СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!

"Вне контекста"

Главные по тарелочкам

Всему ли можно найти научное объяснение? Говорим о чудесах и необычных вещах, которые нарушают наше представление о мире. Призраки, привидения, НЛО, снежные люди и другая мистика.

Повтор программы.

 

СТЕНОГРАММА ЭФИРА

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Здравствуйте, сегодня мы, как никогда, будем соответствовать названию программы «Вне контекста». Захотелось, знаете ли, хотя бы ненадолго отключиться, отойти от новостного потока ни влево, ни вправо, а в какую-то иную реальность.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну вот мы предлагаем вам ответить нам вот на какой вопрос: всему ли можно найти научное объяснение? Потому что в программе мы будем говорить как раз о необъяснимых различных явлениях. Вот если вы считаете, что действительно всему можно найти научное объяснение, звоните нам по телефону 0800-50-49-01; если считаете, что нет, то звоните по телефону 0800-50-49-02, а также присылайте нам смс на короткий номер 2435. Прошу короткие сообщения ваши подписывать, потому что анонимок мы в эфире не читаем. Сейчас же первая приготовленная для вас история.

История 1: В то августовское утро 1983 года отставному офицеру британской армии Альфреду Барту определенно везло. Во-первых, на Басингстокском канале не было ни одного рабочего, которые обычно своими экскаваторами только распугивали рыбу; во-вторых, клевала форель. Внезапный шум заставил обернуться: на землю опустилось НЛО, из которого вышли странные люди, одетые в рабочие робы и направились к рыбаку. Осмотрев его с ног до головы, один из них сказал: «Можешь идти, ты стар и не подходишь для наших целей». Озадаченный Альфред Барт проводил НЛО взглядом. «Может я и стар, но долго свой знаю», - пробурчал бывший офицер, сматывая удочки. Уже через час на пороге редакции Daily Express стоял немолодой джентльмен, гневно потрясая кулаками. «Я всегда знал, что на Басингстокском канале не рабочие, - кричал он, - на Басингстокском канале гуманоиды». 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот я помню: мне лет 13, на дворе советская власть; я в гостях, читаю какие-то замусоленные перепечатки об инопланетянах, о неопознанных летающих объектах. Разговоры взрослых о пришельцах; и как-то полушепотом, вот непонятно кого боясь, то ли инопланетян, то ли внимательных соседей, как будто бы мы все, ни много ни мало, – тайное общество, причастное к тайному запретному знанию.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну Алексей, что о вас говорить, если президент Соединенных Штатов Америки Джимми Картер в 73-м году утверждал, что видел в Джорджии неопознанный летающий объект. Тут уже, знаете, мне кажется, что количество людей, которые так или иначе что-то подобное видели и во что-то подобное верят, - их очень много. А вот я другой точки зрения придерживаюсь: я в данном случае согласен с доктором Умаром Сулейманом Аль-Ашкаром, - это такой иорданский ученый, профессор колледжа Шариата. Так вот он считает, что нету никаких НЛО, и он в своей книжке «Мир джинов и дьяволов» пишет, что НЛО на самом деле это некая видимость, которую создают джины и шайтаны для того, чтобы задуривать людям голову. Вот в частности доктор Умар пишет: «Некоторые люди спрашивали, почему эти существа и НЛО появляются в наши дни, тогда как в прошлом они не появлялись. Ответ заключается в том, что джины в своих стратегиях используют то, что модно. В наше время причудой дня стал научный прогресс, поэтому джины уводят людей с прямого пути с помощью такого посредника, который их заинтересует. Сегодня люди начинают исследовать космос и возможность жизни в открытом космосе, следовательно джины являются в виде НЛО и космических созданий, чтобы вывести человечество с прямого пути и обмануть его.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, это серьезно вообще. Это когда читаете, перед сном это?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, вообще-то эта книга, которая издана в 2006 году, в 98-м году написана и я думаю, что иногда такое полезнее перед сном читать, чем смотреть в небо и ожидать там увидеть летающий объект.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Да все может быть. Вы знаете, ну как минимум, одного человека знаю, которого выручили инопланетяне.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Выручили…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Выручили. Да, выручили. Вот дело было в 90-х. Один мой знакомый литератор сидел без денег, как и большинство тогда, хандрил. Вот статью его не взяли; статья была о культуре, потому и не взяли. Редактор ему тогда полушутя-полувсерьез сказал: «Писал бы ты лучше об инопланетянах». Вот мой приятель и стал писать в одну бульварную газету рассказ очевидца. Инопланетян он видел и в Гидропарке, и на Трухановом острове, и на Троещине. Как-то ему говорю: «Ну не стыдно, ну не стыдно тебе так измываться над хрупкой психикой сограждан?» Он мне в ответ: «Это кто над кем измывается? Не хотят люди читать про поэтов и художников, пусть читают про пришельцев на Оболони».

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну а вы видели НЛО?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: От, прямой вопрос требует прямого ответа: видел.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я так и знал.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну вот вы понимаете, некорректна вообще фигура под названием сарказм, ну некорректна, вот некорректна. Сидим, никому не мешаем, разговариваем – и вот сарказм.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Нет, не сарказм, просто я, знаете ли, думаю, что человек может увидеть ровно то, во что он верит. Есть какая-то система допустимого, и поэтому не удивительно, что одни видят шайтанов, а другие – НЛО. Это вопрос того собственно, что вы готовы видеть, во что вы готовы поверите.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну давайте тогда немножко отвлечемся. По сути дела мы говорим, так или иначе, сегодня о чудесном – да? – о том, что называется чудом и, наверное, нам нужно разобраться, что ж такое чудо. И вот парадокс: вот мы говорим, чудо – это, уже сама попытка дать определение тому, что или чего мы не понимаем, уже абсурдна. Чудо сверхъестественное и не имеющее объяснение – так мы определяем чудо, то есть по сути это формула: я знаю, что ничего не знаю. Вправду ничего, поскольку ни ты ничего не знаешь, ты не знаешь степени своего незнания – вот это самое главное. То есть это не книги, которые еще почему-то ты не прочел или, скажем, книги, которые еще просто не написаны, а нечто, находящееся за пределы твоего узнавания: это то, что даже не обнаруживает себя вопросом, остается за пределами слышимого и видимого и только иногда, по каким-то своим законам и причинам, возникает в нашем измерении. И тогда, и тогда, если мы способны удивляться, удивляемся и говорим: «Вот это чудо», - что-то непонятное, необъяснимое, загадочное; что-то, чего мы не понимаем и может быть, может быть, никогда не поймем.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну собственно очень часто люди, говоря о чуде, - они желают некого зрелища, они хотят каких-то фокусов. Собственно в этом же была тоска царя Ирода, который, когда к нему привели Христа, просил, чтобы тот ему некое чудо показал. Имелись в виду некие фокусы йогические, если хотите, то, что йоги демонстрируют. А я чудо воспринимаю по-другому: я считаю, для меня чудеса – это какие-то невероятные совпадения, повороты судьбы; то, что через годы некая незначительная встреча или несколько сказанных слов могут прорастать в какие-то удивительные события в твоей жизни – вот это я воспринимаю как чудо. Никаких чудес, там, в виде удивительных явлений мне видеть не приходилось, мне сложно даже представить, честно вам скажу. Как вот молодые люди – они не могут старичкам поверить, что у тех бывает давление, потому что до определенного возраста непонятно вообще, что это такое, давление – кажется, что старички придумывают, так вот и мне кажется, что все, кто там что-то такое видел, скорее придумывают.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Подождите, а может быть, иначе мы поставим вопрос: поговорим о способности удивляться? И по моему глубокому убеждению, способность удивляться – это определенный уровень развития – да? – эмоциональный уровень развития человека: различать необычное, необыкновенное, что-то, что вы ходит за привычные рамки, выпадает из общего контекста. И собственно и древний, и современный человек склонен чаще видеть и осознавать данность, а вовсе не чудо. Более того, всё имеет и свои причины, и следствия: все разложено по полкам, - поэтому появление чего-то необычного разум может просто не воспринять, отказаться воспринимать. К слову, слово «необычное» - ведь опять же, не обязательно чудесное. Ну скажем, индейцы Америки в упор не видели кораблей Колумба, смотрели и не видели – да? – не видели, поскольку в их образной системе не было такого понятия как огромный корабль. Вот. А здесь вообще – ну тут понятно, да, тут речь как бы о понятийном, пусть необычном, но понятийном; а вот представьте себе чудо, то есть нечто, нарушающее наше представление о мире, о порядке вещей. Вот не факт, что наш мозг согласится с этим, скорее мозг будет блокировать восприятие в целях самозащиты, чтобы этот самый естественный порядок вещей не был нарушен. То есть предположим так: вокруг нас постоянно происходят чудеса или чудесное – да? – а мы их просто не видим, не слышим не потому, что они существуют, нет, не потому, что даже они существуют в другом измерении, а потому что наш разум отказывается от беспокойства, от удивления. Вот именно поэтому я и говорю, что, скажем так, воспринимать чудо и сама способность удивляться, - это свидетельство определенного эмоционального развития разума.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, вот если вы говорите, что действительно индейцы не разглядели испанских кораблей в океане…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это не я говорю – так рассказывают.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, так рассказывают, потому что они ничего подобного не видели и для них это все слилось в картину океана, но откуда же тогда люди видят, допустим, вот те же самые НЛО? Ну они же ничего подобного не видели – почему вдруг увидели? Почему вот индейцы корабли не увидели, а кто-то НЛО увидел. Откуда?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это уже ситуация, когда на каком-то этапе мир начинает обнаруживать себя: может быть, хочет быть увиденным, хочет быть услышанным – может быть.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Давайте прервемся ненадолго, потом продолжим об этом говорить.
На волне Вестей, радио новостей и мнений, продолжаем разговор о необъяснимом, о всякого рода чудесах, и предлагаем вам ответить на вопрос: всему ли можно найти научное объяснение? Если – да, звоните нам по телефону 0800-50-49-01; если вы считаете, что не всему можно найти научное объяснение, то звоните по телефону 0800-50-49-02. А мы пока что предлагаем вам следующую историю.

История 2: В январскую полночь 1979 года таксист Ральф заблудился в родном Чикаго. Дорога привела на пустынную в этот час Арчер-авеню: ни одного клиента, разве что одинокая фигура девушки. В эту холодную ночь на ней только и было, что бальное платье и легкая танцевальная обувь с завязками. Машина проехала всего две мили, когда пассажирка попросила остановиться рядом с воротами кладбища. Ральф удивленно взглянул по сторонам, не видя рядом ни одного дома, и обернулся к девушке, а ее и след простыл. «Хоть бы расплатилась», - бурчал таксист, заходя в ближайший бар. «Это была Мэри, - уверенно сказал бармен. – Ее сбил автомобиль полвека назад, когда она возвращалась с танцев, – ее тут все знают». Что до Ральфа, то он с тех пор проезжал Арчер-авеню, не останавливаясь: «Пусть себе голосуют, в Чикаго улиц много – дураков нет».

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот вы знаете, позволю себе высказать наивную гипотезу: призраки, приведения – абсолютно физическая реальность, то есть все наши поступки, мысли фиксируются во времени и пространстве, но проявляются не всегда. Непонятно почему, как, но оттиск людей, событий иногда остается. Это именно оттиск, проявленный, проступающий, скажем, в наше время по каким-то физическим, материальным, но нам пока неведомым законам. И доказательством тому тот факт, что призраки, как это многократно описано, ведут себя одинаково, без импровизаций, как будто одна и та же пленка прокручивается, так что если бы приведения появились с изобретением кино, то впору было бы говорить об одной сплошной мистификации. Но призраки были во все времена, значит это какая-то не наша пленка и какая-то другая физика.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но, кстати, да. В данном случае ваше мнение как раз очень совпадает с мнением доктора Умара Сулеймана Аль-Ашкара, который в книге «Мир джинов и дьяволов»…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это та же книга?..

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Это та же книга. Он пишет, что нельзя отрицать существование странных созданий, которые не являются людьми.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Я потом, извините, перепишу название просто.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: О наблюдении таких созданий постоянно рассказывают на протяжении, по крайней мере, последних 20-ти столетий. Я работал над этой темой и нашел статьи, сообщающие об этом еженедельно или даже чаще. Ну, в общем, видите, больше 20-ти столетий люди видят какие-то те или иные сущности, просто как они их называют в то или иное время. Давайте посмотрим, нам, кстати, интересные пишут смс. Вот Светлана пишет: «Сама была свидетелем необъяснимых вещей, просто мы знаем о мире и человеке очень мало. Лем в «Солярисе» об этом прекрасно пишет». А Ирина из Киева нам вот, что говорит: «Конечно, не всё объяснимо. Знаете, герой одного произведения Якуба Колоса отвечает комсомольцу, убеждавшего его в отсутствие Бога: «А ты знаешь Иванова Ивана Ивановича? То, что лично ты с ним не знаком, не означает, что его от факта вашего незнакомства не существует».

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну абсолютно точно, чего ж.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, тут знаете, если бы такой логикой пользоваться, что если ты чего-то не знаешь, не значит, что этого не существует, то так можно уверовать бог знает во что, во что попало. Много чего мы не знаем, много чего мы не видели – не значит, что это на самом деле существует, ну давайте от противного.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну почему? Давайте я позволю себе воспроизвести диалог, в общем-то, такой, хрестоматийный, уже знаменитый диалог, я его чуть-чуть в сокращенном виде, там, одного студента и профессора. Вот профессор говорит: «Бог хороший?» Студент: «Да». – «А дьявол хороший?» – «Нет». Профессор: «Верно. Скажи мне, сынок, существует ли на земле зло?» – «Да». Профессор: «Зло повсюду, не так ли? И Бог создал всё, верно?» – «Да». – «Так кто создал зло?» Студент молчит. Профессор: «Наука утверждает, что у человека есть пять чувств, чтобы исследовать мир вокруг. Скажи мне, сынок, ты когда-нибудь видел Бога?» – «Нет, сэр». – «Скажи нам, ты слышал Бога?» - «Нет, сэр». – «Ты когда-нибудь ощущал Бога, пробовал его на вкус, нюхал его?» – «Боюсь, что нет, сэр». – «И ты до сих пор в него веришь?» – «Да». – «Исходя, - говорит профессор, - из полученных выводов, наука может утверждать, что Бога нет. Ты можешь что-то противопоставить этому?» Студент: «Нет, профессор, у меня есть только вера». Вот и дальше, студент говорит: «А теперь скажите, есть кто-нибудь, - студент обращается к аудитории, - есть кто-нибудь в этом классе, кто видел мозг профессора, слышал его, нюхал его, прикасался к нему? Нет, видимо никто. Тогда, опираясь на научные факты, можно сделать вывод, что у профессора мозга нет. При всем уважении к вам, профессор, как мы можем доверять сказанному вами на лекции?» Профессор: «Думаю, вам просто стоит мне поверить». Студент: «Вот именно, между Богом и человеком есть одна связь – это вера». Ну а студента, как известно, звали Альберт Эйнштейн.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, ну это всё – всё те же разговоры на тему знаменитого, средневекового утверждения веры: верую, ибо нелепо; верую, ибо абсурдно. Много можно об этом говорить, но мне кажется, что это настолько такая индивидуальная какая-то вещь вообще. Кто хочет, того эти слова убеждают, а кто думает иначе, все равно они вряд ли убедят.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну вот смотрите: вообще традиционно разговор о чуде, потому что чудо – это целый космос, он включает в себя очень много, да? Так вот, разговор о чуде, о необъяснимом, образует некий водораздел. Вот есть чудо в понимании язычника, обожествляющего весь мир, и чудо в значении знамения, откровения, явления высшего мира. В первом случае чудо – все, что не поддается объяснению; во втором, всё, что можно объяснить с точки зрения веры. Ну и есть третий подход, не взаимоисключающий, а дополняющий друг друга. Один из примеров истории – это вот как раз период барокко: мир как книга, которую нужно научиться читать, что согласуется с некой божественностью мира – да? – и дальше понимание того, кем эта книга написана. И опять же, здесь же чувство сопричастности к творению не только в том смысле, кто кого читает, ты книгу или она тебя, а включенность в текст. И здесь же снова и снова разговор о том, что читать мир, как книгу, значит быть готовым удивляться, быть готовым к чуду.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А вам не кажется, что это вот неистребимое желание у многих людей, вера в то, что существуют некие инопланетные цивилизации, что есть какая-то там жизнь где-нибудь на Марсе, - это всё сродни тому же, когда люди очень сильно любят всяких зверушек и таким образом на самом деле просто бегут от более сложной задачи: коммуницировать, если хотите, любить людей, других людей. Не ждать каких-то серых человечков из космоса, не рассказывать о том, что собачки более преданы, чем люди. Это все попытки отвлечься от того, что человеку дано: дана необходимость находиться в окружении людей.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну не знаю, есть как бы разные истории, разные ситуации, разные даже не обстоятельства, а разные… Понимаете, бывает действительно так, как вы говорите: человеку проще общаться, легче общаться, скажем, с теми, кто абсолютно от него зависит, имею в виду зверюшек – да? – и не взаимодействовать с миром и в общем-то не выполнять свои обязательства. Так бывает, но, как правило, люди, любящие людей и собственно говоря, люди, любящие зверушек, - это один мир любви, это одна распахнутость, одна щедрость. И человек, благостно относящийся к миру, - он любит кошек, он любит собак и, как ни странно, он любит людей.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но откуда вот это вот желание себе придумать, что существуют еще какие-то иные сущности: шайтаны ли, инопланетяне ли – почему человеку, что ли скучно с тем, что и так его окружает? Мир очень многообразен.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Подождите, подождите, но когда-то люди тоже увлекались идеей, что собственно говоря, идея эгоцентричности, идея человекоцентричности – того, что всё вращается вокруг человека. Но иногда нам нужно признавать тот факт, что, в общем-то, не всё вокруг Земли вращается и что, собственно говоря, возможно не всё для нас в этом мире заточено и не для нас вот этот мир, собственно говоря, и существует. Возможно, еще кто-то есть.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А может, это попытки просто уйти от ответственности. Уйти от ответственности: вот бес попутал, вот инопланетяне напортили – я не знаю, эпидемию подбросили или еще что-нибудь подобное. Ведь людям очень свойственно желать переложить ответственность за свою жизнь, за то, что у них происходит или не происходит на что-то абстрактное: хоть на правительство, хоть на летающие тарелки.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Если серьезно, то на самом деле об инопланетянах и прочих вот таких персонажах вспоминают как раз от отчаяния и от какой-то наивной надежды, надежды, что они-то помогут. Вот здесь не получается ничего, а вот инопланетяне знают – они помогут. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну и есть еще невероятное желание под всякого рода мистику списывать происходящие неприятности, происходящие какие-то сложные события. Вот сколько сейчас разговоров о так называемой «алтайской принцессе»: об алтайской мумии, которую в 93-м году на Алтае нашли, начали изучать и периодически в Алтайском крае каждый, там, губернатор, градоначальник получает сообщение о том, что если ее немедленно назад в землю не закопать, то будут невероятные горести, которые по сути в общем-то и происходят и на Алтае, и во всем мире. А эта алтайская мумия – это так называемая «принцесса Укок», - она стала ну уже даже неким политическим образом. Потому что люди делают карьеры; люди, которые баллотируются в какую-то местную власть, они непременно о ней вспоминают, обещают ее захоронить и так далее. Таких вот легенд со всякими проклятиями мертвецов – их же тоже невероятное количество. А ну я не думаю, что сейсмическая ситуация на Алтае и в мире, - она действительно связана с нахождением в земле тех или иных костей. Снова-таки, мы видим здесь сценарий переноса ответственности на что-то, тоже архаичное желание некую принести жертву, некий символический сделать жест, вот как те самые индейцы, которых открыли в Америке в свое время. Они же приносили человеческие жертвы: они считали, что если не полить обильно кровью землю, так и солнце не взойдет. Знаете, и вот и верили в это искренне.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну у нас по-моему всё как-то сейчас, знаете, немножко начинает смешиваться. Мы говорим – вот у нас с одной стороны мир человеков, ну я сделаю вид, что я верю в то, что этот мир понятен, внятен и понимает и слышит себя; а с другой стороны всё необъяснимо – вот то, что диапазон широкий. Знаете, мы говорим слишком о многом сразу: мы говорим и о каких-то необъяснимых явлениях, мы говорим о высшем начале, мы говорим об инопланетянах и так далее, и так далее. По-моему вот уже нам бы надо, кажется, обозначить, а что ж такое, собственно говоря, чудо, прежде всего, чудо - понимаете? Вот если мы говорим о чуде. Если мы говорим о всяком необъяснимом, то ведь очень много такого необъяснимого, что в итоге рано или поздно мы поймем, мы сможем определить, мы обозначим.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну хорошо. Давайте, мы сейчас прервемся ненадолго, потом попробуем обозначить это всё.
На волне Вестей, радио новостей и мнений, мы продолжаем разговор о необъяснимом, о чудесах, если хотите, и предлагаем вам ответить на вопрос: всему ли можно найти научное объяснение? Если вы считаете, что да, звоните нам по телефону 0800-50-49-01; если нет, по телефону 0800-50-49-02. А у нас для вас еще одна история.

История 3: За те 12 лет, которые понадобились на возведение Колосса Родосского, ушло более 10 тонн бронзы и 8 тонн железа. И вот перед глазами восхищенных родосцев предстал юноша-бог с лучистым венцом на голове. Статуя простояла до первого большого землетрясения. Обломки Колосса, пролежавшие на земле более 1000 лет, были проданы некоему купцу, который нагрузил ими 900 верблюдов. Далее и следы купца, и Колосса Родосского теряются. 18 июня 2014 года виртуальные археологи, занятые поисками артефактов на снимках внеземных объектов, обнаружили на Луне огромную статую, от которой по поверхности стелется человекоподобная тень. Энтузиасты убеждены: Колосс Родосский нашелся. Если так, то и 900 верблюдов где-то рядом.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вообще хорошая история с точки зрения сохранения энергии: где-то убыло, где-то прибыло. Сгорела, скажем, библиотека – на Марсе читают. Если здесь сгорела, значит без надобности была. Или вот например, другой сценарий: вот говорят, что флаг Америки на Луне затерялся. Найдется, где-нибудь на Земле в самом неожиданном месте, найдется.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну да, люди всё время верят в то, что что пропало, то непременно можно найти; другое дело, что порой они находят что-то, чего вовсе и не ожидали. Вот мне наша тема сегодняшняя напомнила совершенно душераздирающую историю про существо под кодовым названием «Алёшенька»: это так называемый Кыштымский карлик, который один следователь в Челябинской области, задержав некоего воришку, он нашел у него кроме прочего, маленькую мумию 25-сантиметровую непонятного совершенно существа, с искаженной формой черепа. И оказалось, что вот это существо было найдено, украдено этим человеком у пожилой женщины Тамары Васильевной Просвириной, которая в свою очередь нашла это существо еще живым почему-то на кладбище; непонятно, что она там искало, что-то пропавшее. Нашла вот это непонятное существо, принесла домой, кормила его почему-то сладостями. Существо в результате скончалось и из него… В общем, оно каким-то странным образом путешествовало, из него сделали мумию.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: А ведь сегодня такой спокойный день, суббота, да? Ну да, продолжайте.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот к тому, что когда человек слишком хочет чего-то найти, он действительно может найти что-то совершенно невероятное. Вот этот вор, который у старушки вот этого мертвого Алешеньку так называемого – она его назвала Алешенькой, это существо, украл; он из него сделал мумию – в общем, хотел куда-то продать его. Все закончилось тем, что некие, между прочим, исследователи НЛО, некий представитель некой звездной академии НЛО контакта по методу Золотова – вот такая еще есть оказывается в России, прибыли к этому следователю, у которого в результате оказалась мумия этого Алешеньки и забрали его для неких научных исследований и исчезли: ни звездной академии, ни Алешеньки – в общем, все как-то довольно-таки печально. Сейчас человек, у которого последнего была эта мумия, якобы пришельца, пишет о нем книгу. И я должен вам сказать, что на сегодняшний день нет такого развлекательного российского телеканала, который не снял бы программу об этом Алешеньке или, по крайней мере, не показал бы кем-то уже снятую. Вообще, достаточно печальная история и достаточно непонятная судьба. Наука, конечно, объясняет это тем, что это просто как бы некий – ну человеческое существо, просто из-за каких-то причин рожденное нежизнеспособным и уродливым. Доказать ничего невозможно, потому что Алешенька исчез.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну и чего теперь? Минута молчания? Правда, это страшная история. Ну тут нет слов. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, еще страшнее было бы, если бы было у нас не радио, а телевидение, и мы могли бы вам показать фотографии…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Не надо…

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: …но по счастью для слушателей, этого мы сделать не можем. Это я к тому, что если сильно во что-то верить и сильно чего-то искать, то можно и Колосса Родосского на Луне найти и вот такого Алешеньку-пришельца.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну послушайте, если серьезно, вообще есть разный уровень непонятного, да? Кому-то непонятно, как, например, работает тот или иной механизм или как кролика достают из цилиндра. То есть есть то, что возможно мы однажды поймем; есть то, что мы не поймем никогда, хотя собственно говоря, я вообще не думаю, что задача человечества как раз все понять и все объяснить. А вот задаваться вопросами, спрашивать нужно и при этом понимать, что каждый новый ответ – это еще несколько десятков вопросов. Вот главное, чтобы вопросы были персональными, иначе чужие вопросы, чужие ответы, чужой опыт. Как говорил Эйнштейн, все знают, что это невозможно, но приходит невежда, которому это неизвестно, - он-то и делает открытие. Собственно можно много чего не признавать, то есть отрицать, - в определенном смысле это убеждение, но мне кажется, это убеждение непродуктивное, несозидательное что ли: это всё равно что Колумб отправляется открывать Америку по уже нарисованным картам.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, не знаю. Знаете, желание списать что-то на чудо, - вот вы говорите: не все человек может объяснить, - ну так это сама ситуация, сама идеологема, в которой не всё человек может объяснить, она и называется блок. Вот блок, как некое непостижимое существо. Во всех мировых религиях главное, что внушается людям, что вы себе голову особо не сушите, потому что Бог непостижим. Вот и сидите себе и радуйтесь тому, что нечто вам не узнать никогда. Здесь прогресса мало-то. Я думаю, что любопытство все же движет человечеством.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну любопытство – это есть удивление, способность к удивлению. Вот вы говорите… Вот смотрите: мало ли что необъяснимо, например, с точки зрения науки таблетки плацебо не могут лечить – объяснение, что человек верит в свое излечение и поэтому излечивается, согласуется никак не с наукой, а скорее с каким-то таким совсем уж загадочным знахарством. Это все равно, что убедить человека в способности летать и столкнуть его с крыши.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну вот именно.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Правильно, но всё же, смотрите, всё же, да? Плацебо работают: ежегодно тысячи людей излечиваются, вопреки здравому смыслу, вопреки всем законам медицины – что это, как не чудо?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Опять же, не знаю, насколько можно доверять подобной информации о вот этих всех спонтанных излечениях. Понимаете, тут много – у человеческой психики вообще много сложностей; но есть же огромное количество людей, которые верят в то, что их похищают и лечат и делают над ними какие-то опыты инопланетяне. И этих людей переубедить невозможно. Вот врачи им пытаются помочь; а они всё рассказывают и рассказывают про свои контакты, контактеры так называемые. Да, что говорить: вот американский режиссер Стивен Спилберг снял фильм «Близкие контакты 3 степени» - 22 миллиона долларов потратил вот на эти все поиски контактеров с инопланетянами, можно ли им верить? Но в той же степени как можно, если захотеть, поверить, что кто-то взял и чудесным образом без лекарства от чего-то излечился. Но пока что я, например, доказательств этого серьезных никогда не встречал, если честно.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Не знаю. Ну хорошо, вот разговор о чудесах и загадках так или иначе окликает в том числе разговор о чудесах в решете. Я чувствую, вы как-то тяготеете в эту сторону, ваша логика, то есть обмане, обмане, да? Вот к слову, к слову, откуда этот фразеологизм: распространенное гадание, когда в решето бросали разноцветные зерна, встряхивали решето и по расположению зерен предсказывали будущее, всякое разное – чудеса, одним словом. Хотя вот опять же, почему обман? Иногда нет, как собственно и всякое гадание. А вот почему я заговорил об этом, не только в связи с фразеологизмом. Чудеса в решете, мне кажется, из-за потребности человека втайне в неизвестном, и эта потребность вовсе не от умения все объяснить, а от необходимости задаваться вопросами: кто там на реке шумит – водяной, кто там в амбаре – конечно же, амбарный, - только ответы, опять же, они ограничиваются названиями: кто в болоте – болотный, а кто такой болотный – тайна. Хотя всякий раз умный материалист скажет, что подобные верования – свидетельство отсталости народных масс. Вот я полагаю, что это свидетельство обратного: люди допускают территорию неизвестного, территорию тайны. Допускают, что этот мир гораздо тоньше, сложнее, чем его пытаются представить разные мудрецы и умники. Это вот мы с вами, Константин, можем спорить, существует амбарный или не существует амбарный, потому что у нас с вами, Константин, амбара нет, а у кого есть – вот он знает.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, давайте мы прервемся ненадолго, мне есть, конечно, что вам ответить, но мне нужно…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Но у вас нет амбара.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Амбара нет. Продолжаем на волне Вестей, радио новостей и мнений, говорить о чудесах и о всяком необъяснимом. Мы предлагаем вам ответить на вопрос: всему ли можно найти научное объяснение. Если вы считаете, что да, звоните нам по телефону 0800-50-49-01; если нет, по телефону 0800-50-49-02. У нас для вас припасена еще одна история.

История 4: Первое упоминание о йети или снежном человеке принадлежит Плутарху, описавшему волосатое существо, пойманное солдатами. То ли мир был добрее, то ли йети не слишком отличались от людей, но на долгие столетия о снежном человеке забыли. Все изменилось в 20 веке: в 1951 году в Гималаях Эрик Шиптон обнаружил гигантский человекообразный след, а в 1967 Роджер Паттерсон заснял на кинопленку снежного человека. Охота началась. Но если вы йети, не отчаивайтесь, есть на земле государство, где вам будут рады. Высоко в горах, между Индией и Китаем, прячется от любопытных глаз королевство Бутан. Там, в самой его восточной части, расположен заповедник, где живут йети или как их тут называют, мигойи (сильные люди). И горе тому, кто посягнет на подданных его величества.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот и правда: чего собственно прицепились к снежному человеку? Ну не хочет он с нами общаться, не доверяет. И опять же, за всю историю человечества, сколько было войн? А про войны снежных людей никто ничего никогда не слышал. Отсюда вопрос: а может они и не люди вовсе, поскольку ведут себя не по-человечески.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, в данном случае конституция королевства Бутан, это юридический документ…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Документ, между прочим.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Не в праве я его оспаривать и не хотел бы ввязываться в споры по вопросам международного права, но мне вот кажется, что йети точно так же, как и драконы, которые существуют во всяких архаических сказаниях и легендах, - это память человека действительно о существовавших неких существах, которые были. Драконы – это понятно, там, память о динозаврах; йети – это, может быть, неандертальцы, которые огромные были и на людей охотились, между прочим, людей ели – употребляли их в пищу. И человечество из хитрой вот хомо сапиенс как-то исхитряясь, убегая от неандертальца, собственно самим собой и стал. Кстати, я не уверен в том, что наука говорит, что неандертальцы вымерли полностью, но я иногда такие внешности вижу по телевизору, например, да и на улице, что мне кажется, что все-таки неандертальцы не вымерли до конца, как-то проросли.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Такое ощущение, вы хотите запугать людей: вы рассказываете страшные истории.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, нужно быть внимательным в этой жизни.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Бдительным, да.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А вот, но с другой стороны, смотрите: кроме драконов и йети, которых я могу себе представить, их прототипы, во всяких средневековых бестиариях, даже в книжках о путешествиях много же есть ну совершенно невообразимых образов, как люди, которые на одной ноге – с одной ногой, существа, или знаменитые псоглавцы. Вот даже один из святых, между прочим, католических, который, по-моему, и в православии признается, - он в общем псоглавец: он изображался на древних иконах как существо с песьей головой, человек с песьей головой. Вот тут я не могу понять, что это за такая буйная фантазия и каковы были прототипы вот этих вот образов.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну это фантазия, это просто фантазия, это образ. А почему, собственно говоря, должен быть у фантазии прототип, если уж угодно. А что касается снежного человека, ну вот так строго вы говорите, нет – и нет его, а может, он есть.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Нет, кстати, я не сказал, что его нет, я же сказал, что я с конституцией королевства Бутан спорить не буду.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну будем. Ну драконы – ладно, драконы – договорились, драконов может, сейчас как бы и немного, так скажем, немного; а снежные люди конечно есть.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Не знаю. Опять же, понимаете, в поисках чуда, о котором мы с вами говорим, очень многие люди готовы, снова-таки, бежать за три девять земель в какую-нибудь Индию или в тот же Бутан, искать каких-то там йогов, буддийских учителей – все, что угодно себе придумывать, только бы не делать то, чего от них требуется на самом деле: только бы не заниматься каким-то делом на своей родной земле, только бы близким не помогать, - а вот всё в поисках духовности и чуда.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вы призываете человечество к ответственности, строго…

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Собственно каждого человека. Мне кажется, что это слишком просто, что проще всего куда-то удрать: или в мечты, или в мысли про йети, или к некоему придуманному гуру, который где-то в Тибете почему-то тебя ждет обязательно, - это всё попытки да просто не быть человеком.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вы знаете, у меня сейчас вот такое ностальгическое возникло. Вот во многом наш сегодняшний разговор напоминает студенческий спор. Вот вспомните о Боге – о чем говорили? – о Боге, о летающих тарелках и вообще. Потом снова о Боге почему-то: Бог всё видит. Почему видит – потому что он в летающей тарелке. Ну у нас, конечно, сегодня репертуар шире, ну мы и старше стали, понимаете? То есть уже мы говорим не только об НЛО, мы говорим даже о снежном человеке. Ну в какой степени разговор об инопланетянах, если угодно, разговор о чуде. Кто-то верит, кто-то не верит – это дело житейское и чего тут доказывать? Захотят инопланетяне – сами объявятся. Вопрос, мне кажется, в другом: в допущении того, что мы чего-то не знаем.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но один из самых волнующих, интригующих человека вопросов, - это тайна смерти. Что такое смерть и что за смертью дальше. Вот знаменитая работа, которая сделала звездой Дэмиена Хёрста, - она заключалась не только, что он акулу в аквариуме представил, а в самой идее, в названии, в концепции («Физическая невозможность смерти в сознании живущего»). Человек живой – он все равно не может осознать факта смерти.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну вот видите, как раз замечательный момент. Понимаете, эта выставка могла ограничиться только вашей фразой – вот всё остальное уже не имеет значения. Вы сказали: человек не может – и не надо; а вся остальная выставка уже как бы и смысла не имеет.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну как не надо? А вспомните также времена нашей юности и вот этот весь самиздат и подпольные книжки, какой был ажиотаж вокруг книжки «Жизнь после смерти» Доктора Муди. Потом, правда, его фамилия кого-то не устроила и стали писать, там, доктор Моуди, уже некий, там, западный ученый. Вот он общался с большим количеством людей, переживших клиническую смерть, и пытался вывести некие закономерности, что же происходит с человеком, когда он умирает: там пресловутый темный коридор, какой-то свет в конце, еще что-то там такое. Книжка на самом деле казалась вредоносной, потому что после этого люди, которые впадали в кому или переживали опыт клинической смерти, приходили в себя и на них набрасывались с вопросами: «Ну как там черный коридор?»

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Страшная книга.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: «Да не видел я».

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Я не знаю, зачем вы ее вспомнили. Я помню, как я летел еще тогда в Ленинград, да вот и книга эта уже была, и стюардесса предложила напитки и эту книгу. Вот самолет оторвался большой, Ил-86, и крылья его дрожали. И стюардесса говорит: «На борту напитки, а также книга «Жизнь после жизни»» - она вот такое вот. Так что чего-то вас как-то вот не добрый вы сегодня, Константин, не добрый.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вы знаете, давайте все-таки поблагодарим наших слушателей, которые приняли участие в нашем опросе. Подведем ему итог. Мы задали вопрос: всему ли можно найти научное объяснение. И вот представьте, только 10 процентов в 21 веке, только 10 процентов считает, что всему можно найти научное объяснение, а 90 процентов считают, что нет.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну замечательно. Вот представьте себе художника – ну что значит «объяснение»? Это люди, верящие в чудо: вот те люди, которые в массе своей полагают, что нельзя всему найти объяснение. И опять же, вернусь: представьте себе художника, который не верит в чудо, то есть ему и удивиться нечему; он не картину пишет, а просто холсты красит. Представьте себе ученого, который всё наперед знает; предположу, что он не свои опыты ставит, а чужие демонстрирует. Хотя и тут тоже может быть счастливый случай. Перепутает, скажем, такой ученый ингредиенты и получит новое вещество. Вот только одна проблема: ученый, который всё знает наперед, не удивится и просто-напросто результаты опыта выбросит в корзину. Он никогда не поверит в то, что еще что-то не открыто, что еще что-то может быть. Так что в словосочетании счастливая случайность главным словом будет случайность, а счастье, возможно, возможно тогда, когда в чудо верят.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну верить в чудо можно, называть его можно по-разному, ожидать его можно от различных энергий и сущностей и чего угодно. Собственно я не хочу людям запрещать: хотите, верьте в НЛО, хотите в шайтанов. Если вам это помогает психологически, пожалуйста.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: А я вот все-таки пожелаю верить в чудо, поскольку… А что же еще пожелать-то? Какие бы времена ни были, смутные или ясные, чудо всем нам не повредит, хотя бы немного чуда. Как писал Александр Александрович Блок: 
Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, — и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.
Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран —
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Очень много еще необычных явлений сегодня не обсудили, и я думаю, что через время нам к этой теме придется вернуться.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Обязательно.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А пока спасибо за внимание.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: До встречи.


Поделиться:
Читать все
Читать все