СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Мемуары - это осмысление и выборочная репрезентация своей жизни"

Секс с Анной СолнцевойМемуары

Стенограмма "Часа с психологом" на Радио Вести

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Здравствуйте, мои дорогие. Час с психологом настал и ваш личный психолог на этот час Анна Солнцева, приветствую вас! Со мной сегодня в студии для вас работает Оксана Садовникова, она у нас сегодня первый раз. Вы знаете тоже, что она психолог, говорить мы будем о мемуарах. Напоминаю телефон студии 0443901046, СМС на короткий номер 2435. Нас можно не только услышать, но и смотреть на Радио. Вести.ua. Здравствуйте, Оксаночка!

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Здравствуйте!

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Сегодня у нас забавная тема Мемуары, вроде она к психологии имеет последовательное отношение, в то же время мы напрямую работаем всегда с памятью, с воспоминаниями и мемуары как нельзя лучше иллюстрируют вот эту подлость, которую вовремя выдает самые хорошие моменты самые добрые, когда мы с человеком расстаемся, то, как правило, через год мы вспоминаем самое лучшее, то почему возникает тоска, мы уже не помним, неважно, как он нас обидел ли как он с нами поступил, с нашими близкими. Мы помним только хорошее. Какой запах был, как нам было сексуально с ним, хорошо и зависаем. Точно так же формируется и зависимость, правда же от хороших моментов и когда человек пишет мемуары, наверное, он создает свою собственную историю, у каждого из нас есть своя собственная история жизни, которую нам бы хотелось что бы вот так о нас помнили. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ну, да, Женечка, правда тема очень интересная. Все мы в какой-то степени мемуаристы, наверное, каждый из нас пишет свою книгу жизни. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Только у кого-то руки не доходят написать. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Правда, да, у кого-то на доходят, просто проживает эту книгу жизни. Кто-то видимо в свой момент жизни решает, что кому нужно воплотить эти воспоминания почему-то на бумаге..

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Как еще можно о себе оставить след, который видим. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Знаешь, вообще мотивация написания самих мемуаров не только этот мотив, а как след оставить, например, у некоторых мужчин это, чем больше детей, значит я не умру вот я в них проявляюсь.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: У женщин тоже так бывает. Это все-таки больше продолжение... Особенно у тех, которые работают над количеством, а не над качеством. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Некоторые да. Мемуары это как один из вариантов оставить след в истории и в принципе запечатлеть этот проходящий день, ведь его уже нет, в принципе прошлого нет, а как если он уже запечатан, вернее запечатлен, то вреде он еще как есть и вроде как есть. Это как про самопонимание, самопрочувствование себя в прошлом, собственно и планирование будущего и осознание себя сейчас тоже.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А ты когда-нибудь пробовала писать дневники? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Писала когда-то в подростковом возрасте, но как-то у меня не пошло.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: У меня тоже не пошло, не пошло, потому что то, что я о себе писала, потом перечитывала, это было не совсем я, вернее совсем не я. Это было какая-то девочка, которая стоит в позе и описывается часто придуманные какие-то переживания. Видимо какая я было хорошая или человек, когда рассказывает что не получилось, какие все плохие вокруг и что они сделали для того чтобы не получилось, а тебя вроде как бы и нет.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ну, дневники они входят как бы в мемуарную литературу, но все-таки они несколько отличаются. Если дневник это больше про личное каждодневное прописание, то мемуары это все таки из сегодня мы возвращаемся в прошлое и тут уже субъективность точно субъективность никуда не денешь, поскольку через призму сегодняшнего я оцениваю то, что было когда-то в прошлом из сегодняшнего состояния я инициирую те же чувства делаю выводы . Оно как бы и правда, но не вся правда, которая реально было в прошлом и тут вот от этой субъективности никуда не денешься в мемуарах. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: С другой стороны как написать, как донести до потомков, кем я была на самом деле, наверное, только в мемуарах.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Правда, только в мемуарах, хотя, наверное. через воспитание и ... мы тоже доносим, но тот факт, что например, что в юном возрасте те же потомки воспримут ту информацию, поэтому мемуары как один из источников запечатлеть вот это, если я хочу внести вклад в род, внести понимание каким я был и, кстати, возможно самооправдаться перед социумом перед тем же родом, перед потомками почему я был не просто так, не зря ел хлеб, каким-то понимания, возможно, запечатлеть уроки, чтобы потомки потом на них опирались, делали как-то выводы.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Я помню, что на меня произвели такие впечатления жены Александра Первого мемуары и ее взгляд на события в эту жизнь двухвековой давности, да два века уже прошло и меня заставили мемуары изменить свое отношение, казалось бы царь победитель, который покорил Париж, который выиграл войну, он такой человек, после этого сомневалась, что я бы хотела бы рядом с таким человеком быть или хотя бы..

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ну, мемуары это как одна из их функций это не только воссоздание личной жизни человека, который ее описывает но и воссоздание эпох, мало того это они позволяют соединить как бы линию жизни в одну какую-то сплошную цепочку, если говорить, что Холлес когда-то говорил, что "перевалы в середине пути" и у каждой жизни какие-то перевалы. Мемуары, возможно, дают возможность воссоединить в какой-то перенести взгляд с другой стороны, увидеть это целостно, потому что реально даже восприятие тех же публичных личностей все равно одностороннее как наших обывателей. Мы обыватели, но смотрим на какую-то личность, поэтому мы не знаем правды чего-то, но есть и другие мемуары, вот эти и раскрывали этот созданный проект...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Я не говорю, что благодаря ее взгляду Лени Рифеншталь на ситуацию внутри третьего Рейха, творческой личности, Геббельс ее очень гноил допустим. Это позволило выйти на такую линию.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Это прекрасно. Есть другая сторона мемуары , когда создают наоборот мемуары очень часто по старым актрисам, актерам, не по личности самого актера или актрисы, а по тем ролям, которые они сыграли, люди как бы воспринимают ...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Сам политик это тоже роль? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ее все равно воспринимают в контексте роли, и они как бы сопричастными видели роли они как бы переживали за личность ничего не известную воспринимается человек из призмы только из тех ролей ...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Ага, а здесь не бывает такого парадокса. Хорошо, а потому что я был рядом?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Бывает 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: То есть дайте мне погреться в лучах его славы. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: А это мемуары, знаешь ли...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: У Фаины Раевской очень ярко прослеживается, ведь люди, которые находились рядом с ней, человек там умирал от голода, в нищете, а люди рядом говорят, вот я была ее подругой, где же ты была, когда ей было так плохо? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Только люди, которые соприкасались об этом говорят, многие известные люди сами себя идеализируют собственно поэтому и пишут мемуары, потому что я великий. Простому обывателю не придет в голову написать о себе мемуары, огни себя идеализируют и пишут. Плюс мемуары это как бы самопознание человека, который их пишет самораскрытие. Но и того человека, который их читает и такое самопознание по соприкасаемой, по касательной посему, да. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А почему мы к этому приходим во второй половине жизни?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Я, кстати, задумывалась об этом, думаю, что мемуары не пишут, правда, где-то в первой половине жизни.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: В 30 лет кто написал мемуары?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Дима Билан. Я, конечно, удивилась насколько глубокая личность, есть ему чем поделиться, но правда пишут после сорока, после сорока пяти этот кризис середины жизни и думаю, что все таки мемуары не пишут, когда мне хорошо и тепло светло на душе. То есть мемуары это философский такой момент что-то осознать, понять в жизни, а как раз середина жизни, кризис середины жизни, как раз перевал в середине пути. Но он дает такую возможность в мемуарах это сделать, то есть, когда мы пишет мы не только прописываем и самоанализом занимаемся и тут же лечимся и тут же интегрируем. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Тогда вопрос зачем их издавать? Ты пишешь это для себя, ну, якобы для себя. Вот зачем? Издал Карагодский книгу о своей семье

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Возможно, это признайте меня, но, наверное, семье было бы достаточно того, что написано внутри своей семьи как то это покрутить.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Но вот такое признание, сейчас мы на рекламочку и вернемся. Ваши личные психологи, я Анна Солнцева и Оксана Садовникова вернулись к вам. Мы говорим сегодня о мемуарах и о том почему им иделизируем прошлое. 0443901046, СМС 2435, нас можно не только слышать но и смотреть Радио.Вести.uа, на наш чат уже дает первый отклик, "Что наша жизнь игра, а перефразируя ваш взгляд на себя свои мысли из собственного дневника в каком возрасте м часто живем будущим, тем какими хотели быть в подростковом возрасте да, понятное дело, то есть вы просто выражали себя тут и тогда". К сожалению не подписано и я не поприветствовав наших постоянных слушателей. Господ из Броваров и тех, кто собирается на нашу терапевтическую группу на территории Украины.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Не знаю, подростки все равно не издают мемуаров. Подростки, правда, не сдают и возвращаясь к вопросу туда перед рекламой, почему все таки не издают и не все люли я тоже думаю не издают, может у многих и написаны эти мемуары, а издающие их все таки люди творческие и я думаю где-то инцентричные, ведь мемуары все равно крутиться вокруг личности. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Безусловно. Это рассказ о том, какой я классный.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Какой я классный даже если в рассказе ведется из тени...Но, все рано, эгоцентризм присутствует, то есть с другой стороны если бы не было этого эгоцентризма, вот этой самости и вкусности эти мемуары не читали, именно на нее и ведутся люди и это читают плюс издающие мемуары это люди, которым нужно получить вот эту потребность в признание, удовлетворить, поскольку когда мы издаем мемуары это личное.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Вот согласитесь, жена Александра І кто главнее ее был в государстве. Вот зачем нужны были дневники которые нужно было бы издавать?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ты знаешь, может это проверка свей самооценки, потому что я издаю личное на публику и тут уже прижмут - не примут вопрос. Примут с той же обратной стороной,

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А с другой стороны это такой уникальный шанс отомстить всем.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Это один из мотивов написания мемуаров, отомстить кому-то, доказать что меня не правильно воспринимали. Плюс сейчас модны мемуары кто, с кем в отношении состоял и об этом никто не знал. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Да, и проверить невозможно но все равно такой классный потому что ...

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Правда. И когда люди принимают мемуары это как человеку подтверждение что да, я классный и признание есть мне все-таки меня принимают и с этой стороны тоже, потому

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Вот не присутствует здесь... У Карагодского хорошо исследование времени с точки зрения вот молодого человека, но опять это не том молодой человек написал, это написал этот молодой человек через 20 лет, когда у него появился жизненный опыт и он знает, о чем молчать, что преподнести что усилить, наверное, это уже не совсем честно

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Это не исследование правды молодого человека, это возможно соединение себя, опять таки соединение той линии жизни, которая проходит и воспоминание о себе юном и тогда принятие возможно проживание тех опытом, которые были не до прожиты и принятие себя в то время, но все равно реально я смотрю на это в данной позиции. Это я уже не молодой человек далеко. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А нет такой подложки, а я лучше, чем вот, это нынешнее поколение? Опять же идеализация прошлого? Может быть вода мокрей, трава зеленей, а почему тогда у меня было все лучше. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Идеализация может быть себя идеализируем себя в прошлом много идеализируем, вот это настольджи как бы тоска про утраченное детство, но здесь фишка в том, что мы идеализируем не отдельные какие-то моменты, как я катался на велосипеде, например, а вот состояние того детства, того же подросткового возраста и это, в принципе, как бы норма, нормально туда возвращаться, оттуда можно ресурс черпать достаточный и это был опыт, это было приятно и это то, что меня подпитывает здесь и сейчас может быть, главное там не застревать.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Знаешь, мне еще очень нравиться попытки исследования почему конкретный человек достиг вот таких вот высот и попытка вывести какие-то правила, которым нужно следовать остальным для того чтобы достичь чего-то, например, если читаешь мемуары Черчилля, это труд, труди труд и якобы таким был, а когда читаешь о нем в самом начале подавал вот такие надежды, потом он еще больше надежд, вот учись хорошо и будешь ты Черчиллем. Подмена правды на самом деле.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Подмена правды в любом случае плюс многие мемуары фильтруют, есть и те кто сами их написал, а еще кто их перечитывал и подфильтровал память наша мало того, что она выделяет те моменты избирательно, она еще любит их приукрашивать и все равно мемуары издаются. Это работа на публику как не крути, а если я работаю на публику, то я понимаю, что не особо будет приятно читать, как я ел там утром борщ, все равно я закладываю какой-то предпосыл, который я хочу передать и неосознанно человек все равно это будет делать, если это рассчитано на публику, ну если я пишу о Черчилле то я практически Черчилль. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: "Здравствуйте дорогие мемуаристы, я писал дневники подростком лет 5, но никогда их не читал" Господи, зачем тогда писал! "Сейчас иногда делаю короткую запись раз в квартал по саду и огороду. Олег Бровары. Здравствуйте Олег, именно вас я и имел в виду, когда здоровалась. "Анна Солнцева, у вас прекрасный характер и прекрасные..." и дальше все. «Мои дневники только для психически устойчивых взрослых, а издать их может быть, когда звезды скажут" Саша Бровары. Когда звезды скажут «да». Саш, я плохо вообще понимаю, что вы хотели сказать, наверное, вы хотели сказать, что у вас очень откровенные дневники.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Видимо да.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Скажи мне, а феномен бабушек у подъезда о чем вообще это? К чему это? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Идеализация прошлого, они ж недовольны настоящим. Вообще, если говорить про развитие человека то, как бы логично предположить, что человек с возрастом становиться мудрее.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Теоретически да, а как доказали исследования где-то недавно шутку слышала у нас вокруг нет взрослых, одни дети. Разного возраста.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Вообще-то да. Но если мы говорим про зрелого взрослого человека, то он развивается со временим и не будет этих бабушек, будет такой бабушкой или дедушкой, который сидите на скамейке и всем недоволен, но фишка в том, что у нас люди не развиваются очень часто и соответственно начинают деградировать где-то, если я деградирую , то понятно что...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А кто мне скажет, что я деградирую, я, что сама себе признаюсь в этом?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Конечно не признаюсь, я тогда в позиции ребенка, когда все не устраивает вокруг. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Я тогда отмщу своими мемуарами. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Я кто же сделает меня счастливой. Я тогда ухожу куда? В прошлое. Анализирую его. Возможно, там такого не было. Там определенно было лучше , там был кто-то кто делал меня счастливее. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Ну, там были еще люди, которые меня любили в априори, которые еще не ушли к тому времени.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: И на этом записывают собственно и этим живут и в этом то и проблема. Просто зависают в прошлом таким же макаром каким же зависали в будущем. Да мы не находимся в моменте здесь и сейчас и тогда мы пропускаем, конечно, все, что вокруг нас происходит и та жизнь которая мимо нас проходит и развитие тем более не будет, а наоборот регресс.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Скажи мне, а вот те, кто научился жить здесь и сейчас. Станет ли такой человек писать мемуары? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ты знаешь, по-моему, нет. Мне тоже так кажется. Если я в моменте я в принципе принимаю свой опыт, я сделал из него уроки, выводы какие-то, я с благодарностью все это несу. Не пережевываю бесконечно. Если говорить про мемуары, то когда человек что-то не дорожил. Если ему еще раз это нужно прожить, есть мемуары, где проживаются какие-то преодоления преград, трудностей, тогда читаешь не мемуары, а такое впечатление, что ты на войне, постоянно человек сражается. Возможно в этой жизни у него этих сражений нет, он вернулся в мемуарах в прошлое чтобы все таки этот цикл завершать. Что-то победить. В мемуарах есть возможность их до прожить, до осознать, до сочинить, возможно чего-то еще, но если ты не живешь сейчас, то тебе надо энергию где-то черпать, тогда ты прыгаешь или в прошлое или в будущее.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А не связано, вот все-таки психология довольно молодая наука, сколько ей лет, 100 всего, люди давно писали, не вязано ли написание мемуаров с тем, что не было психолога? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Если бы они были связаны, то они бы исчезли когда психологи появились. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Но не все же ходят к психологам, ну, и сегодня мы слышали о том, что психология это лже-наука на самом деле. Поэтому вот писал человек мемуары, переосмыслял, прорабатывал какие-то свои проблемные места. И больше не больно, мы же знаем этот закон - пять раз расскажи о том, что болит, на шестой уже не будет больно. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Нет ну, правда это дневники и те же дневники каких способ знаешь саморефлексии самонаблюдения, то есть прописал самоструктурирование, прописал, подумал ...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: К тому же это бесплатно, интимно, опять таки ничего лишнего нету.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ну, опять таки это может быть субъективное где-то. Я же все равно со своей позиции там анализирую и выгадываю.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Слушай, а скажи мне, а человек, который приступает к такой исторически важной книге, которая расскажет всю правду ее современникам, он же представляет себе, наверное, аудиторию? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Конечно и, наверное, это не пожилая аудитория, а его современники. Он же хочет что-то донести потомкам. Посему, да, это рассчитано на моложе и в принципе даже если есть мемуары выпущенные сейчас нашими современниками все равно ценность какая-то будет через лет 10-20 следующих, вот если кто-то захочет узнать как мы жили до этого и вынести какие-то уроки.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Но для нас время довольно спорное, но я думаю, что для любых современников время спорное, ну всегда.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Всегда спорное, мало того воспринимает его со своего угла и даже есть такое мнение, что мемуары простых обывателей они ценней чем как-то знаменитой личности.
Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Мне было бы интересно почитать Олеся Бузины мемуары, если честно, мне нравиться его работы, часто они такие, ну нравиться мне такой стиль, такие не прозрачные аллюзии у него и например «Вурдалак Тарас Шевченко», довольно сильно отличается от официальной истории, хотя это не мемуарное произведение, но Олесь ведь это тоже момент рефлексии, когда он выбирал вот конкретные моменты – алкоголизм, допустим, Шевченко, его некультурное поведение по отношению к другим людям, его неблагодарность к царской семье, то что в официальных источниках совершенно по другому трактуется это как наш Пушкин, это наше все и все хорошо, то есть такая идеальная личность. И тут Олесь совершенно его завинчивает, ставит, но почему то он это делает, он же рефлектирует именно эти моменты.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Точно, потому что даже есть такой вопрос, почему Фрейд несколько случаев клинических и один из описанных им случаев это мемуары шизофреника, по-моему, или псих-больного называются. Чего он взял именно эти мемуары, чего начал описывать именно конкретные примеры от туда, а не чего то своих клиентов, которые к нему приходили, про что-то свое каждый и кто читает и описывает и кто пишет сто пудово рефлектирует. Фрейд вообще такой... я люблю эту личность, он очень творческий.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: О Фрейде мы поговорим после рекламы. Я ваши личные психологи не этот час. Я, Анна Солнцева и Оксана Содовникова вернулись к вам и мы говорим о мемуарах и почему мы идеализируем прошлое. "Солнцева, еду в машине, не могу выключиться. Совет, едь в Изюм и не транслируй свои мыслишки». Марина. Харьков. Мариночка, не знаю чем я вас так зацепила и чем зацепила тема мемуаров, более того, знаете и вообще родом из Изюма. Не знаю, как в это почувствовали, бываю там регулярно. Спокойненько, не волнуйтесь, моя дорогая. "Бодрый вечер, мемуары пишут люди тщеславные или одинокие, мы все ведь внутренние диалоги ведем и мемуары выход из порочного круга".

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Где-то да, если мы говорим, что уже говорили что они пушиться в кризисах, переходные периоды жизни людей, то в такие кризисы обычно и затрагиваются какие самые важные вопросы, экзенциальное одиночество , свободы, смерти, ну, я думаю в мемуарах их тоже очень хорошо прорабатывают и одиночество и ...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Переосмысление своего бессмертия, то есть мемуары как один из путей, инструментов.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Безусловно, а же уже останусь в написанном варианте, бо мне память какая-то уже стопроцентно останется.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Так. "Мемуары могут быть смешаны с фантазией. Как-то в армии стал писать рассказы, а друг писарь печатал на машинке, весь батальон зачитывался, переснимали на фото, скажу за рамки приличия не заходил.» Олег Бровары. Вот такое переосмысление, если на реальных событиях, кстати, пока готовился выпуск новостей Виола такую теорию предложила, что в мемуарах прописываем самые интересные сюжетные линии своей жизни, которые можно доработать, домыслить.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Как мы уже тоже говорили, что мемуары отличаются от дневников. Вот в дневнике все прописывается.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Свои переживания, а там вроде как ты привлекаешь еще и других

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: А мемуары это все таки осмысление и выборочная репрезентация своей жизни, то есть все равно не каждый день описываешь в ней и это выборочное на что-то направленное, там может быть на какой-то посыл как уже говорили, может на какую проработку какой-то своей проблемы, а может быть на проживание того, что не прожил. Помнишь, есть такой американский фильм где психолог по-моему написал книгу как справляться с утратой после смерти своей жены и вот он тренинги начал приводить, где-то тоже это было про мемуары, про проработку того что он наработал. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Присно помянутый Карнеги как то заметил, что "только отсутствие мизерной доли йодов считает щитовидки отделяет гения от идиома, думаю, что этот факт был известен доктору Зигмунду Фрейду когда он исследовал воспоминания душевно больных соотечественников. Арина Киев. Арина наш постоянный слушатель, всегда я с ней согласна, она очень так четко формулирует. Ариночка в данной случае согласно с вами. " Миля, Анна, я никогда-никогда не скрывал что полигамен, поэтому женщины меня и любят и ненавидят и я видите ли им не принадлежу. Очень странно. Саша. Бровары» Кстати, вот Саша нам пишет довольно регулярно. Сейчас примем звоночек. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире!

Ярослав, Киев, слушатель: Алло! Добрый вечер! Ярослав Киев. У меня есть такой друг он футболистом. Срезу говорил, «я упомяну тебя в своих мемуарах». Это было в 7 классе, 8 классе, где-то было ... И я упомяну тебя в своих мемуарах и это стало таким мемом и мог отшить человека либо же наоборот делать ему комплементов. Писал дневник спортивный. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Мемуары пока не написал? 

Ярослав, Киев, слушатель: Нет, там просто, мэм вот этот

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Упомяну в своих мемуарах.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Собирает пока компанию для своих мемуаров. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Спасибо большое за ваше мнение. Ну, вот так вот, такой комплемент. И я тебя увековечу, вот я такой великий и тебя увековечу.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Но это тоже определенная группа людей, которые попадают в мои мемуары.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А расскажи мне, пожалуйста, это завышенная самооценка или заниженная?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Мемуары?

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Такое: "Я упомяну тебя в своих мемуарах" Это маркер чего? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Дай подумать , чего это? Нет, это скорее про доверие и близость к человеку, он же не себе это говорит, а своему другу, что "я упомяну тебя", то есть ты для меня значим, что даже я в своих мемуарах, которые мы говорили эгоцентризм у какой-то мере, что будешь там запечатлен, поэтому скорее это про близость и важность этого человека, как его жизнь. Он же не упоминает, про какого там...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Мы, кстати, не касались совершенно самооценки людей, которые пишут мемуары. Как ты можешь это прокомментировать? 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Я думаю, нам где-то может и заниженное, так как им нужно признание, получить признание, понять собственно кто я и прописание мемуаров дает понимание, что увидеть себя со стороны как саморефлектировать интроспекции и понять что со мной происходит и это же написание мемуаров дает понимание кто здесь и сейчас на самом деле, осознавая свой прошлый опыт помогает понять кто здесь сейчас и собственно эту самооценку поднять.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Извини, 15 звонков. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире!

Василий, слушатель: Добрый вечер! Я думаю, что мемуары, когда о тебе говорят другие.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Так это же уже не мемуары.

Василий, слушатель: Я говорю лучшие мемуары. Это другое понятие.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Это воспоминание о нас, о вас. Мемуары это то, что мы о себе пишем. 

Василий, слушатель: Совершенно верно, но это нужно тем, кто себя либо недооценивает, либо кому это нужно, но человек это существо, которое стремиться к лучшему и лучшим уроком для него будет то, когда о нем будут говорить другие. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А как вас зовут? 

Василий, слушатель: Василий. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Василий, а вы будете о себе мемуары писать?

Василий, слушатель: Нет, не буду. Я считаю, что нужно своими действиями показывать свое значение в истории человечества и так далее. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А вам вот не обидно, что другие люди могут ваши действия изтрактовать совершенное так как вы себе предполагали. Вот ,наверное, для этого мемуары и пишутся, чтоб люди знали ...

Василий, слушатель: Кто-то обязательно инструктирует так, а кто-то обязательно инструктирует так, потому что если есть только одно мнение, то что-то неправильно.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Василий, поздравляю, у вас абсолютно все в порядке с психикой и самооценкой. Абсолютно здоровый, взрослый человек. Очень приятно было. "Возьмите Сашу на полставки. Андрей. Киев" Андрей, не ревнуйте. Вот Саша из Броваров, который говорит, что он полигамен, он постоянно сюда пишет и прописывает хорошие такие посты о своей жизни, о своем жизненном опыте, о своей сексуальности человек не стесняется говорить. Это же тоже своего рода мемуары, только в коротких таких отрывочках. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире!

Светлана, слушатель: Добрый день! Скажите, а кто их будет читать? Близкие не хотят, а кто их будет читать?

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Потомки

Светлана, слушатель: Какие потомки, о чем вы говорите! Я видела как-то в мусорнике валялись фотографии. Думаю, Боже, человека нет а уже близкие их выбросили. Вот эторезультат мемуаров. Я так считаю, потому что знаю по своим близким. Им это не надо, они знают, а молодежь не хочет, им это не надо. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Ну, почему, мы вот тоже не старые люди, но мы же читаем мемуары.

Светлана, слушатель: Чьи? 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Лени Рифеншталь.

Светлана, слушатель: Я имею в виду те мемуары, которые пишут обычные люди, такие как вы, как ... для кого эта самая женщина, которая при Гитлере создавала пиар, так она же была великая женщина и исторические события у нее...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: На тот момент она не была великой. Она не была великой на тот момент.

Светлана, слушатель: Мы о ней говорим, о нас вряд ли будут говорить, о ней говорим, значит, она уже неординарный человек. А мемуары обычных, кому они нужны! Все, э то самовыражение, типа графоманство. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Понятна ваша позиция. Спасибо большое. Ну, такого человека мы не переубедим все начинают с того что когда-то ходили школу, когда-то сидели на горшке, когда-то не умели держать ложку, вот об этом и есть мемуары. Почему кто-то считает что он имеет право и пишет издает и его читают, а кто-то жалуется что все равно никто читать не будет , а зачем из писать.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Ну, тут знаешь, где-то понимание своей ценности тоже в родовом каком-то дереве мы может эту сторону закончили, ветренее затронули. Понимание, когда человек пишет что он вкладывает эту роль изучение вот этой своей жизни, то ж это урок для его потомков плюс, когда это будут читать. Может и нас будут через 20 лет считать очень известными.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Не сомневаюсь даже.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Поэтому те, кто потом будут читать про уровень развития тех потомков да и молодых людей. Есть люди, которым важна их история, генеалогическое дерево, собирание фотографий и будут входить и мемуары моего какого прадеда. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Ты знаешь я у Аристотеля читала, что мир подходит к концу. То есть понимаешь, когда мир подходит к концу дети совершенно не уважают родителей и примерно вот этими фразами, которыми вот сейчас дама в эфире объявила. Так что дальше движется по спирале.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Как там в старости родители получают ровно столько сколько они вкладывали в детей. Все чудесно нам маякуют на рекламу. Вижу ваши звоночки. Сейчас вернемся с рекламки и все приму. Время, как и наша жизнь бежит очень и очень быстро и я, Анна Солнцева и Оксана Садовникова ваши личные психологи на этот час вернулись к вам и мы говорим о мемуарах, о том почему идеализируем прошлое. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире!
Андрей, Киев, слушатель: Здравствуйте! Андрей, Киев. А вы знаете, я согласен с пожилой женщиной, которая звонила только что. Кто-то из великих русских, по-моему, писателей уже не помню, сказал «можешь не писать - не пиши». 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Лев Толстой это сказал. Открою секрет! Это не относилось к мемуарам. 

Андрей, Киев, слушатель: Нет, это вообще относилось к писать .... как таковому, то есть собственно и то, что «надобно высечь приговаривая «не пиши, не пиши». Это Чехов, по-моему, это своего рода они воспринимали этот дар как кару, не могли с ней справиться, их вынуждало. Таких людей много. Помним о единицах. Это, кстати, относиться и к успеху, никто не говорит о проценте неуспешных людей. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Которые следовали теории.

Андрей, Киев, слушатель: Поэтому очень велика вероятность чисто статистически, что наши мемуары никто не будет читать и не близкий, не далекий.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А вам не кажется, что для начала их надо написать , а потом дать потомкам право выбора читать их или нет.

Андрей, Киев, слушатель: В вот здесь в силу вступает, ну, наверное, если можешь не писать не пиши. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Если нечего сказать помолчи. 

Андрей, Киев, слушатель: Да, как правлю, во всяком случае на различных ресурсах в интернете так далее очень хорошо срабатывают правила если хочешь не писать - попей чаю. Оычно после чашки чая желание писать пропадает , ну, у меня во всяком случае.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Понято, а у вас нет социальных страниц. Вы не в сетях?

Андрей, Киев, слушатель: Своих нет, но я пишу на некоторых ресурсах профильных, ну...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Вот вы же пишете. Значит, вам хочется что-то сказать.

Андрей, Киев, слушатель: Но это такой какой-то позыв, что я не знаю как это сформулировать, как правило, потом оцениваю немножко по-другому. Не всегда удачно пишу, иногда здорово иногда понимаю, что лучше б я промолчал. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Как вы самокритичный. Спасибо большое за ваше мнение. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире!

Слушатель: Здравствуйте! Я просто не знаю. А о чем мы говорим? 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Все спасибо большое. Бывают и такие мемуары "А о чем м говорим" Скажи, пожалуйста, на счет Селфи и блогов ведь это том же?

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Я бы сказала, что блоги ближе скорее к дневникам. Совсем про личное. Вопрос в том, что зачем это личное выставлять на публичное. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Для того, чтобы дать людям право оценить, какой классный и получить поддержку. Я бы сказала еще заниженной самооценка, это некая демонстративность, выставление на показ своих личных переживаний и тогда реально жизнь становиться зависимой и от блогов и от Селфи. Ну и хорошо! Алло! Здравствуйте! Вы в эфире! 

Вадим, Днепропетровск, слушатель: Алле! Я считаю, вы знаете… Меня Вадим зовут, я из Днепропетровска. Необходимость в социальных сетях я считаю, что у людей такой скрытый способ эксбиционизма. Показать свои переживания.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А в мемуарах мы разве не показывае6м свои переживания. Социальные сети это просто то, что не публикуются в бумаге. Мемуары о прожитом дне.

Вадим, Днепропетровск, слушатель: Безусловно. Но мемуары они очень трудно затратные. 

Анна СОЛОНЦЕВА, ведущая: Вы блок писали когда-нибудь , вели когда-нибудь.

Вадим, Днепропетровск, слушатель: Вы знаете у меня были попытки аналитические блоги вести.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Мы что тогда затраты, тяжело? 

Вадим, Днепропетровск, слушатель: Ну, если вы хотите чтобы вас оценили как специалиста, то наверное все-таки надо прикладывать достаточно много усилий.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Вот мы о том же.

Вадим, Днепропетровск, слушатель: Ну, безусловно, я скажу что, безусловно, социальные сети в свое время заменяют такие вещи - телевидение, печаль, знаете там такое. Поэтому, думаю, что это хорошая вещь.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: То есть мемуары в социальных сетях путь такие короткосрочные без анализа предыдущих 30лет, а на основе скажу пережитого чувства.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Знаешь ,просто много социальных мемуаров. Термин изобрели ну как то не про то. Мемуары это все-таки какие-то все-таки сделанные выводы, какие-то анализы, уроки человек сделал. Есть, конечно, и в социальных сетях боли, которые приятно читать, человека про реальное какое-то переживание и мысли те же профессионале так же наших коллег или просто человека, но есть мысли, когда ты реально человек сказал психологически эксгибиционизм такой - себя на показ. И тогда это все будет человек там работает за свою самооценку и стыдом и тогда это такая некая психотерапия. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Абсолютно согласна. 

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Что я это выставлю. Примут - не примут. А Самооценка повысилась.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: И из 5 тысяч друзей неизвестных ведь обязательно найдется кто-то кто тебя поддержит, если ты просишь у этого сообщества поддержки, то это сообщество легко поддерживает.

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Да, тогда ты становишься зависимым от этого сообщества. Эта твоя самооценка и принятие себя формируется через....

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А слушай, если я еще жива, написала мемуары, я меняю вообще свой статус. Я сразу становлюсь памятником, которым вот любуйтесь на меня. Потрясающе. Вот не думала об этом. Надо бы написать Алло! Здравствуйте! Вы в эфире! 

Светлана, слушатель: Я к вам еще раз попала случайно. Я хотела сказать, вот я сказала что никто их не будет читать, я вам скажу так, если жизнь длинная, очень многое забылось, но есть вещи, которые давят..., которые остаются в памяти и как-то не исчезают. Вот события то, что было больно или то, что было нежно, может быть. Вот эти вещи как то невольно хочется из себя выбросить и на бумагу перенести. Это все хорошо. И я так сделала, но никто их читать не хочет.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Скажите, а вы где-то их публиковали? В Социальных сетях? 

Светлана, слушатель: Боже сохрани, какое опубликование! Я однажды сделала перевод всех «Оперенья» Ванкфелла, который не был в сборнике, отнесла в издательство и мне сказали, понимаете у нас своих штатных писателей и переводчиков гора, так что как мы поставим вас, когда у нас свои безработные ходят.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: А почему вы в социальные сети это не выкладываете? Дайте людям право прочитать то, о чем хотите им сказать

Светлана, слушатель: Мне кажется, что это даже не то что нескромно, а может быть даже навязчиво.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Простите, как вас зовут? 

Светлана, слушатель: Светлана.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Светлана, вот пока вы говорили, «Скажите женщине, что ее мемуары с удовольствием прочитают. Олег. Бровары». «Если пишешь интересно ,на мусор не уйдешь никогда». Пишет Саша. «Мемуары маленький кусочек эпохи современной мемуаристом. Только очень субъективный кусочек». Пишет Арина. Видите сколько людей хотят вас прочитать.

Светлана, слушатель: Я вам скажу такую вещь. Вот это правда, что Лев Толстой сказал «не можешь не пиши». Лев Толстой еще говорил, что воспоминание простых людей даже о войне 812 года это та же история, только еще более действенная, чем история, которую пишет историк. Это я передаю мысль Толстого может быть не дословно, но приблизительно так. С этой точки зрения я понимаю, что каждый отзвук человека, который жил в ту эпоху со временем будет интересен, но на это действительно как бы сказать, если здраво смотреть, кто это будет читать. Сейчас эпоха...

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Да, это вы так говорите. Светлана, вас сегодня только услышали и уже хотят почитать. Да выложите все в социальные сети, да откройте вы интернет.

Светлана, слушатель: А что значит социальные сети, у меня есть интернет, но я ничего никуда не выкладываю.

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Ну, почитайте, забейте поисковик Социальные сети, зарегистрируйтесь и дайте народу свои мемуары. Спасибо большое за мнение. Алло! Здравствуйте! Вы в эфире! Сорвался звоночек. Дорогие мои, 55 минут мы уже практически исчерпали. Вы раскачались ближе к концу. Так «Большая семья с глубокими корнями лучший мемуар" пишет нам человек, который не подписался. "Солнышко, что-то ты давно не упоминала о тренинге интимных мышц" Анархист пишет. Вот не знаю как его мемуары...

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Примкнуть к мемуарам. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: "Я пишу только в целях снять негативный заряд и для фиксации событий. Андрей из Киева. " Может быть, было бы интересно почитать записи прадедов. Олег из Броваров. Да, это то, о чем Светлана говорила. Воспоминания простых людей, вот она истинная правда

Оксана САДОВНИКОВА, психолог: Правда воспоминания простых людей ценнее, личность значимая она живет в своем каком-то мирке, а простые люди они многогранно оценивают реальность и собственно могут ее передать. Есть та реальность, которая живая. 

Анна СОЛНЦЕВА, ведущая: Виссарион Белинский вторил Льву Николаевичу «писатель пописывает, чтитель почитывает». Алина из Харькова. "Если пишешь интересно на мусор не уйдешь». Итак, мои дорогие, мы с Оксаной Садовниковой сегодня пытались поговорить о феномене мемуаров, наверное, что-то у нас получилось. Время у нас заканчивается, я не смогла принять звонки всех, кто хотел. Впереди у нас прекрасный воскресный вечер. Давайте обнимем друг друга. Вспомним, что мы еще живы и мы можем начать писать мемуары о нашем нелегком времени. Это позволит через 20 лет и нам самим, в том числе оценить это непростое время более объективно. Следующий раз мы будем говорить в субботу о наших милых детях, о двуязычии в семье. Это запрос Арама, если он нас сейчас слышит, то вот в следующую субботу Арамчмик слушайте. В воскресенье мы будем говорить на темы секса, давно мы не говорили, раз так прости народ. Искренне, ваша. Хорошего вам воскресного вечера. Анна Солнцева. Люблю вас.

Правила комментирования
На ресурсе запрещены:
  • Любые проявления нетерпимости к разным конфесcиям,расовым различиям,национальностям.
  • Размещение провокационной и/или ложной информации
  • Нецензурные выражения (мат) и оскорбления
  • Реклама(прямая или ссылки), оффтоп, флуд, капс.
Читать все