СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!

"Циники"

Украинский бренд в стиле арт-брют

"Кофтан. Экспериментальный бренд одежды"

Арт-брют мира моды - говорят организаторы Алексей Курбан и Роман Потапенко о своем проекте. Аrt brut - это вид искусства, суть которого заключается в создании предметов творчества непроффесионалами: душевнобольными, заключенными, медиумами и чудаками.

Алексей и Роман предлагают уникальный продукт, аналогов которому в Украине нет: он создан в единственном экземпляре, в единственной форме и необычным способом. По их словам, это некий перформанс, который сочетает в себе полет фантазии человека и попытку сделать этот мир лучше.

СТЕНОГРАММА ЭФИРА

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Программа «Циники» на Радио Вести – радио новостей и мнений. В студии Константин Дорошенко и Дмитрий Терешков. Следующие полчаса, мы будем говорить с Алексеем Курбаном, организатором проекта «Кофтан», экспериментальный бренд одежды. В рамках, которого холстами в руках художников пациентов психиатрической клиники выступают свитшоты и футболки на занятиях арт-терапией. Если ничего не путаю Арт-брют мира моды так о своем детище, о своем проекте говорят организаторы. Ну и, собственно, Алексей. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Добрый вечер. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Интересно понять, прежде всего, каков баланс искусства, бизнеса или активизма, что там еще намешано в вашем деле. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Здравствуйте, Дмитрий, я сегодня один тут отдуваюсь за товарища. Товарищ, к сожалению, занят Роман. Искусство, бизнес, политика, все это присутствует только в форме искусства, наверное. Потому что однажды мы устали от политики, бизнеса, серости. И захотели сделать, что-то прикольное. Отвлечься занять свое время. Сделать что-то возможно шокирующее, сюрреалистичное, и придумали проект «Кофтан». В чем суть, Вы уже просто все объяснили, это свитшоты, футболки, на которых лично своими руками рисуют пациенты психиатрических клиник, двух клиник, у нас одна находится на метро Черниговская на улице Миропольская 8, а вторая на Фрунзе 103. Очень странно было поначалу для нас, мы просто пришли в клинику и сказали, вот мы ребята, которым хочется, что-то сделать в мире поярче. Придумали вот такую штуку, хотим нарисовать это, продать эти вещи и вам часть вырученных средств, часть покрыть расходы какие-то. Потому, что мы потратили деньги на свитшоты, футболки краски, бензин, еду. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Учитывая то, что как искусство Арт-брют не очень понятная такая категория в Украине. Насколько легко было договориться с психиатрическими клиниками? Сразу ли вас поняли? 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Сразу же, поскольку там знают, что такое Арт-брют, они сразу сказали да, супер. Тем более вы будете работать как волонтеры, будете занимать наше время, наши работники смогут погулять, возможно, заняться личными делами, а вы сделаете их работу очистите себе карму, и сделаете, что-то хорошее. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: И как давно, и с чего вы начали? 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Мы начали проект с 14 ноября, запустили все это, начали с того, что собрались в кафе просто по брейнштормить, и придумать, что-то прикольное. Поскольку было много свободного времени, мы решили набросать десяток странных идей. И если это вот одна из десяти, то можете представить себе, какие были следующие девять. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Честно говоря, не можем. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Не можете. Ну, у нас была идея продавать туристические туры, в какую-либо точку нашей страны, непосредственно за пять минут до отправления поезда. Вы, например, со своей любимой, заказали у нас такой тур, оплатили его, а мы за пять минут до отправления поезда встречаемся с вами на вокзале, и вы едете, это идея номер восемь. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В общем, авантюрные идеи и не все из них были связаны, с таким явлением как творчество людей, которых сейчас в цивилизованных странах мира относят к понятию нейроразнообразие. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Да, правильно. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: И, тем не менее, остановились на этих людях. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Да, поскольку это сюрреализм, идея Романа, а Роман большой поклонник шоу Монти Пайтон. И мы с ним как-то, наверное, живем в сюрреалистичном мире, нам нравится все странное, он предложил я не удивился, сказал, что это классно. Мы за нее взялись, и начали потихоньку продумывать концепт. Поскольку не так просто взять футболки, разрисовывать и все. Девушка Романа занимается творчеством профессионально, она художница, мы ее третьей взяли в команду. Она самим пациентам показывала, как рисовать, как держать кисточку, как смешивать палитру, и так дальше. А мы уже, так сказать, занимались административной частью вопроса. Все это распространяли, завели странички в Фейсбуке, Вконтакте, несколько раз отказали себе в гастрономических пристрастиях. В смысле накопили на сайт. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да хватит себя жалеть ради Бога, выглядите очень здоровым, вполне не пострадавшим от диет человеком. Так что давайте не про стигматизацию себя. А, собственно, больше о вашем деле. Почему именно футболки, ведь на самом деле явление, которое называется Арт-брют, оно не только давно интересно в мире и изучается, изучается вовсе не только клиницистами. Это очень серьезное коллекционирование создаются целые музеи, которые собирают коллекции именно из работ людей, которых принято называть страдающими душевными болезнями. Вот в Берлине в одном из самых интересных частных музеев Шарф-Герстенберг там в конце прошлого года проходила огромная ретроспектива как раз того, что называется Арт-брют. Произведения художников из домов страдающими душевными болезнями. С девятнадцатого до двадцатого века. И нужно сказать, что там работы действительно совершенно некоторые шедевральные были. И работы, которые в свое время во многом обогнали, и по этим работам можно было видеть, что некоторые из них, сильнее и выразительнее и главное раньше появились, чем то, что потом выросло в дадаизм, или в сюрреализм. Не секрет, что дадаисты и сюрреалисты, очень многие другие представители новейших течений в искусстве как раз обращались к Арт-брюту, обращались к творчеству людей с какими-то психическими отклонениями. То есть само по себе их искусство оно уже коллекционное, его уже можно продавать, им таким образом помогать. Почему нужно обязательно еще футболочки какие-то к этому приделывать, вот интерес. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Вас надо в нашу команду, Вы так подкованы вопросом. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Это очень дорого будет. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Я думаю, что мы год не будем есть. Вас возьмем. Почему футболки, потому что творчество, которое сразу нательное, сейчас зима правда, все кофтаны находятся под курточками, их не видно. Но люди в городе с такими вещами есть. А вот наступит весна и лето, наш глаз будут радовать такой передвижной мини музей, например, в Вашем лице, если Вам понравится какая-то из вещей. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Во мне можете даже не сомневаться, я уверен, что понравится. И на вашем сайте мне уже некоторые вещи понравились. Потому что действительно, эти люди, которые очень по-своему воспринимают мир, создают совершенно неповторимые образы, создают совершенно не прогнозируемые образы очень часто. И если хотите в подходе с точки зрения коллекционера и человека, который любит вещи уникальные от кутюр, это как раз то, что может действительно заинтересовать. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Да, добро пожаловать на наш сайт. Воспользуюсь возможностью koftan.com.ua заходите, выбирайте, эти все вещи они действительно нарисованы лично художниками. Они в единственном экземпляре, какая-то вещь S, M, или L. У нас спрашивали всегда, а можно вот такую футболочку, но на два размера меньше, и в двух экземплярах.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Давайте пока не о футболках. Очевидно, Вы о себе думаете, это некий фан для Вас. И Вы думаете так же о людях, которые сейчас могут зайти на Ваш сайт. Но думаете ли Вы, собственно, о тех, кто занимается этим искусством. Кто рисует. И как много Вы о них знаете, разбираетесь ли Вы в диагнозах?

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: В диагнозах не разбираемся, это легкая форма шизофрении, как сказал нам лечащий врач в одной, во второй клинике, поскольку люди с заболеванием немножко потяжелее, они находятся в изоляции и нас бы так просто до них не допустили. Мы в первую очередь думали сделать фан, как-то развлечься, но когда познакомились с каждым из группы. Для нас это стало больше на первом месте то, что ощущают эти люди. Мы приходили, приезжали во вторник, мы тратили поначалу, сейчас у нас уроки один раз в две недели. Тратили деньги и думали, что ух как это тяжело, сложно. А потом втянулись, и для нас эти люди стали друзьями. Они постоянно спрашивают, как у нас дела? Мы постоянно обмениваемся какой-то информацией, мы приносим сладости, чай, тусуемся с ними. Может это как-то немножко некорректно называть тусуемся. Но мы им заменяем какой-то внешний источник информации, рассказываем без границ, не обращая внимания на их диагноз, как с друзьями. Что мы чувствуем, что мы видели. Что они видели, что они чувствуют. Вот с нами постоянно находится лечащий врач, ну так сказать контролирует ситуацию, но буйных людей там нет, они все доброжелательные, и открыты очень. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Давайте мы продолжим эту тему, после небольшой минутной паузы. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Итак, мы говорим с Алексеем Курбаном организатором проекта «Кофтан» экспериментальный бренд одежды, напомню холстами в руках художников пациентов психиатрической клиники выступают свитшоты и футболки на занятиях арт терапии. Вот интересно, если уже проявились за это время, меньше чем полгода, всего три месяца существуете, какие-то хиты, или может быть какие-то отдельные персоны? Которые подают надежды. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: У нас появился друг близкий, который постоянно следит за нашими обновлениями и спрашивает, что там новенького, и постоянно покупает сначала без скидки, потом с небольшой скидкой покупает эти вещи, носит и очень этим гордится. Борису привет. Появились хиты, есть вещи которые. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Может быть авторы отдельные. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Очень яркие вещи есть с последних нарисованных работ, на этой неделе на прошлой там есть танцовщица, Кармен, что-то такое на сайте можете посмотреть, очень обаятельная девушка в красном платье, но у нее есть особенность художник пока рисовал танцовщицу, забыл, что нарисовал две ноги, и дорисовал еще третью, танцовщица получилась с тремя ногами. Так на всякий случай. Есть вещи попроще, есть вещи, которые вообще вырви глаз, кому что нравится. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: В киевской психиатрической клинике, в общем-то, искусством пациентов занимаются давно, делали их выставки, в свое время очень интересную статью к одной из первых выставок написала нынче уже к сожалению покойная искусствовед киевская Анна Заварова и нужно сказать, что в отличие от западной Европы, интерес как раз к творчеству пациентов психиатрических клиник на постсоветском пространстве. Гораздо позже появился. Здесь очень много лет вообще сама тема душевных болезней каким-то образом стигматизировалась. И вообще-то старалась этих людей не замечать, в то время как на западе это действительно это изучалось давно и коллекции искусства Арт-брюта создавались еще в начале двадцатого века в свое время. Во времена нацистской Германии они как раз этими работами пользовались в пропагандистской войне с так называемым дегенеративным искусством. И уничтожались, во-первых, выставлялись вместе работы людей из домов для умалишенных и авангардистов и эти же работы и уничтожались. Вернул интерес к этой теме и вообще к теме психиатрии, как возможности репрессивного аппарата, один из самых известных кураторов современного искусства Харольд Деймон, когда он делал большую выставку в пятидесятых годах, в Касселе документа. На сегодняшний день это выставка, которая проходит раз в пять лет является одной из самых престижных. Он первую выставку как раз во многом посвятил сопоставлению искусства модернистских течений и искусства Арт-брюта. Так что тема это действительно такая, которая является одним из маркеров, как и вообще отношение к людям, чья психика отличается от общепринятой, является одним из маркеров вообще цивилизованности общества. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Алексей, Вы готовы идти дальше вот есть футболки, есть свитшоты, ну вот то о чем говорит Константин как-то масштабнее это можно сделать?

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Вы знаете, сначала мы занимались этим, думали, что это будет проект на две недели, там до Нового года и все. Мы развлечемся, об этом напишем какую-то статью, расскажем у вас на радио и все. Но потом этим начали интересоваться, какие-то интернет порталы. Друзья начали спрашивать, что еще будете интересного? Мы сделали выставку. В одном из свободных пространств Киева одну, и сейчас седьмого числа сделаем второю, в свободном пространстве «библиотек» там будут висеть наши вещи, вы можете их посмотреть, примерить, купить, ну я думаю, что дальше мы пойдем, потому что нам немножко совесть не позволяет уже этих ребят бросить, и сказать, что ну мы порисовали, спасибо развлеклись. До свидания. Я думаю если не мы лично, то мы найдем каких-то ребят волонтеров, которым передадим этот проект, так сказать права на него, занимайтесь, и делайте хорошее дело. Сейчас даж, кстати, поднатужились, и зарегистрировали наш проект на сайте краудфандинга.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: big idea. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Да. Мы можем собрать, пятьдесят тысяч за сто дней пока мы собрали за десять дней сто десять гривен. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: А зачем Вам эти средства. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Не знаю, мы просто хотим, что бы этот проект как-то развился. Если мы соберем эту сумму, то мы сделаем, что-то больше. Поедем в регионы или в другой город. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Это, кстати, интересно и поехать в регионы, во-первых, интересно, во-вторых, интересно возможное взаимодействие с подобными структурами творческими которые существуют в Европе. Например, с музеем при психиатрической клинике Гейдельберга в Германии, который давно изучает творчество Арт-брют. Или Вы знаете в Лозаннии есть огромный музей Арт-брюта, не думали ли Вы о возможности какого-то взаимодействия, в том числе представления наших талантливых пациентов психиатрических клиник в каких-то международных проектах. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Думали, и такой проект нас сам нашел, когда мы спокойно об этом не подозревали. Есть такая организация, которая называется Тен аутсайдинг янг пипл. Я досконально не знаю, Роман занимается этой частью, в чем суть этой организации. Но эта организация, по-моему, американская, и всемирная. Суть в том, что выбирается десять молодых людей, десять проектов со страны в разных номинациях, арт медицина, волонтерство, еще что-то. Потом все самые интересные проекты награждаются. Вот в феврале мы очень ждем, чтобы наш проект хотя бы там заметили, награждаются как участники. И потом определяются победители, десять человек едет в Японию на международный фестиваль от этой организации и соответственно, потом там люди встречаются, обмениваются опытом, и так дальше. У нас есть очень большая надежда зарегистрировать такой же проект, где-то на американских стартап сайтах. Что бы там тоже как-то проявить себя. Поскольку в Украине мы сделали это, а что с этим делать дальше не знаем, вот пошагово как-то познаем. На самом деле это для нас хобби, у каждого из нас есть работа и в свободное от работы время занимаемся вот такой штукой. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот Ваша позиция, какова? Вы считаете, что Вы в первую очередь помогаете, таким образом, либо Вы действительно видите художественную ценность в произведениях этих людей. И считаете, что Вы в данном случае имеете дело с художниками. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: И то и другое, помогаем, поскольку тоже могу быть не сильно подкованным в вопросе юридическом, но как нам объяснил лечащий врач. Люди, которые страдают шизофренией, государство не сильно помогает, не сильно выделяет денег. Поскольку это люди поломались изнутри. Если, например, человек без ног, он может скручивать лампочки на заводе. Если он без рук он может что-то делать ногами. Я даже знаю, люди слепые тоже собирают розетки на заводах. Как-то они являются элементом общества, как-то полезны, как-то зарабатывают себе на жизнь. А эти люди вот отстранились и все. Поскольку они внутри не совсем в порядке. И таким образом, продавая эти футболки, свитшоты мы часть средств им лично в руки отправляем. Вот после Нового года относили деньги они при докторе, каждому из них раздали деньги, там получилось не много, по сто по двести гривен каждому. Они были счастливы, поскольку они держали эти деньги как несметное богатство. Что с этим делать. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: И потому что эти люди, таким образом, получают социализацию, они понимают, что они не просто где-то заключены, они понимают, что как раз наоборот включены в общество. И Вы знаете это тоже тенденция определенная, потому что даже если мы возьмем поп-продукт современный американский или европейский. Такой поп-продукт как телесериалы, например. То там сейчас в последнее время тоже появляются люди с диагнозами, причем не в ролях тех, кто достоин жалости, а в ролях тех, кто по-своему может социализироваться. Возьмите сериал «Родина» американский, один из хитовых, который является кроме прочего любимым сериалом Барака Обамы, там главный герой спец агент ЦРУ у нее как раз биполярное расстройство. То есть то, что называется шизофренией. И при этом проходя какие-то невероятно сложные испытания, в том числе со своим собственным характером и психикой она продолжает свою работу. Возьмите известный сериал норвежско-датский «Мост», по которому потом сняли американо-канадский там главная героиня у нее расстройство другого плана, это скорее синдром Аспергера, или вот аутизм, но это совершенно очевидно в ее проявлениях. Это просто картина клинициста, и таким образом в мире показывается, что эти люди не просто могут не быть изгоями, а что на самом деле их способ мышления странный непонятный нам специфический. Может давать результаты уникальные, которые так называемым здоровым людям просто неподвластны. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Вот и нам нравится, поскольку некоторые работы называют сами художники, некоторые наш системный администратор. Мы однажды товарища Васю оставили в комнате, занимались своими делами, админили вот этот проект, готовили к выставке, а Василий набросал тридцать странных названий. Таких как «Первые наркотики в 86 лет», «Я боялся, но попробовал», у нас в студии присутствует футболка под названием «Кое что переходит дорогу» Все эти сюрреалистические названия нам очень нравятся, и нравится, что люди которые являются фанами нашего проекта они воспринимают это с улыбкой. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вам нравится термин сюрреалистический. Можно точно так же называть их абсурдистскими, и на этом построена тоже целая культура. От Даниила Хармса, до британских известных авторов. В общем, трактовать можно по-разному, но, несомненно, это все очень интересно. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Но вот интересно, что на краудфандинг платформе Вы запросили пятьдесят тысяч гривен, но пока, что там очень мало собрано. Всего два доброчинці сейчас на сайте светятся. Значит ли это, что общество не до конца понимает суть и уникальность того, что Вы делаете. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Однозначно, поскольку наши близкие друзья, которым мы рассказываем о этом проекте, рассказываем постоянно в социальных сетях. Они видят, что мы занимаемся чем-то интересным. А потом встречаемся спустя три месяца и говорим, ну как тебе наш проект. Ходил на выставку? – кстати, ребят, там дети рисуют, или вы рисуете? Мы с большими шарами говорим – это рисуют люди, которые больны шизофренией. Мы помогаем, добродетельность и так дальше. Они делают глаза еще больше, и говорят, ничего себе какая классная идея. То есть пока людям не вталдычишь, не расскажешь по крупинкам, что это такое? Они не понимают, а те люди, которые находятся чуть-чуть ниже планки какого-то средне образовательного восприятия мира. Они точно не понимают, приходится объяснять, пояснять, втирать. 

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: Ну что же, спасибо, Алексей Курбан организатор проекта «Кофтан» экспериментальный бренд одежды, больше об этом можно узнать на их сайте. Еще раз. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Да, на сайте, социальные сети, Арт-Кофтан, заходите в Фейсбуке, Вконтакте, у нас там постоянно странные новости, мы планируем даже с нашими художниками рисовать руками. И так же в будущем планируем пригласить желающих побывать на таких уроках, и внести какую-то свою лепту, посмотреть на это вживую. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Знаете, еще вдогонку, у меня к Вам вопрос, ведь технологи развиваются. Не приходило ли Вам в голову, если Вы какие-то деньги на всем этом заработаете, Вы можете их инвестировать в какие-то планшеты и дать этим людям возможность заниматься компьютерной графикой. Что не менее интересно на сегодняшний день. И их фантазия может дать там совершенно неожиданный результат. 

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Спасибо за прекрасную идею, мы впишем и обязательно воспользуемся. Идеи рождаются каждый день. Спасибо за такую прекрасную, тоже подумаем, если получится, тоже реализуем.

Дмитрий ТЕРЕШКОВ, ведущий: В конце концов, кисточками и руками ограничиваться не стоит, когда речь идет о таких людях.

Алексей КУРБАН, организатор проекта «Кофтан»: Можно рисовать чашками, волосами чем угодно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Спасибо, мы сейчас прервемся, я попрощаюсь, а Константин продолжит после небольшой паузы с Алексеем Зараховичем. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, сегодняшняя наша тема будет посвящена духу авантюризма.

Гости программы и спикеры:
Алексей Курбан
Организатор проекта "Кофтан. Экспериментальный бренд одежды" -

Поделиться:
Читать все
Читать все