СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Не ведитесь на восторженное отношение к вам в начале отношений"

"Дорогая передача"Значение рисунков в психологии и синдром Адели

Стенограмма эфира "Дорогая передача" на Радио Вести

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Добрый вечер, в эфире Радио Вести программа "Дорогая передача", Юрий Шевченко, наш психотерапевт.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Добрый вечер.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И я, Марта Мольфар. Сразу хочу сказать нашим слушателям, если вы в удобных условиях сейчас находитесь, очень рекомендую взять вам лист бумаги, ручку или карандаш, потому что вам это очень пригодится для небольшого теста. Тест будет очень своеобразный. Вы попробуете нарисовать свой портрет. Вот как вы себя видите, как у вас получится. Это совершенно не претендует на какую-то высокохудожественность. Он может быть...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну это может быть даже не только портрет, это может быть рисунок с присутствием вашим. То есть, вы нарисуете себя.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, можете нарисовать вообще...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Там может быть не только ваш портрет, а может быть еще что-то еще.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Одиннадцать друзей ваших и вас посерединке или там где-то сбоку.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не, ну это может быть все что угодно. Какие-то природа, люди, все, что...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Давай лучше поставим вопрос портрет. Пускай нарисуют свой портрет слушатели, а мы потом, в конце программы попробуем проанализировать. Я не буду сейчас говорить, по каким параметрам будем делать анализ, чтобы вас не сбивать с толку. Ну вот попробуйте набросать. Пусть это будет каляки-маляки, ваш портрет каляки-маляки. Может, кстати, это...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не, ну уж не каляки-маляки. Нарисуйте так, понимая, что вы никому показывать не будете...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Что только себе.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: И вам не будет за него плохо.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Вы рисуете себя только для себя. Ну, это не единственная тема нашей программы, мы вернемся к этому тесту рисунка чуть позже. Вообще, поговорим, наверное...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Пожалуй, во второй половине передачи.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Во второй половине программы, даже ближе к концу, да. Поговорим вообще о том, что говорят о нас наши рисунки, ведь сейчас вы будете рисовать по заданию. Очень часто во время какого-то совещания, либо во время разговора по телефону, если у вас под рукой есть бумага или что-то пишущее, вы что-то там чертите, рисуете, кто что. Вот попробуем поговорить вообще о рисунках, как о зеркале души. Но, а прямо сейчас мы поговорим о синдроме Адели. Возможно, для многих из вас это новое - синдром Адели. Что это мы сейчас расскажем, и вы поймете, что вы уж точно сталкивались с подобным. Я надеюсь, не в своей жизни. Потому что если в своей - это несколько проблематично.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, вообще, для женщин вполне.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну не говори, что типично.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет-нет-нет.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну сейчас давай расскажу.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не типично, конечно же.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Давай я расскажу слушателям.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Но, в общем, достаточно распространено.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Итак, Адель. Синдром Адели был собственно и назван в честь Адели, в честь дочери великого писателя Виктора Гюго. Адель, кстати, была очень симпатичной женщиной, она пользовалась большой популярностью у мужчин, но на все ухаживания отвечала отказом. Почему? Потому, что ждала идеального человека. И вот в тридцать один год она дождалась своего принца, она настолько полюбила лейтенанта Пинсона, что следовала за ним повсюду. Выплачивала его карточные долги, даже нанимала для него падших женщин.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Какой прекрасный мужчина.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Причем, падших женщин нанимала для него почему, потому, что он не изъявлял желания спать с самой Аделью. Так вот, ни ее открытые признания в любви, ничего не могло тронуть его сердце, более того, он уже сам заявлял ей, что он ее не любит. Сначала было так, потом он уже просто оскорблял ее, надеясь, что хоть это поможет избавиться от навязчивой женщины. Но ничто, ни его оскорбления, ни отказы, ни даже женитьба на другой, не смогли разрушить вот этого иллюзорного мира Адели, в котором она была с ним счастлива. Я думаю...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет-нет, ну вот счастливая, я думаю, что это все-таки, такая скорее фигура речи. Потому что вряд ли она была счастлива.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, в котором она существовала, в этом мире.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да. Ну вот она так существовала, вот так психика ее была расщепленной.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Кстати, закончила она в психиатрической клинике свою жизнь.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну естественно, конечно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Естественно? Ты думаешь, всегда подобное?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Знаешь, после таких отношений ну очень трудно удержаться.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, по большому счету, может быть...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, собственно говоря, вот ее расщепление, оно произошло раньше. Другое дело, что эти отношения и ее, ну, как бы завершили вот такое разрушение личности, деградацию такую.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну это одна из крайностей. Дело в том, что...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я думаю, что еще раньше начало происходить расщепление.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Вот мы сейчас и будем выяснять потихонечку. Синдром Адели в таком полном своем виде встречается, к счастью, не так часто, хотя встречается. И если вы явились жертвой вот такой любви Адели, или вы являетесь сама подобной Аделью, мы будем очень благодарны вам за ваш звонок по номеру триста девяносто сто четыре и шесть в наш прямой эфир. Я хочу сказать, что в жизни реальной иногда более мягкие формы этого симптома встречаются, да?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, чаще всего да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ты их в дверь, а они в окно. Вот есть такие дамы.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, влюбленность в каких-то недостижимых героев.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Причем, можно говорить не столько о навязчивости, сколько, я думаю, что мужчины, возможно, на себе подобное испытывали, наверняка, у многих мужчин были подобные женщины, от которых невозможно было отвязаться. Если же мы говорим о женщинах, то вспомните, дорогие слушательницы, наверняка, если не вы сама, то у вас сто процентов была какая-то если не подруга, то приятельница, которая вот ей просто улыбнулся вежливо мужчина, коллега или босс, например, а она уже себе нашифровала, что эта улыбка значит его неравнодушие, что он меня любит, он меня хочет.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Восемнадцатое сегодня, восемнадцатое в этом сезоне, а это значит...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, все подсчитано: когда улыбнулся, когда пожал руку. Потом еще такой момент, допустим, если мужчина ей отказывает, то вместо того, чтобы принять этот отказ, она начинает сочинять для себя самой и для окружающих, что он не мог при всех сказать мне да. Или он не мог наедине сказать мне да, потому что он стеснительный, или в этот вечер он был занят. В общем, все, что угодно. Она придумает любое оправдание нелюбви мужчины, ну, или скажем его явно проявленному неинтересу к ней. А самый яркий симптом или синдром, как хотите, так и называйте.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет, симптом все-таки.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Симптом. Это элемент фетишизма. То есть, вот такая женщина может трепетно хранить, ну ладно, в старину во времена Адели, носовой платок своего су... не суженого, а наоборот, своего возлюбленного, который не отвечает взаимностью. Сейчас это может быть все, что угодно: ручка, которую он ей дал что-то там написать, и она сохранила, и она лежит у нее н видном месте, ну все, что угодно. То есть, если у вас подобное в жизни встречалось, мы будем очень рады, если вы позвоните сейчас в нашу программу. Итак, номер телефона триста девяносто сто четыре и шесть, код города Киева ноль сорок четыре. Звонить можно уже прямо сейчас. И хочу напомнить другие средства связи. Это, конечно же, наш сайт radio.vesti.uа, и можно отправлять смс со своего мобильного телефона на номер два четыре три пять. Если не говорить в эфире, если вы и есть та самая Адель, но не хотите признаться, ни другим слушателям, ни нам, ни себе, можете написать, подписавшись другим именем. Отправить смс на номер два четыре три пять. У нас уже спрашивают, Юра, уже, пошли вопросы по поводу рисунка. Ну это вторая половина нашей программы будет.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, давай чуть-чуть еще поговорим об Адель.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Дождитесь, пожалуйста, друзья. Разберемся в Адели. Потому что если вас это не коснулось, мы за вас очень рады, но если коснулось, это просто стихийное бедствие. Юра, ты говоришь, что началось все на самом деле, намного раньше у Адели.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я абсолютно уверен.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что ты имеешь в виду? Раньше и насколько раньше?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну знаешь, создавать вот такие иллюзорные отношения, игнорировать реальность, которая у них существует, достраивать ее какими-то фантазиями, появляется необходимость тогда, когда отсутствует навык построения реальных отношений с реальными людьми. И, скорее всего, ну смотри, недаром же этот синдром именем Адели, дочери великого, действительно великого писателя Виктора Гюго. Понимаешь, вот уже...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Авторитет отца давит?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Уже авторитет, уже это величие отца. При этом неважно, каким он был, или может быть, даже важно, каким он был в быту. Вполне возможно, он был очень непростым персонажем, и вполне возможно, для того, чтобы сохранять отношения с ним, нужно было его как-то идеализировать и игнорировать все, что происходило между ними.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, ты имеешь в виду, она переняла модель отношения с отцом и переложила на отношения с другими мужчинами?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я не знаю, возможно. Это всего лишь предположение. Ну я могу точно сказать, что у нее не сформировалось модели здоровых отношений, вот таких нормальных, обычных, с обычными живыми людьми, которые там имеют недостатки и достоинства, но выбираем их как бы по балансу. А тут, видишь, она идеализирует, фактически видит в человеке то, чего в нем нет, и совершенно игнорирует вот те проблемы, которые возникают у нее в общении. Ну даже, видишь, вот, там, скажем, совершенно презрительное отношение к себе она способна игнорировать и дофантазировать какие-то там, не знаю, обстоятельства.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну вот по поводу дофантазии нам пришло сообщение от Анны сейчас: "Добрый вечер. Можно пошутить? Вроде бы по теме. Женщина: нам пора перейти к серьезным отношениям, я устала от неопределенности, устала ждать. Мужчина: я же просто фото лайкнул". Вот. А ты знаешь, Юра, вот ты смеешься, а ситуация стандартная. Сколько моих знакомых дам.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А если не лайкнул, Боже, какое это оскорбление.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Звонит вдохновленная...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Какая обида.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Звонит вдохновленная: "А! Он лайкнул мое фото! Что бы это значило?" Да ничего бы это не значило, фото просто понравилось.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Давай будем жениться.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Давай будем жениться.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: А может быть, даже не фото и не понравилось, ну я, например, понимаю, что...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Мне нравится. Давай закончим на давай будем жениться. Ставим точку, да. И сразу после новостей вернемся.

Итак, продолжаем. Я хочу напомнить всем нашим слушателям, что в нашей программе "Дорогая передача" сегодня мы с Юрием Шевченко, у микрофона у нас Юрий Шевченко, наш психолог, психотерапевт и я, Марта Мольфар, мы сегодня хотим провести такое небольшое тестирование вас, уважаемые слушатели. Если есть возможность, ручка и бумага под рукой - набросайте свой портрет. Ну на скорую руку, как угодно. Хотите, тщательно рисуйте.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вам не нужно будет присылать его нам.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не нужно, да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Не нужно будет никому его предъявлять.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Совершенно верно. Через двадцать минут мы попробуем его проанализировать.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Просто поговорим и попробуем немножечко поразбираться.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. А сейчас у нас есть еще десять минут для того, чтобы поговорить о синдроме Адели, даже чуть больше десяти минут. Итак, синдром Адели. Очень коротко напомню тем, кто только что к нам присоединился - это нездоровое и безответственное помешательство на объекте. Ну, уж извините, что так довольно жестко я энциклопедично говорю.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну да, это даже трудно назвать влюбленностью, потому что, ну, похоже, вот Адель, ну или женщина, которая подпадает под этот диагноз, она фактически не видит человека, в которого влюблена.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Юра, нам пришел вопрос, кстати, от твоего тезки из Харькова, который собственно, наверное, главный вопрос в этой теме, в теме синдрома Адели, потому, что сама Адель, ну, та женщина, которую мы так называем, самое ужасное, что она, как большинство женщин, с явно выраженным виктивным поведением, она не признается, что это сейчас про нее. Даже если она нас сейчас слушает.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Конечно, да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Она, думает, что это не про меня, потому что уж мне-то улыбаются не просто, а потому что я ему нравлюсь.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В том-то и дело, это на самом деле же, действительно помешательство. То есть, тут уже и явно неадекват.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Но страдает не только сама женщина, ей-то может помочь единственный кто - это психотерапевт или психолог. Так что вперед на прием.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я думаю, что в такой фазе это скорее даже психиатр.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Психиатр даже? А спрашивает нас Юра из Харькова: "Подскажите, как правильно мужчине расстаться с Аделью, не обидев ее?". Вот главный вопрос. Юр, у нас есть телефонный звонок, давай сразу после него ты попробуешь ответить.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я думаю, что, во-первых, Адель...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Давай примем звонок.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Давай.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Здравствуйте.

Слушатель: Здравствуйте.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Мы вас слушаем внимательно.

Слушатель: По этому вопросу, данные женщины - это очень большие эгоисты.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну это понятно, да. А вам встречались?

Слушатель: Это нездоровое больное состояние. Они ничего не видят, они очень жестоки.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А как вас зовут?

Слушатель: Василий.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Василий, у меня такое ощущение, что вы сталкивались с такой женщиной.

Василий, слушатель: Может быть, да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Как вы избавились от нее?

Василий, слушатель: По наблюдением тоже самое - это очень жестокие. Собаку на мороз выгонят маленькую…

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А, то есть, они же...

Василий, слушатель: Плакать надо и у них сердце не болит.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, жестокие по отношению вообще ко всем?

Василий, слушатель: А они ко всем жестокие. Они любят только свое внутренне состояние, вот какую-то любовь они ощущают, и они это состояние страдальческое любят. Больше ничего.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, вы совершенно правы.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Как вы отделались от подобной женщины? Вот я не сомневаюсь, что была такая в вашей жизни. Как удалось вырваться?

Василий, слушатель: Я не скандалю, я просто ухожу.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да понятно. Она ж не отпустит. Уйти-то проще всего, она же найдет и опять будет говорить: "Тебе плохо с ней, ты должен быть со мной". Как вы избавились?

Василий, слушатель: Я понимаю.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что вы сделали?

Василий, слушатель: Все равно это самый, да. У меня есть такое выражение "пока, пока, вы вакула".

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что это значит?

Василий, слушатель: До свидания.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ясно.

Василий, слушатель: Не мешай людям жить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Спасибо вам большое.

Василий, слушатель: После того, все большие, злые эгоистки.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Спасибо вам. Спасибо за ваш звонок.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Спасибо.

Василий, слушатель: Да, пожалуйста.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Юра, еще один звонок принимаем, потом отвечаем. Здравствуйте, вы уже в эфире.

Слушатель: Здравствуйте.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, как зовут вас?

Слушатель: Меня зовут Дмитрий.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, Дмитрий.

Дмитрий, слушатель: И хотел бы рассказать вам свою историю, свою ситуацию, когда сам был, в общем-то, в роли Адели. Хоть я не девушка, но тем не менее. Ну, что могу посоветовать сразу всем вслух. Первое: это если вам отказали - вот все, не надо дальше стараться, потому что это будет только потеря времени.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Но вы теряли это время? Я так поняла, что вы теряли это время, то есть вы не восприняли отказ, вы продолжали добиваться?

Дмитрий, слушатель: Совершенно верно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Но иногда женщина отказывает именно потому, что она ждет, что ее продолжат добиваться. Тут уже мужчине сложно догадаться - это отказ, и он действительно отказ, или...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, судя по тому, как вы разговариваете, и как вы описываете свое состояние, все-таки, вы не были в неадекватном состоянии. Может быть, чуть-чуть вы были влюблены или даже не чуть-чуть, там страстно влюблены?

Дмитрий, слушатель: Ну, да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Но это не было помешательство.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А вы преследовали ее?

Дмитрий, слушатель: Я могу сказать вот сейчас уже, смотря на те годы, вот уже немножко там как-то понимая, что-то больше, что все-таки, и тогда это было на уровне какого-то полупомешательства. То есть, когда были признаки, которые однозначно говорили о том, что нету, вот не будет ничего, даже не надо стараться, не надо добиваться, потому что есть однозначные признаки, что, ну, все, никаких отношений не будет никогда в жизни. И это было страшно тем, что не только время терялось, а еще и какая-то часть личности терялась. То есть, нужно было потерять себя.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: О! Вот! Золотые слова.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, к сожалению, человек в этом состоянии не может управлять, не может трезво мыслить.

Дмитрий, слушатель: Да. И, прошу прощения, что перебью, хотел сказать, что та причина, которую вы называли, о том, что ранее не было возможности искать кого-то, устраивать отношения нормальные. Это мне стопроцентное попадание, потому что именно из-за этого все и произошло. Чуть попозже, когда уже я научился выстраивать отношения, когда все те проблемы уже, в общем-то, распрощался, то проблема от нас уже ушла сам собой.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Красиво.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Вы научились переживать разочарование, может, быть грусть, и все-таки... а тогда и, соответственно переживаете любовь, не влюбленность.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Спасибо вам большое за звонок, и желаем вам хорошего настроения, настоящей взаимной любви.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Спасибо. А я хочу сказать, что вообще-то, не знаю, может наши слушатели знают об этом, что влюбленность внесена в перечень психических диагнозов. Вот этот пресловутый перечень, он называется...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Тогда получается, все мы подвержены внесению в реестр этот.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это, в общем, диагноз, который не ставится пожизненно, а, в общем, проходит.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Временное помешательство.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да. Под воздействием всяких андогенных факторов. Ну, в частности, там гормональных каких-то процессов. Мы действительно немножечко сходим с ума. Но мы, когда влюблены, мы, правда, не можем объективно оценивать происходящее.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: "Спасибо, что подняли эту тему", пишет нам Олег из Киева, "Я сам прожил с этим целых десять лет, и сейчас вспоминаю с любовью. Вышел из этого состояния благодаря новой семье". Но, Юра, давай же ответим на вопрос твоего тезки из Харькова - как мужчине выйти из ситуации, чтобы не обидеть Адель? Ведь в чем проблема? Почему синдром назван женским именем? Потому что когда мужчина добивается женщину - это как бы нормально, и отказ женщины, он, конечно, очень неприятен, но это как бы, ну, считается стереотип, что это нормально.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну мужчины переживают это здоровее.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что мужчина должен добиваться и ему просто могут отказать.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Страдают, но все-таки...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Но добивающаяся женщина, которой отказывают, а она продолжает добиваться, действительно, мужчины теряются, не знают, что делать. Что делать?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, знаешь, во-первых, твой вопрос уже, мне кажется, не совсем правильно поставлен, потому что говоришь, как не обидеть вот такую Адель?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Это не мой вопрос, это вопрос Юрия из Харькова, он пишет: "Как правильно мужчине расстаться с Адель, не обидев ее?"

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, во-первых, обидеть Адель невозможно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так что делать?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Действительно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так что, делайте, Юра, все, что считаете нужным.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Она найдет оправдание любым вашим действиям. Тут вопрос, скорее, как спастись от нее, как заставить ее остановиться вот в этом преследовании. Ну, действительно, это очень непростая штука. Вот наш слушатель, который Василий.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, Василий себя видел в роли, вот мужского.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Преследуемого.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Нет. Он преследовал свою возлюбленную.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Нет. Нет, Василий, который вот говорил так с акцентом.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А, первый, который позвонил?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Первый. Он представился как Василий, я не знаю.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, просто молча уходить?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да. Я думаю, что ему лучше уходить и все-таки, останавливать. Ну, на самом деле, если речь идет вот о синдроме Адели, то это, в принципе, уже психическая патология.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А вести себя как с людьми с психической патологией, ответить очень сложно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Если еще на грани, если это еще какое-то пограничное состояние и оно не совсем перешло, ну как? Мягко, но все-таки отказывать.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: "Начинаю день с кофе из чашки, которую он держал в ладонях. Прошли года - для меня это теплый лучик, который соединяет нас на расстоянии. Я не преследовала, но любила", написала Лариса из Харькова. Но Адель - это не про вас, Лариса.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Но, чаще всего...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Мы говорим именно о злой преследовательности.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Понимаешь, как достраивается образ, или создается образ, когда не хватает того, что я вкладываю в этот образ. Вот я, каким-то образом не могу получить. Вот та же Адель, по всей вероятности, ну, я не знаю, какие отношения у нее были с отцом, и как вообще в семье там, ну, не знаю, почему-то мне не случилось читать биографию Виктора Гюго, особенно, уже после рождения дочери.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Надежда очень красиво, хитро завуалировала послание к своему любимому. Настолько хитро постаралась она, что я не могу его не озвучить: "Аделью не являюсь, но люблю мужчину Али. Я ему благодарна за счастливые дни в моей жизни. Мои родные его не приняли. Али из Руденко десятого "Г", не знаю, правильно ли я прочитала, "Я тебя люблю. Звони. Надежда". Вот так. У нас еще есть сообщение на эту тему, мы прочитаем их сразу после новостей, и перейдем уже к анализу ваших портретов. Оставайтесь с нами.

А мы продолжаем. Тем временем напомню, вы слушаете программу "Дорогая передача" в эфире Радио Вести. Юрий Шевченко, наш психолог, психотерапевт и Марта Мольфар, это я. Мы говорили о синдроме Адель. Почему я говорю "говорили", потому что мы эту тему потихоньку завершаем, вот еще несколько сообщений я прочитаю, и перейдем, все-таки, к тесту. Те, кто только что к нам присоединился, сразу говорю - мы проводим своеобразно текст. Возьмите ручку и бумагу или, там, карандаш и бумагу и набросайте сейчас свой портрет. Вот, да, так как можете, как получится. Кроме вас его не увидит никто. Мы потом расскажем вам, что может значить ваш рисунок. "Потом" - это уже, вот, буквально, сейчаc-сейчас. Итак, еще несколько сообщений, Юра, хочу прочитать. Во-первых, я хочу сказать нашей слушательнице, которая прислала непонятный рецепт, там, "развести в теплой воде две столовых ложки дрожжей, добавить масла", еще что-то - вы, видимо, не нам отправляли. Кто-то, наверно, сидит и ждет.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Синдрому Адели это вряд ли поможет.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А кто-то сидит и ждет вашего рецепта. Так что отправьте еще раз смс, но по нужному адресу. Саша из Броваров пишет, что невероятно влюбчив, но никогда не унижался и очень деликатен к подобным дамам. Ну, это хорошо быть деликатным, пока они просто...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Пока они не выведут вас из терпения.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, а это, увы, очень прогнозируемо. Из тех же Броваров, но уже Олег пишет: "Да, было, когда я хотел, чтобы девушка перестала мной увлекаться. Я и в ущерб себе представлял себя в отрицательных образах. Даже это не поможет". Если синдром Адели, то не поможет ничего, вообще ничего не поможет, только скрыться из виду.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В том-то и дело, что при этом синдроме не помогает.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так, и еще хотела прочитать пару сообщений, ой, не могу отыскать. Не могу отыскать, ладно. Читаю следующее: "А что же делать, просто уйти? Оставить ее и детей?". Ну, если вы с ней живете, значит это ваш выбор. Это не синдром Адели, это просто она вас пилит или что-то, я не знаю.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, тут, конечно, трудно сказать, ее детей - сколько вы прожили?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Если вы выбрали уже ее в качестве своего партнера, в качестве супруги...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, знаете, маловероятно, что речи идет о синдроме Адели.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да. Синдром Адели, еще раз расскажу тем, кто не слышал начала программы. Это такое нездоровое, совершенно, помешательство на объекте своей любви. Когда она вас преследует, вы говорите: "Уйди, противная", а она говорит: "Я хочу тебя, я согласна. Унижай меня, бей, но только не гони". Вот это оно. Я немножко утрировала, но это оно. Итак, Юр, нужно, наверно, ставить точку в этой теме.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В теме Адели.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: В теме Адели, да. Перед тем, как перейти к анализу ваших портретов, что мы можем еще сказать в напутствие жертвам "Аделей". Потому что "Адели" - прямой путь к психиатру.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Будьте осторожны в начале отношений и не ведитесь так легко на восторженное отношение к вам. Чаще всего восторженное отношение в начале влюбленности, оно, конечно, льстит. Но оно несколько странновато, потому что чаще всего эти чувства не имеют отношения к вам. Они, скорее, проекция, которая...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ее нездоровых фантазий.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Либо через какое-то время развенчается, и это благополучный вариант. Либо создаст почву для новых проекций, как у Адели, и принесет муки вам.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Совершенно с тобой согласна Алла из Тульской области, которая написала: "Наверно, если бы принц не психовал, а отправил лечиться эту Адель с самого начала тяжелого знакомства - это облегчило бы жизнь обоим".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я думаю, да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так что старайтесь вначале уже. Если видите, что-то вас смущает, что-то как неадекватный восторг дама испытывает по отношению к вам, подумайте, насколько вам это нужно. И Гена спрашивает: "Если жена говорит, что не любит, что посоветуете такому человеку?". Это, конечно, с другой оперы, но давай не оставим его без ответа.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Что не любит?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Что не любит, да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, смотря сколько они прожили. Знаешь, если они только поженились, и она говорит, что не любит - ну, да, вполне могу поверить. Это, скорее всего, была влюбленность, только непонятно, зачем тогда было жениться так быстро. Если они прожили какое-то время, и говорит, что не любит, то, скорее всего, говорит о каких-то накопленных переживаниях.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Обидах.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Обиды, там, ну что-нибудь, какое-то разочарование, там. Ну, так, знаете, однозначно, не зная...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Сложно ответить.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Всей истории, всех проблем ваших отношений. Трудно ответить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, стоит просто поговорить ему с женой серьезно. Сказать "Что? Что тебя не устраивает? Давай выкладывай все накопленное".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Возможно, пойти вдвоем к психологу, для того, чтобы либо разрешить конфликт, разрешить кризис. Либо, может быть, если разойтись, то разойтись как-то по-человечески, сохранив нормальные, человеческие, здоровые отношения. Это тоже бывает, это не так страшно, но, в общем, важно сохранить какие-то, какое-то нормальное отношение друг к другу.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, что же, ставим, наверно, точку мы в этой теме. Сейчас посмотрю, нет ли какого-то очень животрепещущего, очень такого острого вопроса между жизнью и смертью. Нет, к счастью, и это очень хорошо. А, ну, в завершении еще от Арины прочитаю: "Помните "Золушку" Шварца? Принц посмотрел на нее два раза, сказал: "Проходите, проходите, здесь дует", семь раз и только двадцать четыре знака внимания". Точно, вот это, Арина, вы просто попали в самую точку, да. Вот это оно. Ну, Арина, кстати, пишет: "Мы не Адели, не представляем, каково быть ею".

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: К счастью.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: К счастью, да. Поэтому, наша программа адресована, собственно, не "Аделям", а их жертвам. Спасибо, Арина, вам за сообщение. Спасибо всем сообщениям, извините, что мы прочитываем сейчас не все, просто мне сейчас очень хочется поскорее рассказать вам, что значат ваши портреты. Итак, вы можете сейчас быстро дорисовывать, если только присоединились к нам, нарисовать свой портрет. Набросать, ну, хотя бы в течение минутки набросайте свой портрет. А я очень коротко скажу, что мы не просто так будем это трактовать из головы. Есть такой психолог, доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина. Она десять лет изучала, проводила очень такое масштабное психологическое исследование рисунков. Это был анализ интерпретации более ста тысяч рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста, разных сфер деятельности. Которые находились в разных жизненных обстоятельствах. В общем, десятилетний, очень такой полномасштабный, серьезный труд проделала Елена Потемкина. И, собственно, наверно, самое уникальное исследование на эту тему, "Анализ рисунка с психологической точки зрения". Мы не будем с Юрой сейчас вам рассказывать все, потому что труд, десятилетний труд, представляете, там очень много, очень интересное исследование ее. Мы расскажем очень коротко, попробуем рассказать кое-что о ваших портретах. И попробуем ответить на ваши вопросы. Юра попробует вообще рассказать о том, что значит рисунок в психологии, как он может помочь психотерапевту, психологу и вам самим.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: В любом случае, рисунок - это метафора.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Это метафора. Ну, начинаем с портрета.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Даже если вы пытаетесь передавать максимально точно, то все равно это метафора.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Итак, дорогие наши слушатели, я надеюсь, что те, у кого, возможность позволяла, вы уже нарисовали свой портрет. Понятно, что те, кто нас слушает за рулем, не могут этого сделать. Ну, уж извините, представьте себе, как бы вы себя нарисовали. Представьте, вот, сейчас. Раз - визуально себе вообразите.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Хотя иногда мы воображаем одно, когда начинаем рисовать, получается другое.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Получается другое, но все равно попробуйте вообразить. Итак, теперь мы вам рассказываем. Начнем с интерпретации по элементам рисунка. Голова, посмотрите, какую вы себе нарисовали голову. Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или, наоборот, о его неудовольствии развития своего интеллекта.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, то есть, фактически о фиксации на интеллектуальном развитии.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А маленькая голова говорит о неадекватности суждения относительно суждения о своих интеллектуальных или социальных возможностях.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Очень часто именно социальных.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, занижение их или наоборот.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, где-то нужно самооценку свою вытаскивать.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я не чувствую себя в силах и в праве претендовать на что-то.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, если голова по пропорции меньше...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: То ли в силу своей глупости, то ли в силу каких-то...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Нужно с самооценкой что-то делать тогда.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, конечно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Глаза. Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие или закрытые глаза, вот, не представляю себе портрет с закрытыми глазами, если честно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Бывает.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Бывает. Говорит о повышенной сосредоточенности на своей личности или же о закрытости человека.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Во всяком случае, если человек не изображает свои глаза, то он, или изображает, вернее, закрытыми, то это некоторая метафора скрытности. Знаете, есть, ну, такой немножко шизоидно-аутическое поведение, когда человек не смотрит в глаза. И в каком-то смысле, вот, в рисунке оно вот так проявляется.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Как интересно, да. Так, уши и нос, прекрасные детали вашего портрета. Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности - это говорит о сексуальных проблемах.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Я не могу сказать, что это сто процентов.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Тем более, если мы рисовали свой портрет, возможно, у кого просто крупный нос.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Хотя, вот, в аналитической литературе часто нос, действительно, связывают с фаллическим, с фаллической символикой.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Вот так, это интересно. К этому вернемся сразу же после выпуска новостей.

Итак, еще раз добрый вечер, мы продолжаем. Программа "Дорогая передача", Юрий Шевченко, наш психолог, психотерапевт, и я, Марта Мольфар. Мы анализируем сейчас ваши портреты, вы можете сейчас с ходу присоединиться к нам.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Или наши портреты.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Наши? Ты знаешь, что нам написал Олег из Броваров, что я уже и ваши портреты нарисовал, написал Олег.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это вообще интересно.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Это очень интересно. Мне даже страшно интересно, в смысле, что не очень интересно, а страшно-страшно. Вот, даже с некой, с некой опаской.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Интересно, как бы ты нарисовала Олега сейчас.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Олега, ну, я не знаю.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, вот, в том-то и дело. Это как раз и было проективное, проективный тест.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, но Олег же нас слышит, а мы даже не слышим его. Итак, возвращаемся к портретам. То, что нам предложила психолог, профессор Елена Потемкина. Всем я еще раз напоминаю, что это именно она десять лет исследовала рисунки, вот, сделала такие выводы. Она написала, что нос говорит о сексуальности человека, да. Что если нос слишком большой, непропорционально большой нос на портрете, то это говорит о каких-то сексуальных проблемах. Возможно, гиперсексуальность.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, понимаешь, проблемы, что значит. Скорее, не о проблемах, а о фиксации.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: О фиксации. А что же делать в противоположном случае? Вот мне половина девочек...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Если нос слишком маленький?

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Если его нет вообще. Вот, девочки нарисовали себя: красивые глазки и смайлик, улыбающийся рот такой.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, если говорить, вот, в подходе Елены Потемкиной, то тогда это избегание сексуальности или опознавание сексуальности.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Так избегание или осознавание?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Избегание осознавания, там, своей сексуальности. То есть, знаешь, когда я не рисую что-то, делаю несуществующим на рисунке что-то, это значит, я боюсь смотреть в эту сторону.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, они еще, наверно, настолько юны, что еще просто, вот, как бы.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, может быть, они смущаются, может быть, что-то такое.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, по возрасту подходят, девчонки юные совсем. Так что да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, смайлик, он же бесполый, знаешь.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Ну, да. Так, идем дальше. Итак, немножко разобрались с сексуальностью и носом. Рот. Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, вот это меня удивляет - нос не нарисовать, это я еще понимаю, не нарисовать рот, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию или вялость в общении.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, вот, когда она пишет проблемы с речью, это не обязательно проблемы, там, с произношением. Или, там, со словарным запасом. Это, возможно, проблема с возможностью сказать. Там, скажем, очень сильный стыд или очень сильный страх стыда.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, ротастые портреты или наоборот отсутствие рта - и то, то, определенно...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: И то, и то фиксация на этой части.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Причем, о маленьком ротике она ничего не говорит. То есть, маленький ротик, ну, как бы ротик и ротик.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, он все-таки есть, да.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Руки, руки являются символом...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это вообще одно из самых основных.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, вот сейчас ты расскажешь подробнее, я очень коротко то, что нам Елена Потемкина предложила, а ты уже дополнишь. Руки являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требований к себе. Вяло опущенные ручки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагаю неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот говорят о силе и амбициозности. Очень коротенькие ручки - свидетельство чувства неадекватности.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, иными словами, вот, если я рисую портрет с большими руками...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Большинство рисует непропорционально руки, это правда. Или короткие, или, чаще, длинные.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Это означает, что у меня есть подсознательная, скрытая, вот, ну, может быть, скрытая, может быть, не очень скрытая. Остановленное движение, вот, что-то трогать, брать, прикасаться, гладить.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Это если как руки нарисованы?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Если руки нарисованы непропорционально большими.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Знаешь, интересно очень было исследование в детском доме...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Она пишет, что еще и об амбициозности говорит.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Возможно. Ну, про амбициозность я все-таки не так однозначно...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: У нас длинные руки, мы вас повсюду достанем.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Это когда речь идет о длинных руках. Я говорю о больших, о больших кистях.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А, кисти, кисти.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, очень интересно, вот, дети в детдоме, когда рисовали, ну, они рисовали, в основном, нянь, которые с ними работают. И рисовали их с непропорционально большими руками. Это говорило о том, что им хотелось прикосновений. Это было для них что-то очень важное, одновременно пугающее и желаемое.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А мы можем трактовать, если наши дети рисуют наши портреты с большими руками, это тоже, что они ждут, что им не хватает контакта.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Скорее всего, да. Или, по крайней мере, этот контакт желателен для них, желаем ими. И скорее всего, не хватает. Если руки непропорционально большие. Ну, хотя контекст надо исследовать, может быть, он пугает их. Чаще желаем, но вполне возможно это то, что пугает. Ну, мы хотим сказать всем нашим слушателям, что не нужно принимать, вот, то, что мы сейчас рассказываем, как истину в последней инстанции. Это конечно очень широкомасштабное исследование, однозначно. И в них очень много таится полезной информации.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Но, все-таки, очень важно, на каком фоне это происходит.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, но не нужно воспринимать это как, вот, просто как штамп на лбу, что как тавро. Все, именно так.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это скорее направление, в котором стоит размышлять.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Стоит подумать, действительно, проанализировать, подумать. Может быть, где-то что-то исправить или развить у себя. Но не нужно воспринимать это как уже вот такой диагноз сто процентный. Но, все-таки, мы продолжим ставить этот диагноз. Итак, ноги, переходим к ногам. Крупные ноги означает потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног, даже так бывает, наверно.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, бывает.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Наверно, просто платье в пол.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это явно какая-то проблема.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствие жизненного фундамента. Но, ты знаешь, дети зачастую рисуют, вот, я вспоминаю детские рисунки, которые я видела, зачастую ножки коротенькие. О коротеньких ногах здесь нет ничего. Может быть, ты дополнишь что-то, Юра?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Коротенькие ножки, ну, знаешь, это, скорее всего, означает, ну, некоторую зависимость от близких. Некоторое ощущение, такое связанности, зависимости, недостаточной свободы. Ну, дальше это меняется. Так что, в принципе, для детей это, в общем, обычная штука.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Еще вот такой интересный момент, если вы изобразили себя со спины. Да, если вместо лица человек рисует затылок, это говорит о внутреннем противоречии. О желании продемонстрировать свою индивидуальность. Это также может свидетельствовать о нежелании изображать...

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Продемонстрировать и одновременно скрыть что-то.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Скрыть, да.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Скрыть, скажем, ну, какие-то свои чувства. Скрыть что-то такое, что делает меня незащищенным.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Кстати, если кто-то из вас нарисовал себя не в виде человечка, а виде какого-либо предмета или существа такого, не совсем человека, а человекообразное, может быть. Или явление, или животное, там. То есть, если вы себя или с помощью каких-то фигур изобразили себя - это говорит не только о вашем развитом воображении, это сто процентов говорит о наличии творческих способностей и чувстве юмора. Так что поздравляю тех, кто вот так поигрался.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: И одновременно говорит о некоторой скрытности.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да, у нас есть немало сообщений, которые нам прислали наши слушатели. Прислали в течение программы, я, вот, уже не могу, а, нашла. Александр с Харькова пишет: "Давно хотел узнать, я очень часто рисую треугольники. В результате получается как бы кристалл из треугольников. Что бы это могло значить?"

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, я, конечно, очень приблизительно, вы относитесь критично к моим, к моей гипотезе. Но я думаю, что, скорее всего, это накопленная, сдерживаемая агрессивность ваша.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Да?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, и агрессивность - это не обязательно злость. Это, вполне возможно, какие-то действия, которые вами регулярно сдерживаются.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я знаю, что в некоторых компаниях, на собеседованиях, просят изобразить свой портрет с помощью геометрических фигур.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Да, это классический тест.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Треугольников, кружочков, квадратов, прямоугольников и далее уже смотрят, HR-специалисты смотрят, потому какое количество фигур преобладает. А ты можешь рассказать, что скрывается за этим?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Генограммы тоже так рисуются. Вот, мы предлагаем нарисовать семью, обозначая персонажей в семье с помощью этих четырех видов фигур.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, конечно, это тоже гипотетически.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: И все же?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: При прочих равных условиях, допустим, там, треугольная фигура означает одновременно устойчивость и агрессивность. Наиболее устойчивой, безопасной относительно фигурой является прямоугольник. НУ, если он расположен горизонтально.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: То есть, на работу, скорее всего, возьмут человека из прямоугольников.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это наиболее устойчивая фигура, наиболее комфортная, хорошо монтируемая.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: А круги?

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Круг - неконфликтная фигура.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Я видела в практике моей, один человек нарисовал себя только из кружочков.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, это его страх конфликтов. Кстати, вот слушателям, которые по поводу треугольников, я думаю, что конфликт, который внутри вас живет, вполне возможно, он нуждается в разрешении. Ничего плохого нет в том, что...

Марта МОЛЬФАР, ведущая: Не бойтесь быть прямолинейными.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Ну, во всяком случае, попытайтесь проявлять, вот, тот конфликт вовне, подбирая подходящую форму.

Марта МОЛЬФАР, ведущая: К сожалению, не осталось времени абсолютно. Юра, спасибо тебе большое, что растолковал нам. Вам, дорогие наши, спасибо за то, что приняли участие в этом тесте. Желаем всем хорошего вечера. До свидания.

Юрий ШЕВЧЕНКО, психолог, психотерапевт: Всего доброго.

Правила комментирования
На ресурсе запрещены:
  • Любые проявления нетерпимости к разным конфесcиям,расовым различиям,национальностям.
  • Размещение провокационной и/или ложной информации
  • Нецензурные выражения (мат) и оскорбления
  • Реклама(прямая или ссылки), оффтоп, флуд, капс.
Читать все