина подавленности не физического, но психологического свойства. Вам нужно развеяться, нужны положительные эмоции, смех, я бы советовал почитать рассказы Зощенко и ваша хандра туту же улетучится. А нет ли какого другого более действенного средства, поинтересовался пациент. «Чем же вас Зощенко не устраивает?» - «Будете смеяться, я обещаю» - «Вряд ли, - грустно усмехнулся мужчина, я и есть Зощенко» 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот такая история. Анна Ахматова гуляет, встречает на проспекте Михаила Зощенко. Зощенко идет и уже знает о Ждановском постановлении центрального комитета, в котором его и Ахматову назвали "подонками" и "пошляками", но спрашивает Ахматову: "Анна Андреевна, как же теперь жить, а?". Анна Андреевна еще ничего не знает о постановлении и уверена, что Зощенко в очередной раз поссорился с женой, она отвечает: «Терпеть, Мишель, терпеть» - « Спасибо, Спасибо, Анна Андреевна, вы мне очень помогли».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вытерпеть пришлось им долго. Вот нам Андрей написал, кстати, сарказм не содержит в себе юмор. Сарказм это злость, завернутая в юмор, как невкусное лекарство в сладкую оболочку, но в этой фразе собственно вы Андрей вы сами все правильно назвали, потому что лекарство, важно - лекарство. Сарказм в самом деле есть лекарство. Юмор не обязан быть только умилительным, понимаете, всякое ни-ни-ни это не юмор. Часто просто проявление в какой-то степени имбицильности, а сарказм куда действеннее во всяком случае. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, вообще да, безусловно смех к слову вообще может быть разрушительным. Разрушительным, но зачастую смех расчищает пространство для новой игры, новых замыслов, неспроста именно смех сопровождает рождение нового в искусстве. Во-первых смеются те кто не принимает новое в искусстве забыв о поговорке «Смеется тот кто смеется последним», но главный элемент буфанады как бы несерьезного баловства, игры лежит в основании всех мало мальки значимых культурных сдвигов. Так было, например, в эпоху рождения постановления авангарда. Неслучайно одно из заглавных стихотворений русского футуризма, так и называется Заклятие смехом. Стихотворение написано Хлебниковом в 1909 году. Вот я позволю себе процитировать. «Заклятие смехом». 
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево!
Усмей, осмей, смешики, смешики!
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вы вот упомянули слово, термин "буфанада", нам Саша из Броваров пишет: «За что любят всех этих Сердючек, Виталек! Грустно» Я не знаю, какого Витальку вы Саша имеете в виду, а вот Сердечка, это невероятно талантливый артист, на мой взгляд. Это как раз Андрей Данилко как раз и продолжатель вот той здоровой, я считаю, традиции украинской культуры, это умение смеяться над собой, это моменты самоиронии, этого ироничного наблюдения над собственными слабостями, над собственным характером. И то, что делает Андрей Данилко в образе Сердючки это с одной стороны, если хотите, вообще этнографическое исследование, это современная этнография, потому что вот его суржик природным, это не надуманный, это не изобретенный суржик по Деревянского, это действительно живой язык. Я вот был на Полтавщине, я слышал, как таким языком именно говорят. И у Данилко есть уникальный талант подметить то, что называлось раньше в 19, в начале 20 века - народные типы. Это, в самом деле, смешно. Вот как раз незлобно, но другой стороны в достаточной степени саркастично, тот образ, который он создает он использует такой момент как кич. На самом деле очень осознанно, потом что кич может в культуре использоваться когда это инструмент, когда инструмент как раз юмористический, гораздо хуже, опаснее, гораздо грустней, уважаемый Саша из Броваров, это, когда кич сопряженный с пафасом, самоуверенностью и не позволяющей иронией пытается выдать себя за культуру. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: И в итоге это не смешно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В итого это не смешно. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот вы знаете еще что, сатира, юмор и так далее помимо прочего или нет, способ добывания смеха. То есть смех можно мыслить как драгоценное состояние значимое само по себе. Вот понятное дело, что смех бывает разный..Бывает примитивным и разумным. Очевидно и то, что задача сатирика, о чем мы сегодня говорили клеймить, пороки общества не веселить, но, тем не менее, именно смех способен обезоруживать самого сильного противника, хотя бы потому что это делает его смешным. Я сейчас собственно о самом феномене смеха, не просто о способности, но потребности человека смеяться, чаще над другими , реже - над собою. Смеяться умные или глупый шутки, но смех дает дополнительное пространство. Вот не знаю насколько смех продлевает жизнь, то есть продлевает время. Не знаю, но прежде всего пространство как б еще одно измерение и где с одной стороны все такое как всегда на все же несколько другое. Вот этот зазор, это разница образует смех. Так что в природе такого несерьезного явления как бы несерьезного явления прячутся познавательные истории мне думается. Это не насмешка, не насмешничество над миром, пусть неосознанная попытка видеть и слушать реальность. Но, тем не менее, попытка вдеть и слышать реальностью во всем диапазоне. 
Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А как вот согласитесь ли вы с тем, что пишет нам Роман из Киева. «Смех умного - дар, смех глупого - наказание. Я не знаю, что значит смех умного и смех глупого, ели брать смех ребенок беспричинный, о котором вот Гиппиус писала. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ребенок не бывает глупый, то есть к ребенку не возможно применить, мы сравнивает, ведь это сравнение некого взрослого умного или неумного человека ми ребенка. Ребенок в преории не может быть глупым, он может быть ребенком. Ну, уже в сравнение с другими детьми, если некорректность если они уместны, если они вообще кому-то нужны. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, мы же говорили что это очень индивидуально, иногда шутка глупая или брутальная может быть действительно остроумной, на первый взгляд шутка глупая, а что такое мех умного, ну, я даже не знаю, что имеется в виду. Ну, во всяком случае, смех умного не может быть никогда над глупостью неумного человека, потому что это как бы будет ситуация наоборот. Умный распишется, что он вовсе неумен. Георгий нам пишет: «Ильфа, Петрова и Зощенко не понимаю, примитивизм юмора Остапа Вишни, люблю Ивана Котляревского и Михайла Яцкиво. Снова таки дело вкуса, понимаете, вот я считаю как раз Вишня прекрасный продолжатель Котяревского и ничего примитивного в нем не наблюдаю, а тот же Данилко для меня тоже продолжатель собственной линии Гоголя и Котляревского, Вишни. Тут вы не можете доверить какому-нибудь авторитет в том, что вы считаете смешным, что вы считаете юмор настоящим или примитивным . Потому, что наверняка на то что вы считаете юмором настоящим, найдется человек, который скажет что это юмор примитивный. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: В любой случае, что вы являетесь источником этого самого смеха. И скажем Демокрит говорил: «Я смеюсь, ибо важного в делах нет ничего - все пустота, движение атомов и бесконечность. Дикий кабан испытывает жажду лишь пока не нашел воды, волк пожрав свою добычу успокаивается. Человек не может насытится. Как мне не смеяться.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Нам снова надо будет прерваться, а потом продолжим разговор об унынии и смехе. Вспоминая порою достаточно трагичные и печальные судьбы и характеры, достаточно нелюдимые тех людей, которые принято считать блистательными юмористами, мы предлагает вам сегодня ответить на вопрос: Смех это дар или наказание? Если вы считаете что дар, звоните по телефону 0800504901, Если наказание, по телефону 0800504902. 

Каждую новую часть книги Франсуа Рабле Гаргантюа и Пантагрюэле неизменно запрещали. Так было и с четвертной частью, которую парижский парламент там же приговорил к сожжению за вольнодумство, сквернословие и ересь. Рабле решил затаиться на время, а чтобы его не беспокоили по чем зря распустил слух о своем аресте. Теперь ему ничто не мешало взяться за пятую книгу, а его героям продолжить странствие к острову, где живет оракул Бутылки изрекающий одно слово. Пей. То ли предлагая выпить, то ли намекая на чашу познания. Увы, земное странствие самого Рабле приближалось к концу. Великий писатель умер 9 апреля 1553 года. Последними его словами были: Закройте занавес, фарс сыгран, иду искать великое, быть может. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: О Рабле ходит столько легенд. Ехал Рабле с тайной миссией к королю Франциску Первому, но задержался в Лоле, но не просто задержался, а поиздержался, все деньги ушли на кутежи и красавиц. Денег нет, а ехать все равно надо. Тогда собирается писатель известных лекарей и так между прочим предлогает рецепт нового яда, которым можно извести любого короля понимая в данном случае Франциска Первого. Уже через час тюремная карета в сопровождении стражников мчала к государственному преступнику в столицу к самому королю. Так за казенный счет шутник Франсуа Рабле попал к Франциску, не забыв на прощание вежливо поблагодарить стражников за оказанную любезность. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Кстати, вот фраза последняя Рабле предсмертная за крайне занавес очень перекликается-с одной из абсурдинских рассказов Даниила Харбса про театр, который заканчивается фразой: «Театр закрывается - нас всех тошнит. А ангел Бутылки и он конечно же получив свое время развитие в замечательном образе одного из самых искрометных рассказов Эдгара Алана По "Ангел необъяснимого", очень рекомендую. Кстати, вот на днях я встречался с украинским Любком Дерешом, у которого тоже встречаются романах примеры абсурдийского очень странного юмора и он сейчас занимается таким марафоном, с моей точки зрения. Он за определенное количество времени собирается почесть определенное количество книжек, каких-то специальных разных. Заодно и изучает историю жизни своих любимых писателей, так вот он рассказал мне про Джонатан Свифта еще одного известного саркастического ирониста, что вообще-то во времена жизни Свифта люди открыли для себя оптику и было такое салонное изречение, они все изобретали, собирали телескопы и микроскопы, что-то вниз рассматривали, а Джонатан Свифт преобразовал это хобби немножко по своему. Но на деле такие приборы только с искривленными сферами, с искривленным стеклом и глядя в такой прибор он не видел то-то приближающиеся или отдаляющееся, а искривленное, странное, может во многом эти эксперименты оптические и помогали ему урождать вот те странные образы великанов, гуикмов и прочее.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Или может быть он, таким образом, распорядился оптикой.
Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Так или иначе Дереш во всяком случае утверждает, что и Гоголь и Салтыков-Щедрин тоже подобными экспериментами оптическими увлекались.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, оптические эксперименты в живопись штука известная, это любопытный факт, любопытный безусловно. Вы знаете у нас смех сквозь слезы и как-то не вспомнить чудного поэта сатирика сегодня. Поэта, который каким-то образом из огромного списка поэтов сатириков уцелел. Потому что их было очень и очень много, скажем так. Амфитеатров, Михеев, Фамин Кроткий, Потемкин и так далее и так далее из этого понятно что большинство этих имен сегодня как бы известны только у в большей степени литературоведам, а вот одно и несколько имен и наверное одном из первых имен Саша Черный. Это имя сохранилось Это имя осталось в литературе слава Богу и у него есть замечательное настроение, которое так и называется Смех сквозь слезы. И я позволю сейчас процитировать несколько строк Стихотворение посвящено Гоголю. Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
Как хорошо, что ты не можешь встать...
Но мы живем! Боюсь — не слишком много ль
Нам надо слышать, видеть и молчать?

И в праздник твой, в твой праздник благородный,
С глубокой горечью хочу тебе сказать:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять,—
Но «смех сквозь слезы» радостью усталой
Не зазвенит твоим струнам в ответ...
Увы, увы... Слез более не стало,
И смеха нет».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Роман из Киева свой тезис о том, что смех много человека это дар, а глупого наказание, уточняет – «Горин это дар, а Петросян - наказание». Значит, тоже дело вкуса. Для меня вот, например, адское наказание Михаил Задорнов и потому что как раз его юмор он отвратителен тем, что его юмор ксенофобский, это юмор без самоиронии. В шутках Задорнова, которого почему то названо как сегодня, у меня нет телевизора давно нет, но еще несколько лет назад были забиты эфиры всех украинских телеканалов, более того что еще более возмутительно прилетая в аэропорт Борисполь и стоя в очереди в паспортный контроль можно было смотреть на огромный экраны с этим с позволения сказать шутником. Так вот в нем возмутительно то, что он пытается издеваться над представителям и других стран, других национальностях, юмор, который не построен с большой долей смеха над собой часто превращается в пахабство. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, вот как раз пример Саши Черного. Почему остался в истории литературы в, этот человек доброжелательный, сострадательный и человечный и это стало вот, скажем так тот элемент необходимый элемент, который в итоге стихи превращает во поэзию . Поэта сатирика представляет вот в таком контексте, в большом контексте смысловом. Вот давайте еще пару слов про смех. Вот что же это такое, смех игровая история, о чем мы сегодня говорили. Да, говорили о том, что и звери и люди играют. Вот разница, безусловно, есть в осознании самого фактора игры, хотя здесь можно поспорить. Мне приходилось, как рыбаку видеть, как мелкая рыба играет с хищными, не проявляет страха до последнего момента, а потом собственно поздно пытаться. Возникает ощущение, что природа играет в поддавки. Я уже говорил сегодня поэтому что это игра на грани жизни и смерти и именно в этой игре как раз и прячется смерть, если подумать то и человеческий мир строится на тех даже самых игровых принципах. Это те же самые прятки. Иногда опасные, иногда безобидны, даже забавные, скажем, родители заходит в комнату: А кто-то здесь есть, - говорит родитель играя в прятки с ребенком. И ребенок отзывается смехом. Вот те, кто боролись со смехом и таких примеров немало в средневековье и так далее и те, кто боролись со смехом знали что делали. Смех противоречие человекоцинтричости. Поскольку сближает нас большим миром. Делает нас частью Смеющегося человека называли богохульниками, рукомахальниками, тем, кто насмехается над божьим миром, а на самом деле тот, кто смеется, тот смеется совсем миром. Вместе с миром, будучи не первым и не последним. В этом как раз и есть чудо смеха. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Еще нужно не забывать о то что люди, которые не позволяют иронии над собой, не позволяют себе и другим посмеяться над собой, которые очень настаивают, на собственной значимости и серьезности, они, как правило, выглядят невероятно комично и очень неубедительно. И тут допустим в британской традиции замечательно преподнес эту изнанку такого ханжеского и серьезного отношения позиционировании как нынче можно говорить, по отношению к себе. Оскар Уайльд в своей пьесе «Как важно быть серьезным» действительно на серьезность, эффективно только тогда, когда она не пафосная хотя бы. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, и по крайней мере тут уже упоминали Горина, так давайте вспомним как он говорил устами своего героя барона Мюнхгаузена: «Я понял, в чем ваша беда - вы слишком серьезны». Все глупости на земле совершались именно с этим вопросом, выражением лица. Улыбайтесь господа, улыбайтесь. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, тут не только глупости. С серьезным выражением лица, к сожалению, не только глупости совершались, а очень часто жесточайшие преступления. Я предлагаю нам сейчас подвести итог нашего голосования. Мы попросили наших слушателей сегодня ответить на вопрос: Смех - это дар или наказание? И абсолютное подавляющее большинство 94 % позволивших считают, что смех это дар, а только 6 % считают, что это наказание.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, что ж это замечательно, что мы живем среди людей, которые не впадают в уныние.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, я думаю что каждый имеет право смеяться над тем, что ему весело, я думаю что мы не можем делить смех на высокий, низкий и так далее, на самом деле индивидуально и даже если это каким-то образом связано с человеческим здоровьем физическим или психическим как в случае Вальтера или того же Джонатана Свифта. Все равно нормально, не нужно уже в смехе-то и в своем праве на смех себе отказывать, ненужно.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это точно. И еще знаете вот когда читаешь биографию , особенно автобиографию юмориста или сатирика удивляешься как много смешного и забавного происходило у них в жизни, складывается ощущение как будто сама жизнь и обстоятельства лепили из них шутников. Отчасти в этом есть правда, как и в том со всеми нами происходит очень много смешного, забавного, но, то ли мы не всегда умеем видеть, то ли просто не осознаем и дело даже не в том, что печально и трагически заслоняет от нас человеческую улыбку, чаще заслоняет серость, обыденность, суета. И все же как говорил Бернард Шоу: "Жизнь не перестает быть забавной, когда люди умирают, как не теряет своей серьезности, когда люди смеются" 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Спасибо и до новых встреч.

Правила комментирования
На ресурсе запрещены:
  • Любые проявления нетерпимости к разным конфесcиям,расовым различиям,национальностям.
  • Размещение провокационной и/или ложной информации
  • Нецензурные выражения (мат) и оскорбления
  • Реклама(прямая или ссылки), оффтоп, флуд, капс.
Читать все