СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Вне контекста", 27 декабря

"Вне контекста"Надежда на чудо

Стенограмма эфира на Радио Вести

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Здравствуйте, новость уже на подходе скоро Новый год, Рождество. О чем еще говорить. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Собственно, для большинства христиан мира Рождество уже наступило, и с удовольствием можно поздравить с одним из самых, наверное, сказочных и замечательных праздников, во всяком случае, в тех странах, в которых его отмечают. Отмечают его действительно как сказку, вот эта атмосфера абсолютно четко прослеживается. Только несколько Христианских церквей, включая Русскую Православную и Украинскую Греко-Католическую, они придерживаются Юлианского календаря в летоисчислении. Тогда как большинство Христианских церквей придерживается календаря Григорианского. По Григорианскому календарю Рождество Христово наступило. И как раз рождественские настроения, они обостряют желания людей верить в чудо, надеяться на чудо. У каждого свое понимание чуда. Мы хотим предложить вам, уважаемые слушатели, ответить нам сегодня на вопрос. Случались ли в вашей жизни чудеса? Звоните нам по телефонам, а также присылайте ваши смс и, напоминаю, не забывайте подписываться. А пока послушайте нашу историю. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Рождество само по себе чудо, почему другие чудеса как-бы и не видны. Это все равно, что ходить с фонариком в яркий солнечный день. Но, как сказано в прозвучавшей истории, на Рождество даже снег бывает. Кстати в тот же день, и в том же штате произошло еще одно чудо, или чудесное избавление. Накануне туристка на машине заехала в лес, мало того что заблудилась, каким-то образом заблокировались двери. В общем, она просидела в машине несколько суток, сидела бы и дальше, поскольку место безлюдное, если бы не веселая компания студентов, решивших отметить Рождество в лесу. И первое что увидела женщина, когда пришла в себя, о чем она вспоминала. Снег, крупный, настоящий рождественский снег. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я вот, например, абсолютно никакой сентиментальности к снегу не ощущаю, мне он только мешает. Знаете, вот, допустим, в Берлине, как правило, в Рождество идет дождь. Собственно, и город освещен гораздо более тускло, чем Киев, например. Однако ощущение праздника никуда не исчезает. Все зависит, наверное, от той атмосферы, которая находится внутри тебя, в тебе. И тут важно понимать то, о чем мы неоднократно говорили. Если человек существо социальное, и ему хочется солидаризироваться с другими в каких-то ритуалах и праздниках. С другой стороны, если уже говорить о чудесах, то тут мне кажется, это вещь очень индивидуальная. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Индивидуальная, но в любом случае снег в Аризоне в любом случае редкость. Поэтому особое отношение, и вообще, знаете ли, снег — это действительно чудо, вне зависимости от того, где он идет. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Возвращаясь к чудесам. Может ли чудо, по-вашему, быть привязанным к какому-то празднику? Грубо говоря, к календарю. Вот в рождественскую ночь чудо вероятнее, чем в другие дни или нет?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Поэтому я и говорю, что да, действительно, само по себе Рождество-чудо, и еще требовать какого-то чуда от этого дня немножко странно. Да, поэтому я и выразился таким образом, что все равно, что ходить с фонариком в яркий солнечный день. Но чудеса бывают, возможны, они, собственно, все время происходят, в том числе и на Рождество. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А в Вашей жизни бывали?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Что называть чудом? Да? Скажем, есть вещи, во-первых, да бывали, но не обо всем говорить стану. И опять же, что называть чудом, как ты к тому или иному явлению относишься. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, я думаю, что понимание, что такое чудо, у каждого тоже мне кажется во многом индивидуально. Для кого-то это простое элементарное совпадение может оказаться чудесным. С другой стороны, память такая интересная вещь, мы живем, проходим в жизни какие-то этапы и то, что нам казалось значимым или чудесным, со временем может изменить свое значение. И это не потому, что мы каким-то образом с годами свою память подвергаем некой цензуре, или подтасовкам. А просто на определенном этапе жизненном, определенное событие, определенное совпадение приобретают совершенно другое значение. Мы видим через прошествие времени его неожиданные последствия. Вот мне кажется поэтому и само понимание даже того что было чудесным. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Главное, чтобы не было разочарования в том, что когда–то было ощущение чуда, а потом человек повзрослел и говорит, да не было никакого чуда, там все просто и понятно. Вот это куда грустнее, чем наоборот. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: С другой стороны, и разочарование неплохо. Не знаю, я просто считаю, что очарование-вещь опасная, а чудо-это настолько из другой категории понятия, что тут даже очарование и разочарование не могут быть применены, к этому пониманию. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот мы говорим чудо это. Уже сама попытка определить, чудо, дать определение тому, что или чего мы не понимаем абсурдно. Чудо - нечто сверхъестественное, не имеющее объяснения. Вот так мы определяем чудо. То есть, по сути это формула, я знаю, что ничего не знаю. И правда ничего, поскольку ты не знаешь степень своего незнания. Чудо, помимо прочего, учит смирению, не пассивному смирению, но творческому пониманию того, что ты часть, неотъемлемая часть этого мира. Ты соучастник, в том числе и творения, в том смысле хотя бы, что ты способен удивляться чудесному, даже назвать чудо. Даже если этим, скажем, определением ограничиться, вот отсутствием определения. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Если вернуться вообще к природе человеческой, то как раз все непонятное, неизведанное, новое, оно скорее вызывает страх, а вовсе не умиление и восхищение. Поэтому, пожалуй, встреться мы действительно с настоящим явным чудом, скорее бы испугались, чем обрадовались. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Я с Вами поспорю, знаете, сколько времени понадобилось человечеству осознать грозу как чудо? Бояться ее, да ее боялись, принимали как некую данность, это было страшно непонятно, безусловно. Но еще очень важно прийти к ситуации, когда ты осознаешь себя что-то не понимающим. Вот эта территория незнания осознанна, так вот на этом этапе, увиденное осознанное незнание. Оно уже, как бы, может формулировать ситуацию чуда. Когда человек уже удивляется, вот эта способность удивиться. Потому что когда ты воспринимаешь мир как данность, вот страшно, вот цунами, там не знаю какое-то еще стихийное бедствие и так далее, но это не есть территория чудес. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Очень часто, кстати, чудо и надежда на чудо, связана у человека с желанием избавиться от чего-то ужасного, или избежать чего-то ужасного. Спасение во время стихийного бедствия, излечение от тяжелой болезни, это люди готовы воспринимать как чудо. Вот нечто было ужасное, его удалось избегнуть или выбраться удалось из какой-то переделки, вот это чудо. А я думаю, что совсем этим не ограничивается территория чудесного. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Но, к слову, вот персонаж истории, этот Сем, который вот каким-то абсолютным чудом вернулся к жизни, и все окружающие и врачи, и его родители, повторяли постоянно слово чудо, чудо и так далее. Сам Сем никакого чуда здесь не увидел, он сказал, собственно говоря, что это его воля к жизни, вот такой просветленный материалист. С ним что-то случилось действительно непонятное. Может быть, он со временем это поймет. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Тут опасность существует, когда человек чудом привыкает видеть только избавление от чего-то плохого. То очень легко он ловится в сети торговцев чудесами. Всякими людьми, которые там обещают чудесные исцеления, чудесные выигрыши в лотерею. Еще какие-нибудь чудеса. Вы знаете, само отношение людей к чуду, мне кажется, в достаточной степени девальвировалось и превратилось в вещь такую, очень потребительскую. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, чудесами всегда торговали, просто нужно различать, что такое чудо. И вообще относиться к чуду, скажем так, вот в этом и отличие допустим, условно говоря, магии, которая имеет свой алгоритм. Любого человека, или почти любого, можно научить каким-то магическим действиям. Чудо не имеет алгоритма, нельзя вызвать чудо, сделав то-то и то-то. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Давайте мы ненадолго прервемся сейчас и после этого перерыва продолжим рассуждать о чудесах, которые мы знаем, ожидаем, которые, возможно, могут произойти. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Надежда на чудо - то, что существует в жизни человека и человечества всегда. Но и то, что имеет свои определенные, если хотите, сезонные обострения. Вот рождественские новогодние праздники – это сезонное обострение. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Так красиво начали. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну что же поделаешь, сезонные обострения ожидания чуда. Между тем, мы предлагаем вам, слушатели наши дорогие. Случались ли в вашей жизни чудеса? Звоните нам по телефону, а также присылайте смс. А у нас для вас еще одна история. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Такого Рождества мир еще не знал. На фронтах Первой Мировой Войны загорелись свечи, из окопов, сперва приглушенно, а потом все громче зазвучали рождественские гимны. Папа римский Бенедикт XVI выступил с призывом об официальном временном перемирии. Орудия могут замолчать, хотя бы на ночь, когда поют ангелы. Окопы опустели, немцы выкатили пивную бочку, шотландцы угощали сигаретами и виски. А чуть позже все они играли в футбол. Бессмыслица войны была очевидна, казалось, что война остановилась, враги увидели друг друга в лицо, и не просто увидели, а поздравили друг друга с Рождеством. Попели песен, посмеялись. Как можно было дальше воевать, никак. Ни разумом, ни сердцем, принимать продолжение войны было нельзя. Но кто этих солдат спрашивал, разогнали по окопам, а потом кто-то скомандовал «Огонь!»

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, вот нам Алексей из Харькова пишет: «Вот всегда интересовало, что такое чудо? То ли это что-то сверхъестественное, то ли это что-то приятное в неожиданное время. Есть игра такая под названием «Слон». Когда человек жестами без слов показывает загаданное слово. И в этой игре очень сложно показать слово чудо. Потому что нет однозначного определения что это. Может, сможете дать определение от себя, как вы это понимаете?» Задумались, будем думать. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Хорошо, действительно как показать слово чудо?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я все-таки придерживаюсь того, что чудо - это очень индивидуально. И каждый для себя сам воспринимает что-то чудесным, а что-то таким не воспринимает, и ничего тут не поделаешь. Может быть, потому что я сам невероятный индивидуалист. И мне очень сложно принять чью-либо формулировку чего-нибудь. Вот если я что-то для себя как чудесное воспринимаю, для меня это чудо. Как правило, да. Но, как правило, это какие-то неожиданные совпадения, пересечения, для меня поворот событий неожиданный. Вот это то, что я для себя называю чудом. И такого в моей жизни было достаточно много. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это просто то, что Вы готовы видеть. Скажем, совпадения, встречи, люди, события, вот Вы, скажем, на это заточены, Вы это увидели. Что-то другое просто не увидели, а, тем не менее, это происходило, это было. Вот я помню, мне сколько, наверное, лет десять, сижу я на берегу озера, рыбу ловлю, а на небе одно облако, небольшое облако, и вот начинается дождь. И дождь идет стеной, вот я никогда такого не видел. Идет стеной, но очень медленно, то есть он не налетел на меня, а я вижу, идет дождь, и я встаю. Так сидел на берегу и вот я встал, и двинулся в сторону дождя. И вот он, стена дождя идет мне навстречу, и я помню этот момент, я протянул руку, прямо внутрь дождя, в эту стену. Понимаете, что это? Как к этому относиться, ничего подобного я в жизни больше не проживал. Я никогда не слышал вот подобного явления. Опять же, как к чему относиться, уверяю, что у каждого в жизни было некое такое чудо. У каждого, вопрос в том, чтобы его увидеть и отнестись к нему с особым благоговением и благодарностью. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я, например, невероятно рад, что меня в жизни обошли какие-нибудь чудеса наподобие пришельцев, или шайтанов и джинов. Или чего-нибудь еще эдакого. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Пришельцы вовсе не чудеса, они или есть или их нет. Захотят, сами объявятся, они форма жизни. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: лучше не надо, я думаю, лучше не надо. И вообще на чудо можно надеяться сколько угодно, но есть люди, которые и сами готовы делать чудеса. И тут тоже определенная мера должна быть я не знаю чего. Вкуса, аккуратности. Вот я помню, смотрел такой фильм «Амели», очень многие его хвалят, там некая девица все пытается людям чудеса подстраивать. То она женщине подбрасывает письма от давно умершего человека, то еще что-то такое. Вообще фильм совершенно омерзительный, потому что эта девица вмешивается в огромное количество жизней, эта Амели, самым бесцеремонным образом, бессовестным. Вводит огромное количество людей в заблуждение, что она при этом каким-то образом облагодетельствует. Я вот хочу, пользуясь случаем, как говорится, вас от подобных вещей предостеречь, даже если вы хотите кому-то устроить какое-нибудь чудо, то, пожалуйста, подумайте, что есть какие-то еще границы приватности, и не всякий человек чему-то неожиданному непременно обрадуется. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Такое ощущение, что вчера к Вам заходила Амели. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да нет, как раз все у меня замечательно, пока что никаких особенных чудес. Но вообще желание осчастливить, продемонстрировать чудо, это в определенной степени желание опасное. Нужно во всем знать меру, мне кажется. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Тут не поспоришь, чувство меры - святое дело. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А еще что касается чуда, мне очень понравилось однажды. Это, кстати, правда, на Дворце Украина висел в один из новогодних сезонов, огромный плакат на совершенно непонятном языке сформулированный. «Чудесо новорічної ночі». Вот чудесо это совершенно отдельное такое явление. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: А может это не для Вас, а для кого-то другого. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Это и не чудо, но, по-моему, то, что вытворяла Амели, это какое чудесо такое. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: это какая-то корпоративная история, то есть отдельные люди прочитали, поняли, что для них. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, я против, чтобы чудесо происходило. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Я не буду опять же. Знаете, я сегодня со всем с Вами соглашаюсь, за исключением того, что Вам снег не по душе. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Саша из Броваров нам пишет: «Для меня чудо - это прекрасные стихи, музыка» Да, восприятие искусства, как территории чуда. Восприятие чьего-то таланта, как чудесного чего-то, это тоже достаточно объяснимо, и действительно это интересно.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Как раз вот по этому чуду, которое не объяснимо. То, что называется озарением, то, что называется вот этим творческим состоянием. И, к слову говоря, ощущение читателя, я помню, когда подростком читал, читал Гумилева, ну вот замечательные стихи, но как бы нет ключа к пониманию, мал еще был. И вот наткнулся на стихотворение «Жираф». Да? Прочел и все, и, собственно говоря, с этого момента, вообще я помню вот это состояние, как раз тогда тоже была зима, снег действительно был. И вообще глубокая ночь, я прочел это стихотворение. Очень хорошо помню это состояние, вот особой восторженности, особой радости. Очень трудно передать. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А может быть, Алексей, это вообще все зависит от каких-то наших внутренних ритмов, я не знаю. Человеческий организм - это физика, химия, вот что-то там как-то, какая-то химическая ситуация своя наступает и ощущение эйфории приходит, ощущение того, что что-то прекрасно или чудесно. Может быть, мы вообще переоцениваем в данном случае и свои эмоции, и свой интеллект. Когда мы говорим о чудесном, может быть это просто химия?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Может быть, можно все и так объяснить. А что именно химия простите? Да, действительно мы на какие-то вещи реагируем так, потому что мы так устроены. С этим тоже не поспоришь, это верно. Люди, это много, мало я уже не знаю, но мы действительно способны что-то воспринимать, у нас огромный диапазон восприятия. Вот, и при этом, конечно, много воспринимать не можем. Если об этом. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Между прочим, Лика из Днепропетровска пишет: «Чудо не бывает само по себе. Чудо происходит либо от Бога, либо от Дьявола» вот как. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, вот во втором случае, вы знаете, как раз чудо вот тем и отличается, что это такая светлая история. Подарочная история, ее нельзя вызвать искусственно, окликнуть искусственно, в отличие скажем, от псевдочудес в уже другом исполнении. Потому что действительно псевдочудеса, их можно вызвать к жизни, ими можно подменить настоящие чудеса. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В общем, то, что от Дьявола - это не чудо, а чудесо. Давайте мы прервемся ненадолго. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Блестяще.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Время Рождества, время перед Новым годом, время, когда обостряется, происходит сезонное обострение в ожидании чудес. И сегодня мы предлагаем вам ответить на вопрос, случались ли в вашей жизни чудеса? Звоните нам, и пишите смс. Пока вы над этим думаете, у нас есть еще одна история. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот слышал я эту историю в разных вариантах, один подобный случай, говорят, был несколько лет назад. Правда, не под Новый год, а в конце зимы, волки были очень голодные, но музыканта не тронули. Так что, как говорится, нечего на серого грешить. Шли бы какие-то недобрые люди и прощай, Иван Сириков, вместе с гармонью. Или, скажем, другой сценарий. Идешь себе по лесу, ночь, звезды, о волках стараешься не думать. А тут бах, из-за деревьев выскакивает человек с гармонью и начинает играть. Все сразу отключаешься, прощание Славянки. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Это да, а вот знаете вопрос, очень чудесный смс нам пришел. Я его прочту «Мне семьдесят шесть, и по формальному статусу я одинокий пенсионер, живущий на скромную пенсию. Но, говорю по секрету, мое мнение имеет решающие влияние на мировое развитие, для этого мне нет нужды лезть в сеть, телевидение и прессу. Достаточно послать всего одно смс в любой адрес. Например, в ваш. Гарри» я так понимаю, что этим смс Гарри каким-то образом очень сильно повлиял. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, во-первых, смс уже отослан, он уже пришел. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, он уже пришел, значит сейчас. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Дальше грядут события. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: События грядут, мы попытаемся все-таки каким-то образом все-таки продержаться. И вот Алексей из Харькова также нам пишет «Мне ближе то, что Жанн Поль говорил о чудесах. Что величайшее неопровержимое чудо – это вера людей в чудеса».

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Да, Вы знаете, а может быть, предположу я. Вот по поводу рассказанной истории. Все дело в гармони. Я имею в виду музыкальный инструмент. Вот вспоминается такая байка про Ростроповича. В советское время Ростроповича отправили в подшефный колхоз. Поле, Ростропович играет на виолончели, фортепиано, конечно, нет, откуда в поле быть фортепиано. Поэтому аккомпанирует человек на баяне. Играет Ростропович, но чувствует, нет контакта с аудиторией. И так, так сказать, оно и происходит, поднимается с земли серьезный человек, подходит к Ростроповичу, а он так сжимается, весь прячется за виолончель, кладет ему руку на плечо. Мужик не мельтеши, дай гармонь послушать. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну что же, всюду свое уместно, это правда. Практика - это Ростропович, который играет в колхозе на виолончели, что-то из серии деятельности Амели. Желание кого-то осчастливить. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это не он, его отправили. Более того, все-таки чего, я думаю, он многих таким образом в том числе осчастливил.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вы знаете, действительно всему свое место, всему свое время. Я помню, что вот тоже в деревне под Киевом когда-то моя тетушка купила дом. Показывали тогда сериал «Просто Мария», и у моей тетушки был телевизор, у соседки не было, она приходила и смотрела «Просто Марию» каждый вечер. А тут путч произошел, ГКЧП в стране, и вместо «Просто Марии» показывают «Лебединое озеро». И вот наша соседка бедная пришла, включила телевизор, смотрит на это все. Начинает она бедная руки заламывать и говорить «Боже, та навіщо ж таке робити, навіщо ж таку гадість показувати». Для человека было такое культурное оскорбление, то, что она там увидела, девиц в пачках, ноги подымают никакой «Просто Марии». То есть я к чему, должна доречність во всем должна быть. Не надо Ростроповича туда, где ему не надо. И «Лебединое озеро» с ним тоже не нужно частить. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, по сути дела политика вот так вот бестактно вошла в дом и «Просто Мария», говорите. «Просто Мария» исчезла и вместо этого хороший балет. Но если серьезно, так или иначе, шутки шутками, год заканчивается. Какие-то итоги, смыслы, что-то нужно понять, что не поняли. Что все равно придется понимать, и доделывать придется, то, что не сделано в этом году. И вот понимаю, что так или иначе очень много было разговоров о политике в уходящем году, по всей видимости, и в следующем, видимо, мы не наговоримся. Хотя если честно политики или того что мы называем политикой в Украине всегда было много. Если знаете, я вот все фантазирую, если бы, вот представлю себе вместо постоянно звучавших все эти двадцать три года имен наших, так сказать вождей. Пусть будет так, звучали голоса украинской классики, науки, богословия. Возможно, все было бы по-другому, другая реальность, другой мир. И слово мир здесь в своем основном значении. Но есть, как говорится, как есть, тут винить нечего. Политика – это полотно, на котором вышивают крестиком, мы сами это полотно натягивали. И все же, вот в наступающем году хочу пожелать, мне очень приятно, было такое определение. Пришла смс, стихи чудо, и так далее, я вот хочу пожелать побольше стихов, музыки, открытий, того, что называется озарением, того, что называется смысл. И вот слово простой рецепт. Начинать и заканчивать день стихами, например стихами Звездинского или Антонича. Кстати, очень хорошо структурируют разум, вот как пьют талую воду, только стихи читать еще полезнее. Это, вы знаете, не совет, я бы сам какой совет послушал, это пожелание. Пожелание простое, здоровья всем нам. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А почему Вы полагаете, что стихи каким-то специальным образом структурируют. Вот перекликается неожиданным образом с сообщением, которое нам Светлана прислала «Мозг человека - совершенно непостижимое чудо, его возможности не смогла объяснить даже Наталья Бехтерева, хотя посвятила этому жизнь», вот мозг человека чудо, а Вы полагаете, что стихами на него можно как-то воздействовать?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Воздействовать можно вообще на мир человека. Я говорю и об отдельном человеке и шире, и на сообщество людей. Как Вам сказать, речь – это высшее начало. Это долгий разговор, можно определять речь как Бог, понимаете? Но вот эту высшую речь мы не способны слышать, ее воспринимать. И вот здесь как раз то, что называется структурированная речь. Поэтическая речь, она как бы сказать, не то, чтобы адаптированная история, но тем не мене это некая структура, по которой движется энергия, высшая энергия. То есть, скажем, стихотворение может быть о чем угодно. Это то, что считывается. Это внешняя история, а вот есть то, что внутри. Бывает стихотворение абсолютно простое, наивное, но нет там ничего, но от него действительно идет излучение. Бывает стихотворение сложное, но пустое. Поэтому это какая-то особая речевая история. И в этом смысле да, человек структурируется. Мы же все речью организовываемся. Мы же все фактически формируемся теми словами, с которыми мы говорим и главное словами, которыми мы думаем. Понимаете? И, если это правильная речь во всех смыслах, то, в общем-то, да, человек структурируется и что лучше, чем, скажем, замечательная поэзия уже упомянутых Звездинского, Антонича или, скажем, Зерова и так далее. Да это то, что позволяет сохранить разум. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот не знаю как относительно поэзии, но могу согласиться с Вами в том, что читать действительно полезно. И напомню пословицу, не люблю я всякие пословицы вообще, но есть такая пословица новейшего времени. О том, что люди, которые читают книги, управляют теми людьми, которые смотрят телевизор. Это стоит понимать, вот чтение книг вообще, и не обязательно вовсе литературы, а и научных книг в том числе, действительно хорошо воздействуют на привычку мыслить, действительно ее каким-то образом затачивает. Вообще стоит не забывать о том, что все органы человеческие, которые мы не используем регулярно, быстро дряхлеют. Поэтому, чтобы в маразм на старости лет не впасть, нужно все-таки побольше книжек читать. Мы прервемся ненадолго и продолжим разговор о чудесном. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Продолжаем разговор о чудесном и о чуде, и напоминаем вам, что мы просим сегодня ответить нам на вопрос. Случались ли в вашей жизни чудеса. Звоните нам по телефонам, пишите смс. У нас же тем временем для вас еще одна история припасена. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот знаете, Яновский был ведь не только практиком, но серьезным исследователем, теоретиком, педагогом, ученым. Но помним мы его как идеального, как абсолютного врача, готового прийти на помощь каждому. Это образ врача – интеллигента, врача-гуманиста, для которого не было своих и чужих, богатых и бедных. Что, в общем-то, совсем непросто, когда его не стало, в Киеве стоял плач. Тысячи людей провожали его и за гробом шли и православный священник, и раввин, и ксендз, и мула. История о докторе, это ведь не история о волшебнике, а просто о человеке, который был предан своей профессии. Предан своему долгу, который был человечным, а на выходе получилось чудо. Вот вам такой, знаете, возможный, наверное, все-таки в особом случае алгоритм чудесного. Вот, к слову, Святой Николай, который в свою бытность и не догадывался, что он святой. Совершал вполне реальные поступки, кому чем поможет, но не явно, поможет и радуется, что помог. Вот вам и чудо. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ваша, господин Зарахович, метафора гармонии вызвала живой отклик у наших слушателей. Андрей из Киева пишет «О гармонии и уроках, как говорил Фома Аквинский, чудо не противоречит законам природы, а только лишь нашим знаниям о законах природы. И, кстати, волки очень любопытны». Ну, если уже кстати, то я хочу сказать, что медведи очень коварны и социопатичны. И если бы наш гармонист с гармошкой на медведя нарвался, то не поздоровилось ему, так что повезло с волками - это тоже своего рода чудо. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну подождите, в общем-то и противоречия нет, но смотрите вот когда искали, а что же такое бывает за рождественская звезда. Пытались найти, если хотите, объяснение. И кто искал? Теологи искали. Ну, например, искал Ориген, он говорил, что мы думаем, что звезда, появившаяся на Востоке, была новой звездой, не похожей на любую из расположенных на неподвижной верхней сфере небосвода, и так далее. Об этом же думал и Иоанн Дамаскин. Он полагал иначе, что отнес рождественскую звезду к кометам, которые не принадлежат к числу звезд, произошедших исконе. Но по Божественному повелению, в самое надлежащее время образуются и опять уничтожаются, выполнив роль некоторых знамений. Так что видите здесь и чудесно и здесь же, если угодно, вполне понятная попытка объяснения и взаимодействия того, что называется некая физика, и то, что называется наука, религия, как угодно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот Вы на старинные авторитеты ссылались, а я с удовольствием вспоминаю разговор с академиком Чурюмовым, чье имя в этом году снова звучало на весь мир. Он один из тех, кто открыл комету, которая носит его имя Чурюмова – Герасименко. Он в нашей программе «Элементарно», рассуждая о кометах, минимум четверть программы посвятил, кстати, Вифлеемской Звезде. И он абсолютно уверен в том, что Вифлеемская Звезда действительно была кометой. То есть совсем не только средневековые ученые, совсем не только религиозные люди эту тему изучают и признают. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Интересно когда это религиозные люди. Понимаете? То есть вот тут в чем же вопрос, не то, что астроном, определяющий это как комету или действительно как вспышку некой сверх новой звезды. Это одна история, а другое дело, когда это делает богослов, глубоко верующий человек, это совсем другая история, наверное. И именно теологи начали искать ответ на этот вопрос. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот интересным образом развернуло наш разговор. Слушатель Анна пишет «Дело в гармонии как таковой вообще в принципе. В современном глобализированном мире царит дисгармония, мы забываем, что демократия учитывает интересы белых ворон. То есть должна, по сути, защищать меньшинство от большинства». Такое социально философское рассуждение, я совершенно с ним солидарен на самом деле. И видите, все равно нас возвращает все на территорию социального и политического, нам никуда не деться от этого. Вопрос все-таки мне кажется в том, под каким углом зрения мы смотрим на эти вещи. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вы знаете, вот очень часто в наших беседах обращались к такому понятию, как собственная жизнь. Да? В значении прожить собственную жизнь, а не чужую. Вот я вспоминаю мне пять лет, мы с дедушкой гуляем в Мариинском парке. Зима и на стадионе «Динамо» заливают каток. И в этом процессе принимает участие самолетно-реактивный двигатель. Вот такая вполне понятная метафора, ну конечно я в пять лет не знал что такое метафора. Но помню вопрос, который задал. «А что этот мотор никогда не полетит?» Ну и дедушка утешал меня, что, конечно же, полетит, все в свое время, каток доделают и полетит. Может быть, благодаря этому детскому воспоминанию фильм Балаяна «Полеты во сне и наяву» остается в числе самых моих любимых. Но я сейчас даже не о воспоминаниях не о кино, а о настоящем, точнее будущем. Вот нас все время заземляют, да есть на то объективные причины. Но не только. Какая-то искусственность в бесконечных разговорах о политике, экономике. Невозможность вырваться из этого круга, речь идет ведь не только о последнем годе, обо всем периоде, какой-то утрированный материальный мир. При том, что эта зацикленость на материальном, к благополучию большинства не имеет ведь никакого отношения. Скорее наоборот, такой наивно понятый марксизм. Вначале базис, а потом все остальное. Но проблема в том, о чем мы не раз говорили. Проблема в том, что остальное - это и есть мы, страна, идея, смысл, называйте как хотите. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А вот еще прочту смс который Светлана из Киева прислала «Слова Алексея Зараховича, по поводу соучастия чуда мне очень близки. Однажды мне как-то пришла в голову мысль, что слово счастье образовано от слова соучастие»

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Очень мудро. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, и я вот общался с одним современным и российским философом Андреем Макаровым, который, кстати, выводит слово счастье из словосочетания с частью. Что в общем счастье это когда ты что-то разделяешь. Или когда ты ощущаешь себя вот снова таки, частью чего-то большего. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Здесь и часть, и особое понимание слова участь. Но в таком, если угодно высоком значении. Не просто жребий, это уже смещение в сторону судьбы в ином ее смысле и понимании. Вы знаете вот скоро действительно Новый год. Такое особое время вспоминательное состояние. Да? Когда в определенном смысле отчасти, наверное, сентиментальное. Вот каждый что-то свое вспоминает. Я вспоминаю, и думаю как собственно и все, вспоминаю детство. Предпраздничную суету. Вот персонально вспоминаю всех котов, которые следовали со мной по жизни. Вспоминаю, конечно, Новый год в армии, с лимонадом на столе и чачей на лестнице. Еще вспоминаю всех, кто оказал мне честь быть моим другом. Даже если мы уже давно в ссоре, Новый год окликает лучшее из прошлого, самое светлое. Это особое свойство новогодних дней, а как иначе, чем еще подсветить неизвестное пока еще скрытое будущее. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я вот хотел бы подвести итог нашему сегодняшнему голосованию, мы задали вопрос нашим слушателям. Случались ли в вашей жизни чудеса? Девяносто четыре процента позвонивших считает, что в их жизни чудеса встречались. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, вот видите. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: И только шесть это отрицают. Этим шести процентам можно пожелать встречи с чудом. Не с чудесом и не с проказницей Амели, а с тем, что они воспримут как чудо. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Знаете, хочется закончить строчками Бориса Пастернака, несколько строк из стихотворения «Рождественская звезда».

И странным виденьем грядущей поры.
Вставало вдали всё пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры.
Всё будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все ёлки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Всё великолепье цветной мишуры...
...Всё злей и свирепей дул ветер из степи…
...Все яблоки, все золотые шары.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Чудес вам, уважаемые слушатели. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: С наступающим.

Читать все
Читать все