СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Культуру всегда воспринимают, как развлечение, к сожалению

"Война миров" с Дорошенко и ГончаровойМихайлова: "Мы хотим, чтобы искусство вышло из залов и галерей"

Стенограмма эфира на Радио Вести

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: С вами радио вести, радио новостей и мнений. В студии Константин Дорошенко и я Татьяна Гончарова. Это программа "Война миров.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В гостях у нас сегодня Любовь Михайлова – донецкий предприниматель и деятель на территории искусства которой, как пишет журнал «Новое время», сумел внести Донецк на арт-карту мира. Ну, давайте сперва послушаем справку о нашем госте.

Справка: 
Любовь Михайлова – предприниматель. Основатель платформы современной культуры «Изоляция». Родилась и получила образование в Донецке. После развала Союза, Михайлова основала компанию «Химекс», которая занималась торговлей смолами, пеками, нафталином. В 2009 году создала в Донецке фонд «Изоляция», расположившийся на территории бывшего завода по производству изоляционных материалов. 3 года спустя этот центр заслужил право присоединится к мощной международной сети «Транс европ холес», объединяющий переоборудованные культурные пространства, индустриальные развалины. В «Изоляцию», приезжали работать мировые звезды современного искусства: Цай Госян, Даниель Бюрен, Борис Михайлов, а также почти все перспективные молодые художники: Жанна Кадырова, Давид Чичкан, Владимир Кузнецов и другие. Прошедшей весной в «Изоляции» прошел первый в Восточной Украине большой литературный фестиваль, куратором которого выступил Любко Дереш. 9 июня территорию «Изоляции» заняли вооруженные представители так называемой ДНР. Многие арт-объекты были разрушены, а команда фонда вынуждена была переехать в Киев. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: «Изоляция» оказалась словом со своей историей, такой истории, которая развивается по своей логике, даже независимо от нашего желания. Любовь, когда вы называли свою институцию «Изоляцией», вы предполагали, что у названия может появиться своя логика?

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "По большому счету, мы не называли. Дело в том, что Изоляция это название, которое я помню со своего детства. Делов том, что мой отец – Иван Михайлов в этом году папе будет 80 лет в ноябре, и он 50 лет на этом заводе. Он фактически его основал, молодой инженер и через несколько лет стал директором, и все мое детство, я помню это название, как бы, Изоляция была основная часть нашей жизни в семье и я видела отношение отца к заводу. Я видела фотографии, где я в цехах, мне 5 лет и я с папой стою посреди большого цеха, где поток через 30 лет Цанга Цай сделал свой проект. Поэтому, когда стал вопрос, мы хотим сделать фонд, то мы искали место, где его сделать и нам очень хотелось сделать культурное пространство на типичном, присущим Донбассу предприятии, шахте, меткомбинате, но дело в том, что среди моих друзей олигархов и ближе к ним, не было желающих поддержать эту инициативу, все хотели продать что то. Люди не понимали, что этот такое и зачем это нужно. И когда мы решили это сделать на заводе «Изоляция», которое было остановлено, мы уговорили моего отца отдать один цех, он категорически не хотел. Он хотел производства, восстанавливать. Вопроса не стояло. Мне многие люди советовали назвать Фонд Михайлова, Фонд такой то, но для меня основной мыслью была вообще не популяризация моего имени, нам очень хотелось продлить жизнь этого завода, который восстановился, мне очень хотелось, что бы мой отец за его жизнь увидел, что пришла новая эпоха. И тот завод, который был восстановлен в 90-е, начале 2000х, хотя нам потом рассказывали, что если сейчас мы пойдем в Европу, то заводы по ходу остановятся. Они все были давно остановлены. И для нас было основной целью и философия нашего фонда было написано, что мы хотим остановить прошлое и дать ростки будущего на базе этого прошлого".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А теперь это будущее развернулось совершенно неожиданным образом, потому что на территории бывшего завода изоляционных материалов, на территории художественной институции «Изоляция» находится настоящий изолятор. Об этом пишет газета Financial Times , она пишет, о киевском гражданском активисте Дмитрие Потехине, которому удалось выбраться из плена и который собственно, рассказал о том, как его схватили рядом с отелем «Ливерпуль». Мне довольно сложно и печально это представить потому что я в Донецке неоднократно в этом отеле останавливался. Там очень цивилизованный, на мой взгляд..

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Был наш партнер».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Этому человеку надели на голову мешок, потом он оказался в подвале на территории вашей «Изоляции», которая теперь называется изолятором и как пишет Financial Times ,там теперь удерживают людей, их пытают, при чем, людей совершенно разных от наркоманов до предпринимателей. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Да, это не первая. Мы отслеживаем сейчас историю «изоляции» и у нас есть несколько интервью, что произошло после того. Так, как команда была вынуждена бежать, мягко говоря, потому что нас объявили американскими шпионами, проводниками дикадентного искусства, и у нас есть несколько интервью, там, где руководитель так называемого УЧК, комиссар Баранов некто, молодой человек 30 лет, человек, который представлял молодые регионы в Макеевке. Это не новые, не люди, которые приехали откуда то, они местные, которые были там и которые готовились к этому всему. Держа книгу Бориса Михайлова, показывают его известную серию бомжей картинки, рассказывают чем занималась «Изоляция», как она растлевала молодежь, как она не давала…вообщем, всеми страшными ужасами,..и то, что они заняли нашу «Изоляцию", это правильно и здесь будет место, которое будет карать людей, которые на территории ДНР занимаются такими вещами, как мы, а также воруют и мародерствуют. Не говоря о том, как они захватили вообщем то этот завод, как они мародерствовали, вообщем то это не первый прецедент, сидеть в этих подвалах. И на вопрос журналистов, они спросили, как вы….что будете делать с этими людьми? Он сказал: «Ну, что будем делать. Будем расследовать, будем убивать, как бы, и по мере надобности». То есть сегодня «Изоляция» превратилась в изолятор и так смешно, мы были изоляцией по всему городу, по которому находились, город не хотел нас видеть, город считал нас отторгал нас, никогда нам не помогали ничем, мер города никогда не был у нас на территории, глава облисполкома никогда не был здесь, здесь были все культурные институции европейские Гетте, Альянс Францез, все дипломаты, каждый. Посол Америки, когда он был назначен, новый посол Америки посещал нас и была организована там уже в то время уже год назад или полтора была организована демонстрация местными властями «Янки, гоу хом» и так далее. То есть, мы были в изоляции, к тому, что было в Донецке, вот в том Донецке, который пытались, пытаются сейчас сказать «Это голос Донбасса»., монолит одномысленно всех и вам ее скажут».

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Но по сути, вы можете злорадствовать по этому поводу. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Мы не можем злорадствовать, но остались люди и как бы, знаете, я всегда думаю, что мы в ответе за тех людей и не только в ответе, я видела это и я вижу, что в городе 20 лет, мы уехали еще в 90-е, когда была ситуация близкая к этой и молодому бизнесмену было опасно находится там и тем более выращивать, растить своих детей. Поэтому мы уехали в 90-е и я когда вернулась в 2000-х я поняла, что за 20 лет не было ничего сделано для этих людей. Ни одно из правительств, левое, правое, проукраинское не сделано было ничего для того, что бы раскатать инфраструктуру и моноиндустрии угольной промышленности и огромных предприятий создать какую то инфраструктуру малых предприятий и людей основы демократии. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Любовь, это действительно тема очень непростая. Более того, я хочу поймать вас на слове, вы в начале сказали о своих друзьях-олигархах. Как действовали олигархи в том же Днепропетровске? Там тоже заводы, там тоже рабочий класс, но все таки днепропетровские олигархи, грубо говоря, делали абгрейт для своего города и своего населения, подтягивали их к современности, строили европейского плана здания, открывали театры, открывали государственные центры, в том же Харькове, посмотрите сколько культурных центров. В Донецке, при том, что у людей денег было больше в разы, чем у всех других украинских олигархов, никто этим не занимался. Ренат Ахметов открывает свои культурные какие то фонды в Киеве. Донецк, вы что там, вот вам стадион, вот вам футбол, вот вам спорт, вот вам пиво, только вы почему то занимались современной культурой, только вы почему то пытались сделать вот этот вот абгрейт. Вот результат.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Я вам скажу, если посмотреть на города, Донецк, Харьков, Днепропетровск, то уровень образования, я никого не хочу обидеть, и даже уровень образования этих же олигархов, крайне отличается. Эти во-первых, Донецк это город, населенный людьми, как минимум последние 50-80-60 лет. Днепропетровск и Харьков это город, в котором есть корни, это город, в котором есть общины, город, у которых есть история. В Донецке эти олигархи, я никого не хочу обидеть, еще раз, они, если посмотреть образование этих людей, то возможно, орут и действительно, есть образование какие то семейные ценности, семьей привиты, все остальные люди, они новые люди без особого образования, без особой культуры и они росли без надобности в культуре. Поэтому, когда появились деньги, они соответственно тратили их таким образом. Конечно, люди создавали фонд. Таким образом, получается, что в Донецке люди, которым попали деньги, к сожалению, они не были сами собой, они не имели понимание, что культура может быть ценностью, поэтому разница такая есть между тем, что произошло в Харькове, Днепропетровске и что произошло в Донецке и целей таких не было. Культура это всегда образ мысли и мышления. Цель была зрелища и контроль масс. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Прервемся ненадолго и потом продолжим. 
С нами Вести – радио новостей и мнений. У нас Война миров. И у микрофона Константин Дорошенко и Татьяна Гончарова. 

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Сегодня с нами Любовь Михайлова. Любовь, очень прагматичный маленький вопрос. Понятно, что то, что происходит сейчас, это экстранеординарная ситуация. Но тем не менее, ваша «Изоляция» это бывший завод, в состав которой входит 32 здания, бункеры, бомбоубежища огромные, вы отремонтировали некоторые здания, это площадь 7.5 гектаров, громадная, вы приватизировали эту территорию. Вот когда вы процитировали человека из ДНР и вы сказали: «Что вы будете делать с этими людьми? Мы их будем карать». А что вы будете делать с этими людьми? Вы им подарите все это? Вы уже простились внутренне со всем:

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция":".Вы знаете, как бы, дело в том, что я не знаю. Я так скажу, есть эмоциональная часть этого вопроса, есть прагматичная. "

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Вот-вот. Да. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Касательно меня, я, когда это произошло, я не знаю как чувствуют себя публично изнасилованная женщина, у меня было вот такое ощущение, когда тело твое тебе неприятно, после того, что..ты не хочешь вернуться в это тело. И фактически, наш дух уже сейчас в Киеве и я даже, что бы не произошло в Донецке, сейчас, позже, я уверена, что скоро мы туда не вернемся, потому что закладывали и мы не очень хотим туда вернуться, потому что самое главное наша аудитория выехала оттуда. И мы с такой раной, мы делали проект, подземные мечты «Андеграунд дримс», о том перформанс, основанный на интервью с людьми 23, 25 лет, людьми, возраста Украины, на базе которых Жадан написал пьесу, а Ткач сделала перформанс. Это прекрасная перформанс, которые мы показывали ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, вы знаете, простите, я скажу вам, на мой взгляд, это больше спектакль, чем перформанс.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Хорошо, это спектакль. Ну, потому что Верляна – театральный деятель. Я хочу сказать, что вернуться туда нам и нашим людям, которые за нами последовали, очень будет сложно в это разбитое тело и так далее. Но жизнь покажет. Что касается прагматичного вопроса, я бизнесмен, и этот проект, вообщем то «Изоляция», это был проект о мести, о том как мы меняем место, место меняет нас и этот проект был о том, что мы через культуру, через культурные инициативы ускоряем процесс демократизации через проявление креативных индустрий. Весь проект, мы нашли уже через 3 года в 2010 году, 2012 мы уже нашли инвестора и он открыл бизнес, у нас был план того, мастер план, полностью архитектурный, который отвечал философии и там должен был появится город с креативной индустрией, потому что в Донецке нет этого ничего и нет креативных людей. Там должен был появится креативный город, где должны были появится креативные продукты, они будут не в структуре большого комбината, каждый будет принимать сам, такой микрокосм в Донецке, который будет в изоляции, который потом будет на город свои ..".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Лучи распространять. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: " Лучи распространять. И у нас за несколько лет появились там. Поэтому начинали, не было ничего, никто не знал как делать инсталляцию, как делать дизайн для культурной институции, пиар, книжный магазин. У нас был эко-фуд итальянский и так далее. То есть, получается, что все это инвестор фактически, компания принадлежит английскому инвестфонду, был план, были какие то деньги инвестированы, не мои и фактически, сегодня это все утеряно, но это все в нелегальном поле потому что с одной стороны, я хочу вернутся к тому, что делает украинское государство и правительство, конечно же мы безумно разочарованы последними решениями парламента о том, что бы эти зоны как то легализировать, то есть, то, о чем кричали, просили президента обратить внимание и раньше, о том, что нужно, теперь будут легализировать эти зоны, Киев говорит, что будут решать там на месте, на месте решать это вне легального поля мы не можем, но нам президент сказал, что это 3 года, а будет через 3 года будет все отлично".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Вот я и хотела спросить, вы сказали, вы кричали, в июне вы кричали, вы собирали подписи, кажется тысячу подписей вы собрали, реакция какая то была? И учитывая ваш западный опыт, вы живете между многими странами, там всегда ли президенты, политики реагируют на мнение человека, например, которые составляют культурное пространство. То есть, была ли реакция и должна ли она быть?

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Вы знаете, когда это случилось с нами, во всем мире культурном и не только культурном, имело колоссальную поддержку. За это время нас пригласили в Вашингтон в музей медиа, где мы сделали презентацию среди, организованную американскими стейт-дипайтмент, бритиш кансуле, институт, где мы делали презентацию в рамках культурных институций, которые пострадали в зоне войны. Мы делали презентацию в Польше, нас приглашают сейчас в Германию, но к сожалению, здесь в Украине, такой ескюз есть о том, что идет война, люди погибают, и нам вообще не до вас, не до культурных беженцев, но это огромный вопрос, что с Рерихом, который в Донецком музее, что с ним. Ладно, о нас не думают, мы маленькая институцию, мы с собой большую часть нашего архива она с нами".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, знаете, маленькая институция, но работа того же Даниеля Бюрена, человека, который получил Золотого льва в Венецианском фестиваля и Цай Го Сяна это вообщем то, такие вещи, которые в цивилизованных странах рассматриваются тоже на уровне национального достояния даже если они в частной собственности.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Я что хочу сказать, что сегодня правительство признает тех людей, которые, выгнали нас , выгнали многих наших последователей, они признают то, что на этой территории ничего сделать не могут и они оставляют всех людей, институций, один на один. За 3 месяца мы обратились в министерство внутренних дел, СБУ, Прокуратуру. Максимум ответ – обратитесь по месту. То есть, обратитесь по месту. А где это место, это зона, они назвали это зоной. В то же время, у нас иностранная инвестиция, английская, гарантированно подписанная Украиной межправительственный акт. Украина сегодня требует на международной арене, что бы выполнялись международные акты о гарантах. Но Украина сама не выполняет. Никаких гарантий, инвестиций, никакой помощи. То есть, как бы Украина не выглядит правильно на международной арене. То есть, в декабре будет саммит в Лондоне о инвестиционной политике. С одной стороны, они будут рассказывать как это прекрасно, с другой стороны, английский инвестор может прийти туда и рассказать историю с изоляцией, там миллион других историй , порезанный завод в Донецке, который делал масло подсолнечное. То есть, как бы этот вопрос стоит в стороне, и мы зовем инвестиции, но никакой инвестор не пойдет в страну, где ему не гарантируют инвестиционный климат или хотябы защиту. Инвесторы понимают, что есть проблема, инвесторы работают в опасных зонах, инвестор понимает, что у него есть право в любой момент забрать инвестицию. Что делает Национальный банк? Сейчас национальный банк дает, мы понимаем, в стране нет валюты, но Национальный банк издает указ, которым запрещает инвесторам забирать деньги. То есть, запрещает потому что в стране нет валюты. Какой инвестор пойдет в страну инвестировать, когда национальный банк может издать указ о запрете вывода валюты в сложный момент. ".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Здесь ситуация, мы кричим о том, что инвесторы приходите, но в сложной ситуации, мы вам валюту не дадим вывести. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Я думаю, что к сожалению, я очень много за рубежом езжу, у меня люди спрашивают Украину очень поддерживают европейские страны, лично люди. Но люди спрашивают: «Что же с вами? Почему в стране нет никаких реформ? Почему вы не даете никаких импульсов миру, что вы внутри понимаете, да гражданское общество, но вы же гражданское общество должно выбрасывать на поверхность новых людей, новые инициативы. »Мы видим те же лица, те же круги и мне как бы очень безумно, я очень разочарована тем, что происходит Украине. Мой опыт Венецианского бьенале, когда мы пытались предложить министерству культуры поменять процессы выбора, сделать открытыми процессы, понятными культурному сообществу. То есть, мы видим, что это все временные люди, им надо закрыть сейчас Венецианского бьенале 2:15,а в 2:17 они думаю, это будет далеко, а архитектурно будет делать министерство какое-нибудь там, строительство и там позор показывать»".

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": «Вот здесь вы на самом деле, открыли главную проблему, это проблема называется Временщики. И за все эти годы независимости Украины ни один президент, ни один министр, ни один премьер не думал дальше, чем на какой то один год, который ему нужно что то прокрутить. Мы это видим на сегодняшний день. И пожинаем плоды этого всего. Я вот о чем еще думаю: вам не кажется сейчас тема Донбасса стала темой спекуляций, в том числе, на территории культуры и искусства. Вдруг после стольких лет молчания, отсутствия интереса, наоборот, насаждения демонизированного мифа про неких донецких, вдруг сейчас их полюбили. Это знаете, как с крымскими татарами случилось, у нас отобрали Крым и все вдруг вспомнили про крымских татар, начали их любить и открыли закон о коренном народе в тот день, когда Крым, к сожалению, нам дефакто не принадлежал. Сейчас мы видим какие то волны бурного интереса к Донбассу, к донецким от тех людей и институций, которые десятилетия и вовсе не смотрели ".

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Да, на эту тему можно говорить много. Мы когда приехали сюда, у нас было первое рефлекторное желание открыть выставку о Донбассе, нашу ретраспективную выставку «Донбасс в изоляции»".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Конечно стоит.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Мы обратились, мы собираемся это сделать, но мы обратились ко всем, кто нам может помочь и люди не могли, ни у кого не было интереса сейчас и сейчас появился вдруг инициатива, вот сейчас конкретно сделать донкульт какую то выставку, в месте, которое для меня сомнительно, в смысле аукционный дом, помощь Донбассу, непонятно и я получаю через разные каналы приглашения, дайте то, дайте те работы, эти работы, как бы, мне кажется, что не нужно спекулировать на этом. И нужно дать ситуации продлится, нужно очень хорошо подумать концепт. Не одна серьезная выставка, особенно на такую тему за месяц-полтора не делается. Мне непонятно, я понимаю, что это манипуляции какие то, но мне непонятно зачем это сделано. Я со своей стороны, учувствовать в этом групповом действии не буду".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Не думаете, что откажетесь вы, а кто то сделает за месяц и плохо. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Однозначно, сделают, их соберут туда, меседжи, которые может донкульт как бы, я думаю, как может сделать такая выставка быть без основной культурной институции Донбасса?".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Снова прерываемся, после этого возвращаемся к разговору. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: На волне вестей, радионовостей и мнений в Войне миров сегодня Любовь Михайлова – донецкий предприниматель. Некоторые ее называют даже олигархом, но она нам ценней тем, что она создала уникальную действительно, в Украине центр «Изоляция» на территории погибшего завода и я хочу вас вот о чем спросить Любовь. Я знаю, что на самом деле вы не сразу начали как культурный менеджер. Вот сейчас вы входите в список лучших украинских менеджеров-меценатов по версии журнала «Новое время», это не первый рейтинг, в который вы попали. Но начинали вы как коллекционер. Мне приходилось общаться с коллегой из российской редакции «Архивус». Которые говорили, что знают вашу Михайлову. Она когда приезжает к нам на аукцион, все вокруг нее бегают, понятно, что человек регулярно что то покупает. Как происходит эта трансформация от человека, который просто интересуется искусством, там у вас хорошая коллекция очень индустриального искусства, соцреалистического до человека, который начинает что то отдавать обществу. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Все начинается в детстве с того, твой интерес и то, что мама с папой и школа тебе заложила. В плане того, спрашивали почему кто то интересуется футболом, а кто то музей строит. И этот интерес у меня всегда был в детстве, я собирала марки об искусстве и так далее и тому подобное, а потом насобирала книжки, пыталась все познать и со временем, когда появились первые деньги и когда увидела, я работала в индустриальной сфере Донбассе, ты посещал заводы, ты видел падение всех культурных клубов, этой идеологии, то есть, тебе было страшно, что символика этого времени пропадет, они не отапливались, вообщем то и как бы появилась мысль, это собирать, сохранить, те, кто работали с культурными индустриальными центрами, их директора заводов даже дарили, вот скажем так. На 8 марта ".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Наверняка происходило на уровне папы. Папа, как директор завода дочку знали. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Нет-нет-нет. Когда я создала свою компанию это была компания, которая занималась коксовой химией, все наши олигархи занимались уголь-кокс-металл. Все, чем занималась я и мой партнер женщина молодая 25 лет занималась коксовой химией, это когда нужно хоть чуть-чуть знать процессы еталол, ксилол, как они используются, вообщем то и так, как мы вращались вокруг металлургических комбинатов, это кстати, то есть, мы были единственные 2 женщины, девушки 25 лет когда ты подписываешь контракт на всю химическую промышленность, директор завода, большой стакан водки, за металлургов, ты должен до дна, иначе ты хворая або падлюка, с тобой можно делать иметь дело в бизнесе. И конечно, все приезжали к нам на 8 марта и в компании работали только женщины, мужчины были к сожалению или к счастью были только водители и как бы. И на 8 марта наши комрады приезжали товарищи поздравить женщин и каже: «Люба, шо подарить?» и ты говоришь: «Да, там у вас в клубе Шушкевич погибает. Можете? Ну, можно. Валя, секретарь, заверните. Вообщем то, вот такие истории. И потом позже, когда появились и я покупала, я поняла, что хочу сохранить коллекцию. На каком то этапе своей жизни я поняла, что есть еще один человек, который коллекционирует очень серйозно . это единственный на то время галерист Людмила Брезницкая. Такая галерея «Ел арт». Фактически, познакомившись с Людмилой, у меня открылся новый мир коллекционирования уже профессионально, Людмила высокий профессионал, очень образованный человек и как бы от Людмилы я очень много узнала что такое коллекция, зачем коллекционировать и так далее и мы с Людмилой прошли какой то шаг, путь и была создана прекрасная. Мне повезло и Людмила включила меня в состав ее большой коллекции в Украине, которая вообще, я считаю, уникальная. Группа разных коллекционеров объединилась и мы создали книгу которая называется «От червоного до жовто-блакитного». То есть, фактически у Людмилы есть уникальная история Украины, не России, которая показывает, что украинское искусство прошло европейский путь, вот школы украинские, неважно, что тема была другая. Это была вообще, другие проекты есть, я не знаю почему молчат. Это просто наш пиар на всю страну»".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Возможно, потому что Людмила на какое то время выезжала в Германию и возможно, на какое то время начали увлекаться не светской жизнью, а культура как всегда стояла в стороне. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": «Ну, культуру всегда воспринимают, как развлечение, а не как серьезное, к сожалению".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: На каком то это ваше общение, это уже переросло момент коллекционирования, момент бизнеса, момент светской жизни. Во что оно вылилось?

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Оно переросло в то, что на каком то этапе Людмила Брезницкая предложила мне пойти дальше и выступить участником фонда «Ейдас». Фактически это был первый фонд, благотворительный фонд в области современного искусства еще до Пинчука и ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Первый отечественный фактически, потому что первый был фонд Сороса в свое время. На нашей территории. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Фонд Сороса, да-да-да. Фонд Сороса и фактически это был фонд, в котором я вместе с Людмилой и Багрием, мы как бы из коллекционеров мы поняли, что следующий шаг, это филантропия, и когда у тебя большая коллекция, ты хочешь разделять. Показывать, потом ты хочешь поддержать художника, потом ты хочешь, что бы художника тоже видели и таким образом, это сильнейший драйв, наркотик, увидеть результат того, что ты дал. Ты дал что то, не просто деньги забыл, но ты поддержал проект культурный, художника и ты видишь результат, влияние этого результата на общество, на людей. Я не знаю, думаю о том, почему люди занимаются филантропией. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вы тогда действительно провели целую серию интересных инновационных для нашей территории искусства проект, например, конкурс на проект современного искусства в традиционном музее. Об этом сейчас мало кто вспоминает. Вообще странно почему так редко, ведь через ваш фонд Ейдас прошло огромное количество людей, которые сейчас не то, что на плаву, которые сейчас считаются в топе играков, начиная от Алевтины Кахидзе, распиаренной художницы и заканчивая целой плеядой искуствоведов.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "И Балашова и Лиза Герман и Таня Филевская. Эти все девочки я хочу сказать о том, что, к сожалению, у нас была огромная нехватка культурных менеджеров и критиков в Украине. На что мы обратили внимание, когда попали в Киев,в Донецке вообще никого не было и команду мы создавали с нуля и мы учили с нуля, но когда мы попали в Киев, то мы увидели, что есть всего лишь 2 уровня, это люди, которые появились во время прихода Сороса, Марты, ……, это очень серйозная плеяда там группа 5-6 человек, включая Лесю Островскую, Люду профессиональных, потом следующая плеяда была у тех людей, которые были вокруг фонда Ейдас. Потом эти же люди попали таким образом к Пинчуку и уже поднялись на следующую ступеньку и эти же люди каким то образом, когда ты уже веришь, что ты куратор и ты куратор и ты критик. Откуда ты вышел? Ну может быть не все такие не то, что забываем, мы не хотим все время повторять. Но на самом деле, после этого не появилось не одной институции, которая бы создавала, которая принесла новое поколение арт-менеджеров, критиков, кураторов и так далее. Это жаль, потому что Украине нужны новые люди, мы не можем крутится в одной и той же кругу, в одной и той же луже, нам надо выход в море. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот смотрите, вернулась из Берлина Людмила Березницкая, волею судьбы в Киев вас забросила ситуация из Донецка. Может быть вам тоже снова придется лупати цю скалу. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Вы знаете, люди, которые понимают мировой контекст современного искусства, я подчеркиваю, понимают мировой контекст. Кто не возит художников на пер екзюпери, художников, которых не…., художник, который не реализуется на рынке галереи, художников, которые не выставляются в западных музеях. То есть, смысл возить художника на аукцион, он вообще как бы, это спекулятивный процесс, он никаким образом не подталкивает это. Это одно из сигментов рынка, но оно никаким образом не подталкивает общество, не подталкивает ситуацию культурную вперед. Поэтому чем больше людей на этой территории те, кто понимает международный, мировой контекст современного искусства, зачем это и кому это нужно, тем лучше будет для Украины. Единственное, что хотелось бы, что бы это было более открытое и я просто не знаю, я думаю, что мы здесь в Киеве хотели бы стать такой площадкой для консолидации именно таких сил. Мы не хотим спекулировать, мы не хотим коллекционировать то, что можно поднять цену и так далее. Это придет все само, если ты будешь заниматься конкретно ростом культурной среды".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: То, что произошло у нас территории искусства, в том числе, что Таня сказала на определенном этапе все стали интересоваться светской жизнью, это все превратилось все в гламур. Существует такой термин как путинский гламур. То, что у нас происходит это такой гламур о 3 головах. На самом деле. Януковича, Тимошенко, Ющенко. Они тут тоже свой гламур закрутили. И на самом деле, когда на протяжении 10 лет главной информацией о художнике в СМИ было то, сколько он стоит, это проявления чудовищно дурного тона, потому что сколько стоит художник, это вообще неинтересная информация с точки зрения арт-цены в мире. Иностранным кураторам при мне приходилось убеждать наших коллекционеров, что дурным тоном является когда вы пишете информацию о художнике, писать за сколько он продается. Это в мире никого не интересует в каких коллекциях, в каких музеях он выставлялся. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Резиденциях и так далее. Да. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я думаю, что после перерыва мы должны вернуться к этой теме. Откуда этот гламур выплыл и чего он нам стоил. Между прочем, на мой взгляд и того, что происходит сейчас на Юго-Востоке страны. 

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: С нами Константин Дорошенко и Татьяна Гончарова. И сегодня мы филантроп, можно говорить, международного класса Любовь Михайлова. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но то, что сколько он международного класса, я скажу вам, зрители нас не видят, это просто даже по дресс-коду видно. Потому что когда на международных художественных мероприятиях ты слышишь, как цокают каблуки по венецианской мостовой или по залу Эрмитажа, и уже не надо оборачиваться, что бы увидеть кто на этих копытах. Сразу понятно, что наверное, из Киева, ну, может быть еще из Баку. Вот Любовь выглядит совершенно иначе. Она выглядит так, как принято выглядеть человеку на территории искусства. Вот возвращаясь к гламуру, как вам удалось избежать поветрия, скажем так. 

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Тем более, будучи донецкой барышней. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Вы знаете, надо отдать должное, мы прошли этап Луи Виттона в каблуковом и мы все из одного общества и я не говорю, что я какой то другой человек. Увлечения проходят быстро и просто ты понимаешь, что собирать коллекцию Луи Виттона или Гермеса, как бы, перспективы дальше никакой. Охота всегда иметь большее и так далее. Я скажу, одну вещь, что когда я начала заниматься. Вы говорите, что я олигарх или я бизнесмен и так далее. У нас всегда на базе люди меряют себя по деньгам и когда начала заниматься, создали фонд и начала ездить. Я много лет собираю искусство и я езжу по всем международным арт-фе, фризам, фиакам, шоу и там есть всегда паралельная программа, которая для коллекционеров и для филантропам и когда я пропала из этой ВИПгруппы и этих коллекционеров филантропическую группу, я поражена была. Открылись двери, которые не открываются никогда, то есть, нас принимали люди, то есть ты попадаешь в группу людей, которые тратят свои деньги на поддержку культуры, искусства, художников. Это группа людей, где велком везде, то есть за один год я попала, когда в гранд пале открывал свою выставку Даниель Бюрен, я попала за стол, это был первый выход президента Ландра после выборов в публичное пространство на выставку самого главного французского художника. То есть, первый выход французский президент посетил культурную среду, подчеркнув как важно для Франции культура. В этом же году я попала в место, которое считается очень символично для немцев – на фестиваль Вагнера, на открытие фестиваля Вагнера, где один из моих друзей делал на сцене Летучего голландца, совершенно современную декорацию и как бы там была Меркель. И тебя представляют как человека. Кстати, когда мы были вообщем то мы были за одним столом с Оландром, меня представили как из Украины и в это время был Янукович. Они сказали, .да, мы знаем, что страна имеет проблемы, но если такие люди, как вы есть уже филантропы, то мы верим, что через культуру страна выйдет вперед".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Кстати, Таня вот, вспомнил, у нас же принято считать, что страну побеждает зло и что деньги делают все. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Но там не было никого из моих близких друзей-олигархов. Они никогда не …»

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Есть история такая. Допустим, при каждом серьезном музее существует наблюдательный совет. Например, точно также при метапультном музее Соединенных Штатов Америки, и однажды Майкл Джексон захотел войти в этот наблюдательный совет и готов внести колоссальные пожертвования. И ему сказали: Уважаемый Майкл Джексон, при метапультный музей не примет у вас пожертвования, потому что у вас не все очень хорошо с репутацией. Я не оправдываю ханжество в данном случае, я считаю, что Майкл Джексон человек святой, но я хочу сказать, что действительно в мир культуры вовсе не все двери открывают деньги. А относительно копыт, то я своими глазами несколько раз сталкивался на международных бьенале, люди просто на пригласительных говорят, что уважаемые дамы, просьба не одевать обувь на высоком каблуке в связи с особенностями, например, покрытие внутренного двора нашего музея. 

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Я хочу вернуться к тому, что сказал Костя, Люба. Вы, ваше знание, понимание, ваш опыт и вы сказали такой. И копытца, вы так мягко сказали, пускай вы прошли этот период, почему же общество заигралось в этот гламур или так и будут всегда единичные случаи, что Любовь Михайлова и будут копытца, копытца.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Я думаю, что примеры нужны и стране нужны герои. И мы видели, как в нашем прошлом всегда был Стаханов, который сопровождал идеологию страны. Стране нужны герои стране, во-первых, нужен главный герой, человек, который покажет как он любит эту родину, Украину, всю Украину, одинаково, это Донбасс, не Донбасс. Он любит эту страну бескорыстно, отверженно и этому герою, я уверена огромное количество сердец в стране его поддержат. Но этот человек должен быть безумно открыт и безумно верить в свой народ. Я не буду давать ситуацию слишком рано, мы очень верим, что это произойдет сейчас.

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: А мы не будем вас спрашивать видите ли вы такого человека в нашей стране. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Мы надеемся, но когда мы говорим о героях, я не говорю как я, но люди, которые делают меленькие хорошие дела должны появляться. И я хочу сказать, что огромная, когда переехали в Киев, огромное количество людей, которые нас поддерживают, культурная среда, люди вернули нашу коллекцию, которую мы потеряли, мне подарили художнику, у которого нет ничего, нет денег. Ко мне приходят художники и говорят, что мы хотим в вашу коллекцию вам подарить это. Мне хочется…Маша Куликовская подарила, Паша Маков другое, мне пришли ребята отца, Леша подарил что то. Это безумно трогательно, это самые дорогие предметы будут в моей коллекции, подаренные в это трудное время, людьми у которых нет лишних денег, ни возможности и так далее. Я думаю , что наша…я очень верю в китайскую теорию независимых островов, которые меняют течение реки. Я очень верю, что чем больше будет независимых островов, людей, которые будут делать хорошие инициативы, то течение реки поменяется. "

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Мы ждем от вас еще, от вашей «Изоляции» мы ждем глубокого осмысления того, что же такое Донбасс .


Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция" Я думаю, мы сделаем, мы планируем, сейчас у нас ,: вывезена часть коллекции, мы спасли треть часть коллекции, она находится в Киеве, и мы спасли с нашей территории вывезли тележки Цая, это большие металлические тележки, это просто уникальный арт-объект. У меня есть договоренность Цая Го Сяна, что те арт-работы, фотографии, не фотографии, а нарисованные очень символичный проект Цая Го Сяна, когда он рисовал, не рисовал, а огнем….

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Прожигал.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Не прожигал, а сгорало, это все о том, как сгорала и какие символы в этом были, рисовал шахтеров и у нас есть договоренность, что в принципе, может привести и мы сделаем, планируется на его ретроспективе выставку. ".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я хочу напомнить, что Цай Го Сян это один из главных, одна из главных звезд современного искусства, человек, который получил Золотого льва на венецианском бьенале, человек, который был главным художником.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Арт директором".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Арт директором олимпиады в Пекине. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция",: "Да, это человек который, если кто рисует маслом, кто рисует акварелью, он рисует порохом, в результате получается картина и в этом монументальном искусстве, в этом сакральном процессе такой смысл сжигания пороха и картины этих шахтеров. У нас есть эта договоренность, но мы думаем, что сейчас слишком рано делать рефлекторно, еще очень больно одним, вторым, третьим. Любая выставка такого плана должна быть продумана, она должна нести свою мысль, она должна быть сделана таким образом, что бы как бы это не было эмоциональным сплеском сейчас. Мы планируем такую большую выставку из наших ретроспективных работ, еще будем привлекать работу коллекционеров сделать в апреле следующего года и очень хотим сделать на ВДНХ самых больших зданий. Мы работаем в этом направлении и пока нет очень большой колаборации со стороны администрации президента, олимпизма, это все отписки, но мы верим, что уже гражданская сознательность людей, гражданская поддержка и активность арт-среды уже настолько сильная, что есть маяки и мы верим, что на этих маяках держится".

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я боюсь, что выставка не даст людям ответы, потому что ответы дает китч, ответы искусство не дает, искусство задает вопросы. Но вот правильно озвученные вопросы, они помогают двигаться дальше. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "И сейчас я хочу сказать, если есть такая возможность поддержать, у нас есть такая инициатива – живая библиотека Донбасса, в рамках которой мы будем приглашать людей разных групп очень разнообразных из Донбасса сюда и книгами будут выступать люди и как бы цель, что бы мифы о Донбассе рассеять или поддержать в результате прямого общения, а не трансформации через медиа. ".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Через медиа, которые искажают. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": «Искажают и каждый имеет свое мнения. Но мы видим, что очень большой интерес, люди хотят понять. Люди хотят понять и мы здесь сейчас в Киеве перестроили свою программу, мы полностью адаптировались нашу ситуацию в ссылке. Сейчас проходит большой прекрасный проект, связанный с захватом территории, так как мы освещаем через практики художников, что такое захват. То есть, мы в Киеве на городском пространстве в разных местах не приспособлены для акта, неожиданно в метро. Проходят арт-проекты художников, которые захватывают пространство огромное на один день и смотрят, как люди реагируют, коммуницируют, это очень важный проект. Таким образом, мы хотим, что бы искусство вышло из залов, там, где немножко затхло, галерей.

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Из изоляции.

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Да, оно вышло из изоляции и вышло на городское пространство и искусство стало предметом коммуникации, искусство стало образованием, искусство задавать вопросы людям на улице".

Татьяна ГОНЧАРОВА, ведущая: Хорошая инициатива. Но вот время прощаться в Любовь Михайловой. Будем следить за всеми вашими проектами и в апреле хочется верить, что Украина проснется с проектом «Изоляция».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: До новых встреч. 

Любовь МИХАЙЛОВА, создатель фонда "Изоляция": "Спасибо".

Правила комментирования
На ресурсе запрещены:
  • Любые проявления нетерпимости к разным конфесcиям,расовым различиям,национальностям.
  • Размещение провокационной и/или ложной информации
  • Нецензурные выражения (мат) и оскорбления
  • Реклама(прямая или ссылки), оффтоп, флуд, капс.
Читать все