СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Циники", 17 января

"Циники"Суть антикафе. Креативные пространства в Украине

Стенограмма эфира на Радио Вести

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Добрый вечер программа «Циники» на Радио Вести - радио новостей и мнений, в студии по прежнему Константин Дорошенко и Дмитрий Терешков, и следующие пол часа мы будем говорить об интересной тенденции. Свободные пространства - вот как она называется эта тенденция - "антикафе", их еще называют "тайм-кафе" или "тайм-клубы", в общем такие заведения, в которых нет привычных прейскурантов цен на что бы то ни было. Посетитель платит за время пребывания, абсолютно новый формат заведений. Ну как насчет абсолютно, тут я не уверен, потому что какое-то время уже несколько лет эти кофейни существуют и в Киеве, и в других городах Украины. Вы Константин бывали когда-то в открытых пространствах. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Раза два, не совсем понял, для чего бы мне это было делать чаще. Но раза два бывал, один раз зашел, посмотрел и ушел, а другой раз был в одном из подобных заведений, которое названо именем «Фройда» и там был перфоманс Алевтины Кахидзе, мне, собственно, было интересно на него посмотреть. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: На самом деле, что делать в этих заведениях, вопрос очень простой, там, как принято считать, можно делать все что угодно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Висеть. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Да, там можно висеть, работать, проводить переговоры, семинары, творческие вечера, мастер классы, смотреть кино, играть. И все это бесплатно, оплачивается только время, проведенное там. Иногда подобные заведения и называют «антикафе».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, кстати, относительно того, что там можно делать все что угодно. Это абсолютная неправда, это ложь, потому что много чего там делать нельзя. Например, спиртные напитки употреблять, или курить, или сексом заниматься. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Ну, оргии точно, я не помню, чтобы в Киеве были открытые пространства, где позволялись бы и устраивались какие-то сексуальные оргии. Ну о том, что нельзя делать в этих пространствах, нам подробнее расскажет наш гость. Павел Горак. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Здравствуйте. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Но перед этим послушаем нашу специальную справку о заведениях. 

Справка Радио Вести: «Антикафе» — это общественное пространство, в котором всё бесплатно, кроме времени, и посетители обладают большей степенью свободы, нежели в классических кафе или ресторане. Основной вид деятельности посетителей — приятное времяпрепровождение, развлечение и посещение мероприятий. Как правило, «антикафе» представляет собой один большой зал или несколько комнат с уютным домашним интерьером, в котором гости свободно перемещаются. Оплачивается только время пребывания в «антикафе», причем единица расчета времени либо одна минута, либо один час. В большинство «антикафе» можно приносить свою еду и напитки. Как правило, алкоголь и курение запрещены. Многие «антикафе» делают акцент на настольных и видеоиграх или рабочей атмосфере. Автором концепции заведений с поминутной оплатой является российский предприниматель Иван Митин. В 2010 году он открыл место под названием «Дом на дереве», в котором каждый посетитель оставлял, сколько хотел и за это получал чай, кофе и угощения. Идея проекта заключалась в том, чтобы предложить всем желающим распределить между собою затраты, необходимые на поддержание проекта. Таким образом, каждый гость становился своего рода «микро-арендатором» этого пространства. Через год после открытия «Дом на дереве» оказался столь популярен, что было принято решение открыть новое заведение. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот создатель одного из подобных заведений Павел Горак у нас, он создал такое «антикафе» под названием «Хармс», о том, причем здесь Хармс я думаю, что мы тоже поговорим. Но интересно, что это не столько с точки зрения того что там делать, и почему и зачем туда ходить, собственно говоря, каждый сам себе решает куда ему ходить интересно и по каким причинам. А интересно это с точки зрения бизнеса, насколько это выгодно, существует ли какое-то планирование, расчет, к какой аудитории имеет смысл обращаться и как ее, скажем так, привлекать в подобные заведения. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Тут есть маленькая ремарка по поводу справки, которую Вы навели. И соответственно некий ответ на рентабельность таких проектов. «Дом на дереве» стал не успешным проектом у Ивана Митина потому, что система, при которой каждый платит сколько может, она не оправдала себя и было решено внести именно фиксированную поминутную, почасовую плату за пребывание в таком проекте. Вот это если говорить о бизнес модели, то есть все проекты, где на усмотрение гостя остается, оставлять какие-то деньги или нет, они мне кажется, еще не могут быть успешными у нас. А по поводу успешности оплаты за время она очень четко корректируется с тем, какая стоимость аренды конкретного места. То есть если собственник проекта запускает свое пространство в помещение, где аренда каждый год растет, соответственно и стоимость скажем так, пребывания в таком проекте каждый год тоже будет расти соответственно, как показал опыт киевских таких проектов. Стоимость с каждым годом, все выше и выше. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но такой проект, безусловно, рассчитан не просто на то, чтобы купить аренду. Он же должен приносить еще и прибыль, за счет чего это происходит?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Основной, мне кажется, это участие гостей в событиях проведения. Это траты на кофе, чай, аренда для коммерческих организаций, когда там какие-то корпорации проводят свои корпоративы в таких пространствах, то есть здесь несколько статей доходов есть. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Какой должен быть стартовый минимальный капитал, для того, чтобы подобную вещь организовать? И какая должна быть стратегия продвижения собственно подобного «антикафе», чтобы в нем появилась сразу публика нужная. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Тут очень сложно сказать по бюджету, можно сказать, что как любое заведение можно открыть за десять, пятнадцать тысяч долларов. А можно и за двести, триста. Суммы, которые я сейчас назвал, это примеры тех проектов, которые в Киеве запускались с разными бюджетами, это первое. По успешности, я бы сказал, что основная причина успешных мест в Киеве и не успешных, или тех, которые сейчас пользуются популярностью - это дифференциация. То есть каждый нашел свою нишу, кто-то создан больше для тех людей, которые хотят поработать, кто-то для тех, как Вы говорили, кто хочет поиграть в настольные игры расслабиться с компанией прийти поиграть в видео игры. Начали появляться уже очень узкоспециализированные заведения, где там можно пойти только кальян покурить. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: И пребывание в какой нише сулит успех вот сегодня в современной Украине, в Киеве?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Я бы сказал, если ты выберешь какую-то из этих областей, и сделаешь все максимально правильно. То есть это не всегда имеется в виду, ты вложишь максимально денег. Просто ты поймешь потребности своего конечного потребителя, я думаю, этот проект будет успешен, независимо это видеоигры или это рабочее пространство, или просто послушать какой-то музыкальный концерт неизвестной группы вечером. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: А какая модель из вышеприведенных более распространенная и более популярна в Киеве и в Украине вообще. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Более популярна, мне кажется, это смешанная модель, потому что все считают, что чем больше ты вместишь в такой проект, тем больше разной аудитории и гостей к тебе будут ходить. Но, по моему убеждению, в данном случае лучше дифференцироваться от других и выбирать свою нишу и делать, скажем так, максимально для продвижения ее. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А как доносить информацию до нужного потребителя? И как избежать присутствия ненужных посетителей в подобных заведениях?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Ну, в таких проектах обычно бюджеты на рекламу не очень большие, по опыту могу сказать. И все-таки основное - это сарафанное радио. Кроме сарафанного радио - это некая дружба с гостями, которые приходят, которые работают там в разных СМИ, и от того, что им нравится это место, они будут рассказывать дальше. То есть тоже некое СМИ сарафанное радио. То есть в данном случае продвижение классическими методами, мне кажется, не является приоритетом, лучше делать хорошее место, тогда люди будут о нем говорить. А нежелательные гости, мне кажется это проблема всех заведений рано или поздно приходят люди, которых бы ты не совсем хотел видеть, и это надо мне кажется доносить персоналу, что бы персонал смотрел, кто приходит, что делает. И так далее. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, с одной стороны, если мы берем клубы или рестораны, там понятно, там существует различная ценовая политика, если хотите там различный дресс-код, с фейс контролем в украинских заведениях гораздо хуже обстоит. У нас все, в общем-то, все сходится к дресс-коду, но понятно, что, например, в дорогой ресторан в спортивных штанах вас не пустят. Ну и подобные вещи. «Антикафе» - они же по своей сути крайне демократичны, как там можно решить, и имеет ли смысл решать, что такой-то посетитель вам не подходит, но невозможно ввести дресс-код в «антикафе».

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Я думаю, тут основной критерий - это когда ты принимаешь любого гостя, когда он не переходит границы свободы другого человека. Если он одет экстраординарно или необычно, это еще не предлог не пускать его. И такие заведения, они являются, таким образом, демократичными, когда в принципе ты можешь встретить как и человека, который там начинающий бизнесмен, так и студента, который еще не заработал своих денег. И в этом есть некая особенность таких мест, где ты можешь встретить разную аудиторию. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Мы сейчас прервемся, а потом продолжим после небольшой паузы. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Программа «Циники» на Радио Вести - радио новостей и мнений Константин Дорошенко и Дмитрий Терешков. И наш гость Павел Горак, создатель открытого пространства «антикафе», о которых мы говорим оставшиеся пятнадцать минут в этой теме. Вот несколько лет назад, я боюсь ошибиться, но, по-моему, два или три года назад, открылось первое открытое пространство в Киеве, и с тех пор их все больше и больше приумножается. Это говорит о том, что благоприятные условия для вот создания такого бизнеса в целом за последние несколько лет. Но последние полгода все-таки сложные для Украины и политически, и ситуация на Востоке, вот она как-то сказывается на бизнесе Вашем? 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": По поводу благоприятности, я думаю это как когда-то был бунт в начале 2000х, в конце 1990х так и, наверное, «антикафе» был. Года два назад появилось первое место, люди посмотрели, что в принципе такой бизнес очень легко запустить. Не надо никакие санитарные книги, не надо понимать нормативы ресторанного дела, и начали открывать такие места один за другим. Буквально там за года два открылось, наверное, семьдесят процентов заведений такого типа, которые сейчас существуют. Сейчас мне кажется, мое личное убеждение, бизнес формат оплаты за время, он в некой мере будет модифицироваться потому, что существует некая психологическая. Мы делали некий анализ, когда работали, существует некая психологическая, скажем так, напряженность у гостей, не у всех, но у многих, когда они приходят и ощущают, что ну в принципе здесь я ничего не плачу, но все равно время идет. А время сразу переводится в деньги, и люди как бы если считают деньги, то считают и время, а это же накладывается на ощущение в самом пространстве. Вот ты пребываешь, и ты понимаешь, что мое пребывание стоит мне денег. Если там первый год может быть люди думали, о, это же все бесплатно, печенье, кофе, сладости, настольные игры, то со второго и в последующих годах люди начали осознавать, что есть некий дискомфорт. Я могу потратить здесь, там посидеть час выпить кофе, поиграть, но это будет стоить не меньше, нежели я пойду в кафе закажу себе чашку кофе или поем что-то. Потому мне кажется, эта модель будет или отмирать в какой-то мере, или модифицироваться, то есть «антикафе», как проекты, где ты можешь не только поесть, а еще другие деятельности, поработать, поиграть в какие-то игры они будут оставаться. Но бизнес модель оплата за время, мне кажется, она в какой-то мере будет модифицироваться. Вот за границей, например, уже такие форматы модифицированы, в плане, есть отдельная часть барная, где ты можешь прийти поесть сытно, тоже за демократическими ценами. И есть отдельная зона, где ты можешь работать какой-то коворкинг, плюс я не знаю кафе, и вот этот микс мне кажется, слегка нивелирует психологическое ощущение, что ты платишь за время. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, Павел, меня немного испугало, то что Вы сказали, что чтобы для того чтобы открыть «антикафе» не нужно, например, никаких специальных брать на себя обязательств относительно санитарии. Вот есть о чем задуматься, пьют там кофе, едят печенье, никто за санитарию не отвечает, непонятно кто руки мыл кто не мыл, собственно, так в таком «антикафе» Бог знает что подхватить можно, знаете ли. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": С Вами в некой мере согласен, уточню в плане не то что санитарных норм целостных, потому что санитарные нормы которые нужно знать и следовать в ресторане в некой мере отличаются от санитарных норм, которым нужно следовать, например, в бизнес центрах, где тоже есть коворкинговые пространства, или пространства, которые сдаются, там другой акцент. То есть, конечно же, печенье, кофе, там медицинская книга у сотрудника она должна быть обязательно, то есть нормы ведения такого дела в некой мере должны, и они подпадают под санитарное дело. Но оно не настолько является основным, как в ресторанах

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Как минимум требований нет со стороны государства. То есть к вам санитары вообще не приходят?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Теоретически нет, то есть они и не приходят и в принципе КВЕД, который с точки зрения бухгалтерии, под который подпадают такие проекты, он отличен от тех, к которым подпадают рестораны. Поэтому там другие нормы. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: То есть выходит, это плюс для тех, кто сейчас целится в это дело и планирует делать подобный бизнес. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Да, это является плюсом в плане легкости, то есть его запустить намного проще с точки зрения юридических оснований. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Да, а вот все-таки удержать, тут тоже интересно, я Вам задал вопрос относительно ситуации непростой, нестабильной в Украине. И вот активность посетителей сейчас снизилась?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": В целом, я думаю, да, если сравнивать с годом назад, или даже полтора, она уменьшилась. Но, например, у нас в книжной лавке можно проследить такую тенденцию, что до наших февральских прошлого года событий люди, как-то они понимали, что завтра я могу купить тот товар также и послезавтра могу его купить. А сейчас как-то люди стали себя радовать, мы как-то дискутировали на эту тему, люди стали тратить на подарки не меньше денег, чем год назад. Это, конечно, единичный наш случай, или какой-то наш анализ, но бюджеты подарков, и там количество одного человека она увеличилась. Люди хотят в этом информационном поле, которое очень часто для многих не самое радостное, да они хотят каким-то образом радовать, сиюминутными вещами. Вот какой-то открыткой, заканчивая какими-то большими подарками. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А почему Вы свое пространство назвали «Хармс»? Чего вдруг, слово смешное или красивое. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Да нет, писатель, нам нравится этот писатель, нам бы хотелось в непростое время создать что-то такое, что не очень популярно, библиотеки, книжные магазины, они являются не самым популярным бизнесом. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Почему Хармс, а не Подеревянский например?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Это какая-то эгоистическая любовь к этому писателю у нашей команды была и если глубже копнуть, то конечно же мы назвали этот проект по другому. Он назывался «Сторінки» но так как русскоязычное население Киева называло этот проект «Старинки», не очень выговаривало, мы подумали, что если будут ассоциировать наш проект со старинками, мы как-то будем не в очень хорошем свете выглядеть, и мы решили назвать каким-то названием писателя. Нам в первую очередь как-то попался Хармс. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А какой рассказ у Хармса Вам больше всего нравится?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Мне нравятся «Все случаи» его, нравятся «Старухи», «Елизавета Бам» много разных направлений, разной стилистики. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А алкоголь подают у Вас в заведении?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Нет. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Почему?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Это не принципиальная, просто, скажем так, в этом проекте мы захотели без алкоголя. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А Хармс любил выпить, например.

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Любил выпить и покурить. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: И что же Вы, таким образом, надругались над памятью человека, присвоили себе его имя, и абсолютно извратили. Вот Хармс, например, писал такую вещь, одна из моих любимых. «В старинном замке жил принц, страшный пьяница, а жена этого принца наоборот, не пила даже чаю, только воду и молоко пила. А муж ее пил водку и вино, а молока не пил. Да и жена его, собственно, тоже водку пила, но скрывала это. А муж был бесстыдник, и не скрывал, вот водку пью, а молока не пью, говорил он всегда. А жена тихонько, из-под фартука вынимала баночку, и хлоп, значит, выпивала». Очень там много есть такого, что на радио и не стоит говорить, а почитать имеет смысл. Просто насколько действительно корректно брать такую персону как Хармс, потому что у него много разных идей было. О том, как, например, в яму нужно бросать детей и собак, чтобы их поменьше было. Насколько ваша концепция визуальная и всякое прочее соответствует такому действительно странному даже драматично парадоксальному и абсурдистскому уму, каким был Хармс. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Мне кажется, не очень соответствует, то есть в принципе в этом был и некий абсурд всей затеи делать заведение, которое прямо не коррелируется с названием. Мы отошли от той любимой темы, когда называют заведение или проект каким-то именем, или городом, страной. И все напичкивают идеями, которые связаны с тем или иным объектом. Мы отошли от этого, мы сделали некие глубинные отсылки к его творчеству, цитаты его. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А, то есть у Вас там цитаты его на стенках?

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Да, есть цитаты, они не самые популярные, они преднамеренно выбраны в конкретных местах. Есть принты писателей, о которых он любил писать, Гоголь и Толстой, Пушкин. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Тургенев. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": Он не влез у нас, мы только троих использовали. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот так, Тургенева обидели. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Павел, а насколько Вам лично комфортно читать книгу в публичном месте, когда рядом тоже кто-то читает книгу и сербает кофе, и так делает еще пять человек рядом. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: И крошит печеньем. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: И это повторяет эту классическую схему библиотеки. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В библиотеке нельзя сербать кофе и крошить печеньем, и нельзя играть в какие-то дурацкие настольные футболы, например. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Или может быть Ваши футболы не дурацкие. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": У нас их нет, они такие же дурацкие, но у нас их нет. В принципе комфортно, все зависит просто от того, кто рядом с тобой сидит, не обязательно знакомый незнакомый. Просто ощущение, все зависит от того, какие звуки вокруг, какой аромат. Вот это создает атмосферу, можно читать в каком-то гипсокартонном офисе и тебе будет хорошо, главное кто рядом с тобой. А можно читать в ресторане и тебе будет не так комфортно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В ресторане, наверное, правильнее все-таки есть, я предпочитаю читать в ванной. У каждого свои, собственно, вкусы, однако мне кажется это как некий новый бизнес, вот несмотря на то, что Вы говорите, что в Киеве и в крупных городах он может быть будет каким-то образом пересматриваться. Но мне кажется, он перспективен вообще для городов сегодня, и не обязательно больших. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Вы владеете информацией о том, планируется ли в Киеве открыть в ближайшее время. Тут можно без имен, вот по факту. 

Павел ГОРАК,  основатель книжной лавки-кофейни "Хармс": В принципе есть два проекта, которые планируются по поводу маленьких городов, там уже во всех областных центрах созданы, и они, к сожалению, не самые успешные. Потому что аудитория районов не готова. Но, например, такие проекты возникают в Лондоне. Тот же Митин открыл недавно «Циферблат», который для них еще не знаком как формат. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Павел Горак создатель книжной лавки-кофейни «Хармс». Мы говорили об открытых пространствах, об «антикафе», прервемся на короткую паузу и продолжим уже с другой темой. 

Правила комментирования
На ресурсе запрещены:
  • Любые проявления нетерпимости к разным конфесcиям,расовым различиям,национальностям.
  • Размещение провокационной и/или ложной информации
  • Нецензурные выражения (мат) и оскорбления
  • Реклама(прямая или ссылки), оффтоп, флуд, капс.
Читать все
Читать все