СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!

"Циники"

Гаджеты "из будущего" и цикл "Архитектура голоса"

Гаджеты из фильмов о будущем

Компания Nike подтвердила свое намерение осчастливить поклонников фильма "Назад в будущее 2" и выпустила точную копию кроссовок с механизмом автоматического застегивания, которые носил Марти МакФлай в 2015 году. 

Фильм "Назад в будущее 2" вышел в 1989 году. Главные герои - Док Браун и Марти МакФлай - попадают в далекое для них будущее и становятся свидетелями различных чудес технического прогресса. О том, какими из этих чудес мы уже пользуемся, а какие еще в процессе изобретения - спецрепортаж Ольги Подчекаевой.   

Некую возможность фантастики предсказывать будущее обсуждаем с философом Евгением Пилецким.

Мадригалы в кинотеатре "Флоренция"

В проекте "Новый итальянский мадригал" приняло участие 14 композиторов. Дано было всего два условия - стихотворение на итальянском и пять поющих его голосов. Характер музыкального решения оставался за сочинителем. Проект "Архитектура голоса" обсуждаем с его организаторами - Александрой Андрусык и Евгением Шимальским.

СТЕНОГРАММА ЭФИРА

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Программа «Циники» на Радио Вести. В студии Константин Дорошенко, Дмитрий Терешков. Еще один час вместе, и две темы за это время мы успеем раскрыть. Прежде всего, хотелось бы копнуть историю с компанией «Nike», которая подтвердила свое намерение осчастливить поклонников фильма «Назад в будущее 2» и выпустила точную копию кроссовок с механизмом автоматического застегивания, которые носил Marty McFly в две тысячи пятнадцатом году. Как передает издание «Mashable», такое заявление сделано на технологической конференции в Лонг-Бич в Калифорнии. Глава отдела разработки компании Тинкер Хетфилд не уточнил дату премьеры кроссовок, лишь сказал, что модель эйр мег поступит в продажу до конца 2015 года.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Фильм «Назад в будущее 2» вышел в восемьдесят девятом году. Его главные герои попадают в далекое для них будущее и становятся свидетелями всяких чудес технического прогресса. О том, какими из этих чудес мы уже пользуемся, а какие еще в процессе изобретения, в спецрепортаже Ольги Подчекаевой.

Ольга ПОДЧЕКАЕВА, корреспондент: Все, что может быть придумано человеком, может быть. Возможность проверить, насколько правильно это утверждение, дате фильм «Назад в будущее 2». Герои попадают из тысяча восемьдесят пятого года в наше время. Совершенно точно создатели фильма предугадали появление видеосвязи. Сорокасемилетний Марти в две тысячи пятнадцатом общается со своим боссом по видеотелефону. Сегодня Viber и Skype делают видеосвязь доступной и дешевой. Точно также вошли в нашу жизнь радиоуправляемые летающие устройства для видео- и фотосъемки, электронные табло с информацией о состоянии на дорогах, телевизоры с плоским экраном и голосовое управление различной домашней электроникой. Предложено в фильме и несколько биометрических технологий, в частности, оплата за товары и услуги при помощи отпечатка пальца. Такую концепцию сейчас разрабатывают инженеры электронной платежной системы Visa. Корпорация «Apple» разработала сканер отпечатков пальцев. Они защищают новые модели телефонов и планшетов. Отпечаток пальца служит и в качестве ключа от обычной входной двери. Возможность купить очки, подобные тем, что использовали дети Marty McFly, появилась в мае этого года у любого взрослого американца. Но цена «Гугл-глас» — полторы тысячи долларов — не сделала новинку общедоступной. Кроме того, люди, купившие гаджет, жаловались, что он им быстро надоел. Проект признали провальным и заморозили. Не стал общедоступным и летающий скейт. Предполагались разные варианты скейтолета. Доска для серфинга, поднимаемая в воздух насосом для уборки листьев, доска, летающая над озером за счет мощного напора воды, поступающего от гидроцикла. В другом варианте доска летала над специальным подиумом со встроенными электромагнитами. Один квадратный метр такого подиума стоит несколько тысяч долларов. Так что о свободных полетах пока можно продолжить мечтать – также, как и о летающих автомобилях. Среди самых интересных прототипов летающего авто эксперты называют словацкий аэромобиль. Чтобы подняться в воздух, ему пока что нужна полоса разгона двести пятьдесят метров. Продавать машину обещают в две тысячи семнадцатом году. В странах, где финансируют не конкретный проект, а фундаментальные науки, имеют больше шансов воплотить в жизнь, придуманное фантастами, считает сооснователь портала о гаджетах Сергей Митяев.

Сергей МИТЯЕВ, сооснователь портала о гаджетах: «Какая связь между современными очень тонкими панелями телевизоров толщиной двадцать четыре миллиметра и открытием того, что какие-то органические соединения светятся под воздействием электричества? Связи никакой. Хотя на самом деле, это фундаментальное открытие повлекло за собой целую цепочку других разработок, которые привели в итоге к появлению коммерческого продукта. Например, потребительские компании японского, по большому счету, уходят с потребительского рынка, но они по части технологий все так же впереди планеты всей могут быть. Просто они создают уже не потребительские продукты, а технологии, на которых эти продукты строятся».

Ольга ПОДЧЕКАЕВА, корреспондент: Среди технологий «Назад в будущее 2», которые еще не воплотились в жизнь, -- кухонный гидратор пищи. Роботы вместо официантов и техника на СТО. Альфачастотный усыпитель и прогноз погоды с точностью до секунды. Но, поскольку герои фильма прибывают в двадцать первое октября две тысячи пятнадцатого года, время на изобретение еще есть.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Фильм «Назад в будущее 2» считается одним из самых успешных в плане предсказания будущего и каких-то открытий гаджетов. Но, помимо кроссовок, сейчас пытаются повторить другое устройство из этого фильма: левитирующуя доску ховерборд. Среди других фантастических картин, предсказавших появление современных гаджетов – «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика. Там герой пользуется приборами, напоминающими современные планшеты. А прообразы смартфонов применялись в сериале «Звездный путь» в шестьдесят шестом году. В общем-то, «Звездный путь» -- это первый такой большой космический сериал, который привлек внимание человечества к идеям освоения Космоса. Он заложил основу целому жанру в киноиндустрии. Прототип в виде чата появился в комедийному боевике «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне, который вышел на экраны в девяносто третьем году. Примечательно, что некоторые гаджеты придумывались и в советской фантастике. Например, в фильме «Гостья из будущего», который снимался по книжкам советского писателя Кира Булычева, фигурирует такой прибор как мелофон – устройство для чтения мыслей. Достаточно показательно, что в стране, где очень многое контролировалось организацией КГБ, именно такой гаджет фантасты придумали – устройство для чтения мыслей. Слава Богу, что пока что это устройство не реализовано.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Да, но давайте все же сконцентрируемся на новинке компании «Nike». Очевидно, что эта компания выпускает такие кроссовки не только потому, что имеет желание как-то удовлетворить интерес фанов этого фильма. Очевидно, какие-то маркетинговые ходы тоже подразумеваются. Вот с этим вопросом обратимся к Евгению Пилецкому – философу. Здравствуйте.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Здравствуйте. Ну, что ж. Что касается, тех известнейших кроссовок из фильма «Назад в будущее 2», который, несмотря на то, что вышел в восемьдесят девятом году, но, тем не менее, описывает события между восемьдесят пятым годом и две тысячи пятнадцатым, то понятно, что подобный выпуск этих кроссовок – основной фишкой которых было то, что они самостоятельно зашнуровывались, если я не ошибаюсь, и там зажигалась лампочка, автошнуровка, и они подгонялись под размер человека. Понятно, что это очень символический шаг. Собственно, символические тридцать лет, которые отделяют две тысячи пятнадцатый год видение восемьдесят девятого года. И реальный две тысячи пятнадцатый год. Показать эту интересную и уже видимую для нас связь времен – это, я так думаю, достаточно большой шаг, учитывая огромнейшую популярность и, я бы даже сказал, некоторую иконографичность фильма «Назад в будущее». Самое интересное, обратите внимание, когда они сказали, что собираются выпускать массовое производство этих кроссовок, -- это где-то конец две тысячи пятнадцатого года. Я так думаю, было бы совсем символично и интересно как раз в октябре. Двадцать первого октября две тысячи пятнадцатого года если бы они вышли на полки супермаркетов, -- это было бы вообще… 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Давайте мы ненадолго прервемся сейчас, потом продолжим этот увлекательный разговор о гаджетах, которые предсказаны фантастами.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Программа «Циники» на Радио Вести. Константин Дорошенко, Дмитрий Терешков и философ Евгений Пилецкий помогает разобраться нам в новинке компании «Nike», которая анонсирует кроссовки с автошнуровкой, кроссовки из фильма «Назад в будущее 2».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: На самом деле, не только о кроссовках мы говорим. Мы говорим вообще о некоей возможности фантастики научной и не очень научной предсказывать будущее. Если взять таких авторов, как, допустим, Жюль Верн, -- это человек, который предсказал появление подводных лодок. Если мы говорим о современных фантастических фильмах, тут интересно: они, действительно, нечто предсказывают либо ими просто, как продуктом массовой культуры, индустрия мировая пользуется для того, чтобы подкармливать необходимость потребительства в современном обществе? И предлагать будет всякую разнообразную чепуху, ерунду, не имеющую никакого принципиального значения ни для мира, ни для судьбы человека. Согласитесь, очень большая разница между подводной лодкой для человечества и каким-нибудь гаджетом, который так или иначе кого-то там развеселит и порадует?

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Ну, вот мы слушали специальный репортаж Ольги Почекаевой. Там были приведены примеры каких-то, действительно, существенных инноваций, разработок того, что реализовано. Действительно, есть много полезного, и в этот же ряд мы ставим кроссовки с автошнуровкой.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Дело в том, что как раз кроссовки с автошнуровкой, как иконический образ из фильма «Назад в будущее», я бы назвал, скорее, курьезом будущего, нежели каким-то актуальным предсказанием или видением будущего. Мне хотелось бы сказать, что в целом существует одна очень серьезная проблема, которую рассматривали в том числе и философы, которая заключается в том, что практически все образы будущего, которые рисовали фантасты, — будь то игровая фантастика Америки середины пятидесятых годов, которая скорее была некоторым вестерном в необычной обстановке будущего космических кораблей, то есть это были приключения с перестрелками, с погонями и так далее. Только на фоне скафандром, ракет и тому подобное. И социальная фантастика…

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: К сожалению, из будущего нам необходимо немедленно вернуться в настоящее, потому что у нас срочная новость.

Срочная новость: Число погибших в Мариуполе возросло до двадцати семи человек, девяносто семь человек ранены. Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщил секретарь Мариупольского горсовета Андрей Федай. Он добавил, что поиски погибших и раненых продолжаются. Мы следим за развитием событий. Подробности о ситуации в Мариуполе в наших следующих выпусках новостей на Радио Вести.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Так вот цинично — это все-таки программа «Циники» — мы возвращаемся в будущее.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: На самом деле, из того, что предсказано было фантастическими фильмами, такая вещь, как беспилотники, имеет непосредственное отношение к тому, что происходит в нашей реальности и достаточно серьезно на это влияет. Тут, пожалуй, нужно разделять две вещи: то, что фантасты могут действительно нечто предусмотреть, что кажется в свое время странным и невозможным. Как кому-то во времена Леонардо Да Винчи казалось невозможным то, что человек может летать, и это тоже воспринималось, как фантастика. И такой вещью, как общество потребления, которая постоянно работает на инфантилизацию человечества и на то, чтобы его завлечь в какое-то интересничанье, завлечь его постоянным обновлением неких фетишей, которыми нужно непременно завладеть, чтобы свой потребительский зуд на время удовлетворить.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Ну, здесь Вы поднимаете очень серьезную проблему, которая была теми же фантастами, и в частности, советскими фантастами, «Хищные вещи века» братьев Стругацких. Общество потребления там было описано еще в шестидесятые-семидесятые. Здесь, действительно, возникает большая проблема. Дело в том, что та фантастика, к которой мы привыкли, — это, как правило, тот мир чудес, который нам из нашего дня на уровне тех достижений, который есть у нас, представляется завтрашним днем. Представим себе такую ситуацию. У нас есть какой-то ряд технологий, и мы их как бы возводим в некоторую степень, мы их доводим до некоторого предела, и вот так себе видим это будущее. Это большая ошибка многих фантастов, потому, как согласитесь, смотреть сейчас некоторые фантастические фильмы — даже восьмидесятых годов — очень смешно и забавно, потому как мы явно пошли не по космическому пути, и только сейчас пытаемся на него вернуться. Понятно, что произошел серьезный скачок вычислительных технологий и коммуникативных технологий. То есть, по сути, технологий виртуализации некоторого общества и так далее. При этом – то, о чем я говорил раньше – при этом получается, что мы получили какую-то игровую часть фантастики, но при этом совершенно забыли ту важную часть, которую отыгрывали фантасты, – как американские, так и советские – описывая общество будущего и его проблемы, связанные с некоторым фоном, который уже был фантастическим, то есть они описывали проблему человека, делая фантастику всего лишь ширмой. Необычные ситуации, в которые ставился обычный человек, понятный человек.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я с Вами соглашусь, и более того, если мы обратим внимание на фантастику шестидесятых-семидесятых годов, мы увидим, что, в отличие от той, которая начала появляться во времена Рейгана и особенно после развала Советского Союза, когда западный мир на какое-то мгновение ощутил себя победителем и поверил в то, что в «Багдаде все спокойно» раз и навсегда, -- так вот, та старая фантастика — возьмем хотя бы фильмы «Планета обезьян» — в ней очень много того, что можно назвать антиутопией. Она, действительно, очень критично относится к развитию и человеческой личности, и социума, в частности. Каждый фильм «Планеты обезьян» старый заканчивается очень плохо: либо взрывается планета, либо город разрушается, либо некие остатки выживших, которые поклоняются последней ядерной бомбе, ее все-таки взрывают, в конце концов. И в этом было больше – не знаю чего – критичного, пессимистичного либо реалистичного, на Ваш взгляд, осмысления будущего человеческой природы и социальной природы?

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Ну, в конце концов с «Планеты обезьян» сейчас невозможно вынуть какой-то гаджет и реализовать. Там не о гаджетах речь шла.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Там не о гаджетах речь, да. Давайте учитывать, что фантастика бывает разная. Фантастика бывает игровая. С ней очень часто связана фантастика технологическая, которая пытается писать какие-то достижения будущего, и фантастика социальная. Они, естественно, очень часто миксуются, то есть вы редко увидите одну без другой: там, где описываются гаджеты, но не описывается общество. Это большая редкость, это больше характерно как раз для фантастики пятидесятых-шестидесятых годов. Иногда фантастика восьмидесятых. В очень редких случаях. Вот. И когда мы говорим о том, что фантастика подобного рода всегда антиутопична, либо зачастую антиутопична, мы должны учитывать, опять же то, что фантастика – это всегда не разговор о будущем, это всегда разговор о настоящем, который как будто бы спроецирован в будущее. Обратите внимание, все – то, о чем я говорил раньше, -- все наши предсказания о том, каким оно должно быть, они, как правило, проваливаются. Наше настоящее не похоже не на утопию, оно не похоже на антиутопию, а-ля, тот же фильм «Метрополис», помните, двадцатых годов, который представлял будущее с гигантскими небоскребами в стиле ар-деко и так далее. Понятно, что это будущее на самом деле не такое. И, скорее всего, то, что мы сейчас пытаемся представить, как будущее, оно наверняка будет не таким.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: То есть выходит, что фантасты и не целились, чтобы угадать, по большей части?

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: По больше части, да. Нужно учитывать, что Жюль Верн, который, например, предугадывал подводную лодку, который предугадывал полеты, в том числе космические полеты, хотя, конечно, у него это достаточно смешно выглядело, естественно (из пушки на Луну), но необходимо учитывать то время, в которое жил Жюль Верн. Для него это было время европейской романтики. Это время, когда прогресс казался бесконечным, а общество, казалось, уже достигло своих нравственных высот, особенно западное общество. И все остальные, например, Восток, Индия и так далее, должны были просто поклониться мощи британца, белого человека…

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: И парового двигателя.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Да, и мощи парового двигателя.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Хорошо. Бог с ними, с фантастами. Давайте к маркетологам вернемся. Потому что то, о чем мы сейчас говорим, — это, скорее, маркетологический ход как раз, и маркетологи, отвечая на какую-то моду либо ее прогнозируя, либо ее провоцируя, могут предложить, кроме каких-то замечательных кроссовок, и другие разработки. В конце концов, если все больше во всех странах идет разговор о легализации оружия, почему, действительно, не изобрести какие-нибудь лазерные мечи, как в «Звездных войнах»; и, в конце концов, почему бы не подключиться, не подключить все современные медицинские технологии для того, чтобы не изобрести тот же самый мелофон, и влезать в голову другому человеку? Сперва в ситуации закрытых допросов, а лет через двадцать пять на уроках в школе! 

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Ну, здесь есть несколько проблем. Первая проблема – это проблема чисто технологическая. Дело в том, что создавать тот же лазерный меч, который был, наверное, уместен в «Звездных войнах», он был адекватен в руках человека, который показывал образ рыцаря. Необходимо было рыцаря перенести в будущее; для этого нужно было что-то сделать, чтобы он выглядел и как рыцарь и как человек из будущего. Для этого, получается, лазерный меч. Его, откровенно говоря, невозможно современными средствами сделать. Это серьезнейшая проблема. Кстати, если не ошибаюсь, на эту тему была когда-то передача «Разрушители мифов». Они показывали то же самое. Как бы его можно было сделать, чтобы это… В конечном итоге, они уперлись, опять же, в энергетическую проблему.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: У нас очень мало времени. Если коротко, что могло бы быть реализовано сейчас реальное? Очередная подводная лодка, может быть? Из фантастических фильмов прошлого? Есть еще какие-нибудь примеры, кроме кроссовок?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: У Джеймса Бонда куча всяких гаджетов было замечательных!

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Да.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Зачем все эти гаджеты были нужны?! Если честно, наверное, таким ярким примером… Может быть, вы обращали внимание, что в очень многих фантастических фильмах в качестве одного из средств связи или просто получении информации являются голограммы, висящие в воздухе трехмерные изображения. Я последнее время редко вижу какие-либо фильмы фантастические, ну, и даже с восьмидесятых-девяностых, где – в том числе, даже те же «Звездные войны» -- где подобный гаджет не присутствовал бы. И вот самое интересное. Буквально, на днях, на презентации «Windows 10» «Microsoft» представила устройство, которое может помочь реализовать вот эту фантастическую мечту в жизнь. Гаджет называет «Холлоу Лэндз», представляет из себя очки, но совсем не такие, как это было сделано тем же «Гуглом». Они представляют из себя большой зеркальный шлем. Он одевается (он легкий достаточно)… С помощью которого вы можете видеть так называемую дополненную реальность, то есть вы видите и обычный мир, как всегда, но в этом мире с помощью проекции, – не с помощью реальной проекции в реальном мире – а всего лишь вы это только видите… Вы видите трехмерные объекты в пространстве. Они даже проводили демонстрацию и для журналистов, есть и специальный ролик на эту тему, то есть вы можете себе спокойно сидеть на диване, у вас в доме вообще ничего не может быть – только одни голые стены, но при этом при всем на всех стенах у вас развешаны портреты – вы это видите один. Вы можете смотреть телевизор, вы можете в воздухе крутить какие-то предметы, делать из них что-то, играть в игры прямо у себя на столе, несмотря на то, что вы будете просто руками в воздухе проводить – не более того…

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: И вот это реальность, которая грозит нам уже вот-вот…

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Это реальность, которая грозит нам уже в этом году действительно.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Еще один шаг в сторону увеличения аутестичности человека.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Спасибо. Евгений Пилецкий – философ. Раскрыл для нас эту тему – тему гаджетов из фильмов о будущем; и то, чего ждать нам теперь, помимо кроссовок, о которых мы поговорили – кроссовок «Nike» с автошнуровкой. Спасибо Вам большое.

Евгений ПИЛЕЦКИЙ, кандидат философских наук, религиовед: Спасибо.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Мы прервемся на новости, а потом продолжим уже с другой темой.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Программа «Циники» на Радио Вести. В студии Константин Дорошенко, Дмитрий Терешков. Следующие полчаса будем говорить о событии, о мероприятии, которое пройдет, или уже проходит, на Троещине. Это нам сейчас и предстоит выяснить.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В общем-то, не только об этом. Даже в определенной, очень интересной инициативе, потому что это мероприятие – всего лишь часть определенной новой инициативы культурной.
Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Я поприветствую организаторов мероприятия и, наверное, инициаторов – Саша Андрусык и Евгений Шамайский. Здравствуйте.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Здравствуйте.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Лишь незначительная ошибка. Фамилия. Но это не страшно.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: А поправьте. Какая ошибка?

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Фамилия Шимальский.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Шимальский. Хорошо. Давайте вы своими словами… Вы, наверное, лучше расскажете об этом событии и как оно называется, и где, и почему на Троещине? Непривычно.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Событие – это концерт вокального ансамбля «La Dolce Maniera», который представит программу под названием «Новый итальянский мадригал». А происходит оно в рамках цикла под названием «Архитектура голоса». Это проект агентства «УХО», которым, собственно, я и Женя занимаемся. Задача этого цикла состоит в том, чтобы выстраивать некие пары музыка—место в течение года. Это происходит раз в месяц. Началось в сентябре и закончится в июне. К «Новому итальянскому мадригалу» неожиданно подошел кинотеатра «Флоренция».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, собственно, что ж тут неожиданного! Это лежащие на поверхности вещи – Флоренция – Италия. Давайте вспомним, кстати, что Флоренция – один из городов-побратимов Киева. В годы еще холодной войны была придумана такая интересная идея диалога, как бы поверх барьеров, его можно назвать. Это создание побратимских отношений между городами различных государств с различным тогда социальным строем. У Киева очень много городов-побратимов – это и Лейпциг, и Тампере, и Братислава, и Киото, и Тулуза, и Эдинбург. В общем-то, жаль, что со всем советским опытом мы забываем и такой хороший опыт международного сотрудничества не на уровне государств, правительств, а на уровне городских общин и на уровне культурных традиций. В данном случае напомнить, что Италия для Киева не просто какая-то далекая прекрасная страна – у нас есть город-побратим Флоренция – это очень красивая, правильная, и я уверен, своевременная инициатива. А скажите, каким-то образом в своей программе связывались ли вы с культурными центрами? Например, с тем же культурным центром в Италии? Ведь, в конце концов, это и в их интересах поддерживать культуру своих стран. В общем, это их работа.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Надо сказать, что нет, потому что культурные центры часто занимаются только своими инициативами и к чужим относятся с какой-то дозой недоверия. Неожиданность, о которой сказала Саша вначале, -- это, скорее, неожиданность акустическая, потому что в городской ландшафт вписывается музыка, которая «привыкла» звучать в церквях и звучать в какой-то идеальной, привычной для нее обстановке. И вот она звучит, поэтому до этого концерт был в бассейне, а сейчас он в обитом войлоком, звукоизолированном кинотеатре «Флоренция». В этом есть какой-то оппортунизм, что ли, есть какая-то штука, что эта музыка для самих даже исполнителей будет звучать иначе.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, Вам кажется, что это оппортунизм. С другой стороны, если брать мировую культуру и мировое современное искусство, которое очень много лет работает со звуком, в том числе, то это уже будет вовсе не оппортунизм. Это будет, в общем-то, общее место, потому что демонстрирование современного искусства, в том числе музыкальных performances и инсталляций в совершенно неожиданных местах – от классических палаццо до заброшенных заводов – это уже то, чем мир живет. И вы, на самом деле, просто продолжаете эту традицию, и, на мой взгляд, это, между прочим, тоже некий вклад в то, что мы называем евроинтеграцией: когда мы начинаем у себя практиковать, давно признанные в культурной ситуации той же Европы, вещи на территории искусства. В данном случае у вас получается некая, некая синергия жанров. Потому что мы же говорим не просто о музыке – не зря вы называетесь «УХО» -- значит, вы говорите о звуке вообще, а не просто о музыке. Чтобы слушатели понимали, что речь идет не просто о концерте, это нечто большее. Это скорее, больше подходит к этому название какой-то звуковой инсталляции, потому что тут работает все – и помещение, и неожиданный состав публики, и неожиданная локация, и… С другой стороны, повод для людей, для киевлян – понять, что в нормальном городе современном не может быть только престижных районов или районов, которые являются точками умолчания, и что интересные события, как это уже происходило во многих других больших городах… Так, между прочим, Бруклин в Нью-Йорке стал моднейшим районом и перебил моду – сейчас моднее Манхэттена – когда интересные события происходят в неожиданных местах – это вообще очень оздоровляет ситуацию в городе.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Поговаривают, что на ваших мероприятиях в рамках этого цикла, их посещали все самые важные персоны – не хватало только президентов только. В этом направлении вы как-то работаете, как вы привлекаете внимание?

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: У нас был очень смешной случай, когда к нам пыталась, хотела попасть жена нашего Президента. Для нее долго держали место. Она, к сожалению, тогда не пришла. Мы надеемся, еще придет. Мы не ставим самоцель работать с каким-то социальным классом или типом слушателя. Этот опыт слушательский новый. Я не имел в виду – я все время сейчас буду отвечать Константину – оппортунизм прозвучавший… Я, скорее, предваряю отзыв менее продвинутых слушателей, чем Константин. Они иногда профессиональные музыканты, например. Профессиональный музыкант, который говорит, что, как же будут звучать скрипки в бассейне. А вот в бассейне скрипки будут звучать иначе. Этот опыт – это важная часть культурного, того самого опыта, о котором говорил Константин. То есть это, действительно, кроме той музыки, которую создают эти исполнители, что-то еще. Поэтому если хочется послушать только в филармонии, то это в филармонии. Если хочется послушать что-то больше, то это, в том числе, к нам. Да, это абсолютно не какая-то новая сама по себе штука. Другое дело, что каждый концерт – он все равно новый…

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Ну, потому что смысловые связки каждый раз другие. Они могут…

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Расскажите об этих четырнадцати композиторах, которые принимают участие в проекте и об условиях, которые были поставлены для участия.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Ну, проект на самом деле… Это, собственно, проект ансамбля «La Dolce Maniera». Они долгое время занимались барочным ренессансным мадригалом – это их основной конек, у них есть несколько записей Монтеверди, сейчас они подготовили релиз …, и он как раз на этой неделе вышел. А потом они решили, что интересно было бы посмотреть, как с этой мадригальной формой может работать современный композитор, и они заказали у четырнадцати итальянских композиторов, вернее, двенадцати итальянских, одной голландки и одного немца, эти произведения. Условия при этом были, на самом деле, просты, потому что речь шла просто о пятиголосном мадригале и о каком-то классическом тексте на итальянском. Каждый был свободен решать эту проблему тем образом, который казался ему удобным, в какой-то своей манере.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Известно, что вы привлекли для участия молодых авторов.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Да. На самом деле, это довольно интересная… Во-первых, скажем, для Киева — это интересная история, потому что просто здесь очень редко показывается музыка какой-то страны. Вот в этом случае речь идет об очень серьезной панораме современной композиторской итальянской музыки. Потому что из числа этих двенадцати итальянских композиторов есть какие-то супер маститые авторы, есть Клаудио Амброзини – это человек, которые в две тысячи восьмом году получил «Золотого венецианского льва» композиторского. Есть Стефано Джарвазони и так далее, то есть есть какие-то супер мастера. А есть совсем молодые ребята. При этом почти все они уже где-то преподают. Например, Луко Антиниани преподает в Лионе, хотя ему меньше тридцати. Там есть очень интересные внутренние связки, потому что там есть, например, учителя и ученики. Это возможность услышать, как это работает и посмотреть, насколько музыка пересекается.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Как живет традиция. Берется какая-то совершенно старая форма, ее новое рождение. Берется тот момент на стыке, когда музыка перестала говорить исключительно о возвышенной материи, стала говорить об очень жизненных вещах, или даже циничных вещах, стала слушать то, о чем поют похабно на улице, и переносить это в шикарные салоны, -- что из этого вышло.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но, собственно, такова вся история культуры. История культуры беспрерывна, и она ни на чем никогда не ставит крест. И то, что вы сейчас демонстрируете на территории музыки, представляя мадригалы, современные мадригалы, -- это еще один ответ всяким скептикам, которые любят рассказать про то, что живопись умерла, книжка умерла, еще что-то умерло. Так вот, на самом деле, в культуре ни одна форма не умирает. Она, действительно, может прорастать совершенно по-новому. Нам сейчас, к сожалению, нужно прерваться, и потом мы продолжим разговор.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В эфире Вестей – радио новостей и мнений. Программа «Циники». У микрофона Константин Дорошенко, Дмитрий Терешков, и мы говорим с Сашей Андрусык и Евгением Шимальским об их проекте «Архитектура голоса».

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Давайте подробнее. Вот, был бассейн, была Кирилловская церковь, планетарий, «Мистецький арсенал», сейчас Троещина, кинотеатр, а что потом? До мая две тысячи пятнадцатого года, да? Каждый месяц проходит?

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Да, да, да. Седьмого февраля – музей естественных наук, конкретно, зоологический музей, и в нем – расширенные техники пения Одри Чен и Филментон, с чьим именем расширенные техники вокальные, прежде всего, связываются. Дальше. Второго марта – Дом архитектора и такой прекрасный датский коллектив из Копенгагена под руководством Пола Хильера – это звезда в мире академической музыки, человек, основавший … и театр голосов, обладатель всевозможных премий, «Грэмми», и вообще рыцарь Дании. А дальше… в апреле опера Бориса Филановского, опера о шизофрении, попытка музыкально подумать о раздвоении. Где она точно пройдет, мы пока не знаем. Скорее всего, в помещении киноархива Довженко.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А почему, например, не в помещении психиатрической больницы? Это можно было бы совместить с творчеством, с изобразительным творчеством людей, которые там находятся, потому что эта тема, самом деле очень актуальная и серьезная; и уже в мире фактически даже не используют термин «шизофрения», правильнее это называть биполярным расстройством. Более того, уже больше десяти лет существует такое понятие, как нейроразнообразие, то есть прогрессивные психиатры отказались от идеи того, что что-то является болезнью, а что-то нет. Есть особенности психики, и, кстати, последний из состоявшихся биеннале, она тоже огромнейшее внимание обратила как раз на художественные практики людей, обладающих теми или иными психическими расстройствами. В данном случае опера, посвященная этой теме, могла бы быть подтверждена. Потому что я знаю, что в нашей психиатрической клинике киевской достаточна большая коллекция произведений людей, которые там проходят то или иное лечение. Тогда бы вы двинулись еще дальше в своем этом пути работы не просто со звуком, а с некоей огромной мультимедийной инсталляцией, которая включала бы не только помещение, но и другие дополнительные медиа.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Мы… Можно я отвечу. Мы… Сам композитор отталкивался от известного прецедента. Ар брют и вообще творчество душевнобольных. Письма некоей Эммы Хаук, которые хранятся сейчас в лозаннском музее. Это письма, записанные сплошным полотном: «Милый, приди». Она адресовывала их своему мужу, которые никогда не были отправлены. Почему не в психиатрической больнице? Потому что, какое первое предложение, его сразу отбрасываем. Это было первым – его сразу отбросили. Слишком пряма ссылка. В том числе, слишком прямая для композиторов, потому что Боря Филановский — это очень серьезный композитор и художник, и он, несмотря на то, что он оттолкнулся от темы клинической, сама композиция сложная, и акустически сложная. Я могу сказать пару деталей. В ушах певицы бинауральные микрофоны, и публика слышит сразу то, что проецируется в зал и то, что слышит певица, таким образом раздваивая этот звук, звук здесь и сейчас. Так что, на самом деле, психиатрическая больница наше воображение тоже очень волнует.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Единственное, что в Вашем ответе не понравилось, то, что «композитор серьезный и музыка его сложная». Но, знаете, те люди, которые сейчас… те люди, художники, умалишенные, как их раньше называли, которые сейчас считаются классиками ар брюта, и которые, в том числе, представлялись на венецианской биеннале, например, Фридрих Шрёдер-Зонненштер, они не менее серьезные, их не менее серьезно сейчас изучают искусствоведы, а вовсе не только клиницисты. Они не менее сложные. Их работы не менее сложные для восприятия.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Не хотел этого сказать. Они не менее сложные, иногда даже более сложные. Потому что есть бельгийский музыкант и скрипач, его зовут Бодуэн де Жар, и он пару лет назад взял криптограммы Адольфа Вёльфли и расшифровал их в музыкальную ткань. Записал восхитительный диск скрипичных композиций, которые мы собирались представить на фестивале новой музыки.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Который мы попробуем представить в этом году.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Великолепная идея. И это еще один из моментом, действительно, реального культурного диалога Украины с тем, чем живет Европа, которую мы любим.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Да, абсолютно согласен. Единственное, что мы просто не хотели, скажем так, пережать клиническую педаль в этом, потому что все-таки нам нравится думать… Мы думаем о том, что об этом думает слушатель, да? И слушателю не хочется дать очень сильную картинку в этом направлении. Потому что там, может, композитор хотел сказать гораздо больше. Хотя, да, вот Вёльфли — это интересно, что так пересекается все, но это очень круто. Мы надеемся этот проект в этом году представить. Он тогда из-за событий наших трагических в стране, весь этот фестиваль отменился…

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Мы планировали программу, посвященную безумию.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Но в стране происходило такое безумие, и происходит, что фестиваль стал как-то уже…

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Тут стоит вспомнить знаменитую фразу Оскара Уайльда о том, что жизнь подражает искусству, и как раз идея безумия на территории искусства очень внятно, повторюсь, была проговорена на венецианской биеннале позапрошлого года. Ее проговорил Массимилиано Джиони. Он максимально расширил понятие искусство до всего вообще визуального. Вы можете, таким образом, включать все аудиальное. Это, действительно, невероятно современно. А безумие, увы, мне кажется, это, в самом деле, диагноз сегодняшнего мира. Не только локально той или иной ситуации. Собственно, то, что обсуждалось в Давосе недавно, — это тоже момент некоего безумия, потому что фактические давосские мудрецы поняли то, что капитализм является врагом самого себя в результате. То есть очень много вещей, которые, как могли бы раньше сказать, в голове не укладываются, сейчас являются реалиями, в которых нам приходится жить.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Известно, что этот концерт в кинотеатре «Флоренция» будет записан ведущим европейским лейблом «Страдивариус». Что это значит?

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Вот ровно это и значит. Это значит, что программа этого концерта настолько хороша, что лейбл «Страдивариус», — а это основной итальянский лейбл, занимающийся классической музыкой — интересно его записать. Ближайшая дата была в Киеве, они делают это в Киеве.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Для нас, как агентства, важно соучастие в этом, потому что деятельность любого культурного агентства состоит в том, что их деятельность здесь, и в попытках продвигать музыку наших композиторов за рубежом, поэтому публикации на таком лейбле важны. Потому что при следующем разговоре или подаче заявки, например, какого-то композитора из нашего мини-портфолио на другой фестиваль, это можно использовать.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Хорошо, давайте подробнее тогда о том, когда… Известно где, но когда и кто может посетить это мероприятие?

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Посетить могут все, кто приобретет билет. Это происходит завтра в семь часов вечера в кинотеатре «Флоренция», и билеты стоят от ста до трехсот гривен. Они еще есть. Их можно попробовать купить на входе, а можно купить на сайте karabas.com.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Вы говорите, что искусственно аудиторию никак не формируете и не целитесь в что-то конкретное, но, тем не менее, ожидаете присутствия жителей Троещины на этом концерте?

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Вот нам интересно, как это будет выглядеть. Мы специально по Троещине афиши не клеили, но я видела, например, у себя в ленте в Фейсбуке какие-то возгласы арт-критиков, живущих на Троещине, что вот, наконец-то, и до нас доехали.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот именно, я, собственно, я, собственно, даже не понимаю смысла Вашего вопроса, потому что люди образованные живут в совершенно разных районах.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Мой вопрос отражает мысль не только образованных людей, судя по всему.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но наши слушатели-то образованные. Я хочу напомнить, что при всем при том, что я коренной киевлянин, и родители мои из центра Киева, я, например, вырос на Лесном. Троещина совсем недалеко.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Я тоже на Лесном.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Так что я вообще…

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Мне вообще кажется, что многие замечательные люди выросли на Лесном. Я знаю, например, целых двух кураторов и одного фотографа, которые там выросли.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот видите. Все зависит от очень многих факторов, и фактор географический не настолько принципиален. Принципиально, наоборот, то, что любой район заслуживает интересных культурных событий, и любой район может стать – опять же, вернусь к пример Бруклина, — может стать модным, и может перебить центр города по модности и по крутости. В том же Бруклине уже существуют магазины и отдельные марки «Бруклин Индастри», которые продаются только там, которые вы не встретите больше нигде, ни на каком Манхэттене.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Может-то может, но сейчас Троещина и другие спальные районы Киева имеют вполне определенное лицо, и какие-то ассоциации.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Сейчас имеют такое лицо, когда-то при царе Горохе их вовсе не было, знаете ли. Жизнь движется вперед, в том числе, благодаря подобным инициативам. И снова-таки, это один из примеров мировых именно культурные мероприятия, именно то, что называется богемой, именно творческие люди — они и возрождают районы, которые потом, может быть, становятся модными, может быть, потом эти же творческие люди из них вытесняются людьми более обеспеченными, но это и есть процесс нормального цивилизованного развития современных городов вообще.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Ну, что, сложная задача и ответственность на вас, судя по всему, …

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Мне кажется, в вопросе был юмор, в изначальном про Троещину. Да. Я хочу все-таки сказать, что мы не делаем это с деревянной мордой, потому что мы понимаем, да, мы понимаем, что такое сейчас Троещина и понимаем, что перед кинотеатром «тусят» гопники, встречаются и пьют пиво and it’s OK, то есть мы в этом себе отдаем отчет и, действительно, не видим в этом ничего плохого. Это забава.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Организаторы проекта «Новый итальянский мадригал» -- Саша Андрусык и Евгений Шимальский в нашей студии. Спасибо вам за информацию.

Саша АНДРУСЫК, создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса": Спасибо. Всего доброго.

Евгений ШИМАЛЬСКИЙ, музыкальное агентство «УХО»: Спасибо большое.

Гости программы и спикеры:
Евгений Пилецкий
Кандидат философских наук, ведущий Радио Вести
Евгений Шимальский
Сооснователь музыкального агенства "Ухо"
Саша Андрусык
Создатель музыкального агентства "УХО", организатор фестиваля "Архитектура голоса"

Поделиться:
Читать все
Читать все