СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

Дневное информационное шоу, 2 июля

Дневное информационное шоуПоступление в вузы: Национальная музыкальная академия

Стенограмма утреннего эфира на Радио Вести

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Ну что ж, вновь сверим часы. 11:04. Мы приветствуем всех, кто правильно настроил свои приемники и находится вместе с нами на одной волне. Вы слушаете Радио Вести – радио новостей, где максимум мнений создается всеми участниками, в том числе и нашими слушателями. Для этого существуют разные способы быть интерактивными. Напомним SMS-портал с коротким номером 2435. И по ходу обсуждения актуальных вопросов просим присылать ваши мнения, какие-то короткие комментарии и все остальное. Ну что ж, разрешите представить Кристину Суворину.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И Юрий Калашников в студии Радио Вести. И с нами же гость студии – Татьяна Гуменюк, проректор по научно-воспитательной работе Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского. Добрый день!

Татьяна ГУМЕНЮК: Учебно-воспитательной.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Учебно-воспитательной. Может, мы какие-то регалии упустили?

Татьяна ГУМЕНЮК: Неважно.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Профессор и заслуженный работник образования Украины.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: О! Вот об этом необходимо. Человек, деятельность которого касается тонких материй, культуры. К сожалению, в крайнее время мы все реже и реже говорим о том, как удивителен мир, как он утончен, как его можно воспринимать. Вот место заняли сводки, военные сводки. Но сегодня мы будем говорить…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И вступительная кампания идет, в общем-то, в Украине в условиях, когда в стране война. Вот будем говорить о реалиях, о том, как в таких условиях будут поступать абитуриенты, как эта вступительная кампания будет отличаться от прошлых.

Татьяна ГУМЕНЮК: Добрый день! Я хочу сказать, что вступительная кампания проходит действительно в этом году несколько в иные сроки. У нас только прием документов начинается 11 июля. Но несмотря на то, что сроки более сжатые, с 11 июля по 31 июля проходит, собственно, приемная комиссия, приемная кампания, туда включается и прием документов, и сдача экзаменов вступительных, творческих конкурсов. Но несмотря на такой сжатый срок, мы абсолютно готовы, все утверждено, все у нас есть на сайте Национальной музыкальной академии. Это, прежде всего, программы творческих конкурсов, это критерии оценки знаний студентов, это условия приема. Так вот, несмотря на несколько сжатые сроки, мы готовы. Что касается некоторых очень сложных моментов, которые переживает наша страна. Действительно, абитуриентам из Луганской и Донецкой областей продлили сроки сдачи независимого тестирования до 16 июля. То есть, соответственно, они 16-го сдадут и приедут к нам несколько позже, возможно, чем другие студенты. Но опять-таки, все предметные комиссии готовы, приемная комиссия готова, и мы будем, естественно, относиться к этому с большим пониманием и с условием того, как это все будет.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Если немножко отойти от вступительной кампании, сейчас есть ли студенты, которые переводятся из вузов Донецкой и Луганской областей к вам? И возможно ли это сделать?

Татьяна ГУМЕНЮК: Спасибо, конечно, это вопрос очень сложный. Но я вам хочу сказать так. Крым – это однозначно, это условия, которые поставило Министерство образования – все, кто хотят перевестись из Крыма, это моментально происходит.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть бюджет на бюджет, да?

Татьяна ГУМЕНЮК: Бюджет на бюджет. И даже если это в разрез бюджета, это происходит абсолютно моментально. Что касается…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Те, кто платные, они… Вот мы вчера обсуждали тоже с вашим коллегой вопрос. Те, кто на платных, так скажем, платное обучение, если у них суммы отличаются, вопрос – доплачивать, не доплачивать.

Татьяна ГУМЕНЮК: Я вам скажу так про платные: у нас таких случаев еще не было. Но каждый случай будет рассматриваться. Но что касается бюджета – даже если у нас нет бюджетного места, это обязательно происходит. Что касается Донецкой и Луганской областей. Пока, опять-таки, таких случаев еще не было. Но установка такая…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Но вы готовы, да?

Татьяна ГУМЕНЮК: Установка такая, и мы принимаем эту установку, и мы идем на нее. Если есть такая необходимость, есть такое желание, есть такая возможность – это моментально будет сделано. Потому что мы понимаем, что жить, учиться, работать в условиях, когда стреляют и убивают, это невозможно. Поэтому с распростертыми объятиями.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Как вы думаете, изменится число претендентов на одно место?

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: И что вообще с конкурсом происходит? У вас просто особый вуз?

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, вы правы, у нас особая обстановка. У нас конкурс приблизительно всегда каждый год стабильный. Почему?

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: И сколько, если не секрет?

Татьяна ГУМЕНЮК: Я вам скажу, что это не зависит… Вот у нас показателя человека на одно место нет. Я вам скажу, почему. Потому что берем мы очень маленькие… У нас очень маленькие наборы по каждой специальности. Ну, например. Зачем нам больше 5-7 композиторов? Это лучшие из лучших поступают. Или, например, теоретиков. Или, например, скрипачей – это 18-20 максимум человек. Чтобы не было, вот как вам сказать, лишнего такого столкновения…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Невозможно на конвейер поставить композиторов.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Это невозможно, наверное.

Татьяна ГУМЕНЮК: Равно как и скрипачей, и пианистов, и прочих. Но я хочу другое сказать. Почему у нас, как вам сказать, мало того, что конкурс всегда есть и он относительно стабилен, потому что происходит очень большая избирательность. Все наши педагоги ведущие являются председателями государственных экзаменационных комиссий во всех наших училищах Украины. Так происходило и в этом году, и, несмотря на всю эту обстановку, люди были и в разных, приближенных к горячим, точках Украины. И председатели государственных экзаменационных комиссий, народные артисты, профессора, наши педагоги – они рекомендуют студентам ехать именно к нам. Не всем.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть у вас нужно просто заслужить. Чтобы даже просто приехать поступать, это надо заслужить с самого начала.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, есть уже какая-то предварительная избирательность. Это можно назвать неким просеиванием. При этом поступают к нам, конечно, уже, казалось бы, дети, только закончившие либо училища, либо школы, то есть это 16-18 лет.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Музыкальные школы, музыкальные училища.

Татьяна ГУМЕНЮК: Музыкальные школы специализированные и музыкальные училища. Но это люди уже лауреаты международных конкурсов, это уже публичные достаточно имена в мире искусства. И эти люди являются контингентом абитуриентов. Поэтому дело не в количестве на одно место, а дело в том, чтобы привлечены были самые лучшие из лучших. В этом направле6нии происходит длительная работа всех наших заведующих кафедр, педагогов, которые, как я уже сказала, являются и председателями государственных экзаменационных комиссий всегда. Но кроме того, они являются членами научно-методических комиссий во всех школах, училищах и так далее. И этот процесс происходит без отпуска и вне вступительной кампании.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Автоматически, круглосуточно.

Татьяна ГУМЕНЮК: И круглосуточно, да, так можно сказать.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Ну понятно. Потому что мне кажется, что среди творческой интеллигенции, связанной с музыкой, здесь нельзя даже воспитать. Это надо проращивать, увидеть в самом начале, в корень глянуть, то есть увидеть, что у человека есть возможности, их оберегать, развивать. И только потом предоставлять возможность уже обучаться в вузе.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да. Но я вам скажу, что талант действительно надо сначала взрастить.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Разглядеть.

Татьяна ГУМЕНЮК: Уберечь от того слова "conservare" – консерватория, наше прошлое название. Это сбережение, консервирование. То есть вот маленький ребенок. Чтобы сберечь его вот таким вот в истинном своем природном начале и дать ему возможность развиться. Отсюда консерватория, бывшее наше название. Оно таким и осталось в скобках – Национальная музыкальная академия Украины (консерватория). Так же московская, так же петербургская и так далее.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, очень интересно. А что касается вот Министерство образования сейчас проводит реформу. То есть как этот процесс затронул вас, ваш вуз?

Татьяна ГУМЕНЮК: Значит, конечно, затронул, как все вузы. Я хочу вам сказать, что есть…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: И какие изменения? Ноты – мне кажется, они же везде, и в Африке те же ноты.

Татьяна ГУМЕНЮК: Вот слава богу, ноты…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Здесь же нельзя вот "не по-украински играете вы как-то".

Татьяна ГУМЕНЮК: Нет, этого, слава богу, никто не касается. Но форма и некоторые вещи, конечно, произошло. Вот например. У нас всегда было 5-летнее образование. 5 лет – и заканчивалось дипломом специалиста. Конечно, в связи со вступлением в Болонский процесс, в связи со вступлением в Европу как бы, в евроинтеграцию есть бакалавры и есть специалисты и магистры. Но я вам хочу сказать, и вчера был принят закон Украины о высшем образовании новый на Верховной Раде, где специалисты – практически их не будет с 2016 года. Но я хочу вам сказать такое, что…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Специалистов как вот…

Татьяна ГУМЕНЮК: Как таковых, как образовательный уровень. Будут бакалавры и магистры. Ну, европейская система. Но она постепенно. Это не сразу, это постепенно, это продумано в законе. Но я хочу вам сказать, что мы как раз, наша Национальная музыкальная академия, которая была первая аккредитована по всем вот этим образовательным уровням, и мы попытались в условиях новых сохранить старую систему. В каком плане? То есть да, заканчиваются бакалавры, это 4 года, еще год – это магистры. Но мы попытались в учебном плане сделать его интегрированным, не разрывать его по смыслу, по содержанию, чтобы человек, закончив 4-летнее образование, вступив в магистратуру, продолжал вот то образование, которое он должен получить благодаря 5 годам обучения.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Татьяна Константиновна, вынуждена вас прервать, потому что мы должны сделать паузу – и скоро вернемся.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, хорошо.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Несомненно, это "Свежий взгляд". 11:17 точное время в Киеве. Это Радио Вести – новости и максимум мнений. В студии…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Кристина Суворина об этом всем вам рассказывает.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Конечно. Только хотела сказать, что Юрий Калашников рядом со мной. Хорошо, когда мужчина рядом. Ну и с нами же человек, который может ответить на очень много важных ваших вопросов. Это Татьяна Константиновна Гуменюк, проректор Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Может, кто-то не в курсе. Мы рассказывали о том, что у нас на радио стартовал спецпроект. И каждый день на ваши вопросы отвечают руководители самых рейтинговых университетов. И вот в первых, собственно, наших гостях мы уже получили много информации. Сегодня Национальная музыкальная академия Украины имени Чайковского представлена лучшими людьми. И мы не просто рассуждаем, а пытаемся посмотреть, как идет образование.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Кузница композиторов, талантливейших вокалистов. Кстати, расскажите, пожалуйста, о таких гордостях академии музыкальной.

Татьяна ГУМЕНЮК: Вы знаете, список настолько долог, что я боюсь его даже начинать.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Кто эти люди? Ну, несколько хотя бы.

Татьяна ГУМЕНЮК: Начнем, наверное, с самых известнейших имен, создавших славу украинского музыкального искусства, в частности вокального. Прежде, чем я их назову, скажу следующее. У нас специальность именно академическое пение. Не эстрадное – академическое пение. Мы готовим специалистов, музыкантов, певцов для оперного театра. Это, прежде всего, Евгения Семеновна Мирошниченко, это, прежде всего, Анатолий Соловьяненко, это Кочерга Анатолий, это Людмила Монастырская, это из молодых сегодня одна из солисток мировых оперных сцен, это Виктория Лукьянец, солистка мировых оперных сцен, это очень много имен: Анатолий Мокренко, Евдокия Колесник, сегодняшний завкафедрой это народный артист Украины, солист Оперного театра Александр Дяченко.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Сложно всех, конечно, назвать.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, это очень сложно.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А кто-то все-таки изменил профессии, ушел вот из оперы в эстраду?

Татьяна ГУМЕНЮК: Вы знаете, есть такие примеры. На эстрадную сцену ушла Джамала.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Она ваша выпускница?

Татьяна ГУМЕНЮК: Это наша выпускница, выпускница нашего сольного пения оперного. Но она пошла в эстраду. Но всегда сохраняет, и она всегда везде об этом говорит.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Сохраняет в эстраде академическое пение.

Татьяна ГУМЕНЮК: Знаете, это вот как театральный и киноактер. Он в кино может провести очень много лет, на телевидении, но он должен быть в театре для того, чтобы осталось вот это ощущение профессии. Так вот, получивший профессию нашу может уйти в эстраду, конечно, и куда угодно, но уровень самый высокий, то есть прежде всего опера. А потом уже можно эстрада и так далее.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А вот мы немножко за кадром успели поговорить о специфике, опять-таки, образования у вас. Я говорил, что, допустим, в технических вузах, например, существует специалист электронных систем. А как у вас звучат? Вот бакалавр, например… Вот как дальше?

Татьяна ГУМЕНЮК: Я вам скажу так, что всегда была еще в старые времена, наша консерватория, как вы знаете, в октябре 2013 года, в начале октября отметила очень торжественно, и весь мир присутствовал при этом, свое столетие. И всегда существовало такое понятие как специалист и, соответственно, скрипач, композитор и так далее. Сейчас, в связи с этой двухуровневой системой, мы пишем: бакалавр музыкального искусства, но сохраняем в скобках всегда, собственно, специальность – бакалавр музыкального искусства (скрипка, композитор, валторнист, духовые и так далее). То же самое магистр.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И так же остается 4 года обучения на бакалавра?

Татьяна ГУМЕНЮК: 4 года обучение бакалавра и еще 1 год магистра. И тоже – магистр музыкального искусства. Но уникальным является то, я вам тоже уже это сказала, что наша академия музыкальная, бывшая консерватория, первая провела аккредитацию. И мы первые как бы внедрили в образовательную систему Украины тему исполнительской магистратуры. Она не отрицает научную. То есть наш магистр, допустим скрипач, магистр музыкального искусства (скрипка). То есть магистерская его состоит из двух равноценных составляющих: как, собственно, специальность публичная исполнительская, прежде всего, скрипач, но так же и научная, он пишет научную работу, и идет защита научных магистерских работ.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А как звучат, например, научные работы какие-то? Что изучает?

Татьяна ГУМЕНЮК: У меня, например, была магистр в этом году по скрипке. Она написала работу, касающуюся творчества Яши Хейфеца, знаменитого скрипача.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть она исследует его творчество, разделяет на периоды как-то?

Татьяна ГУМЕНЮК: Она исследует его творчество в контексте мировой культуры. Вот так вот. То есть они продолжают, магистры той или иной специальности продолжают как бы держать в сердце и в уме свою специальность исполнительскую, но кто, как не они, могут лучше об этом написать? Теоретики могут писать, анализировать. А исполнители теоретизируют и анализируют собственно свою исполнительскую профессию. Поэтому мы сохранили, опять же, вот свою специфику. Я хочу сказать о том, что сегодняшнее Министерство образования Украины благодаря новому назначению, новый наш министр Сергей Мирнович Квит, вот он сам, будучи представителем, собственно, уникального вуза – Киево-Могилянской академии, вот я только что была там главой государственной комиссии – он понимает, что такое специфика вуза и вся его команда. И поэтому сегодня идут процессы, конечно, вхождения в Европу, интеграция с Европой, диплом международного значения. Но при этом мы все пытаемся сохранить уникальность и специфику каждого вуза Украины. У нас есть своя слава, мировая слава. И наши выпускники Национальной музыкальной академии, они, конечно, могут представлять свой диплом, но прежде всего они выходят поют и играют.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, здесь очень легко понять, специалист человек или не специалист.

Татьяна ГУМЕНЮК: И тут легко понять и легко принять.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Напомню нашим слушателям, что мы работаем в прямом эфире. Есть у нас короткий номер 2435. Вы можете на него присылать сообщения с вопросами к нашему гостю, к нашей гостье. Татьяна Константиновна Гуменюк с нами, проректор Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского. И если мы вернемся снова к закону, накануне принятому, о высшем образовании – там говорится о том, что украинские вузы получают больше автономии, и кроме того, будут ликвидированы уровни аккредитации для высших учебных заведений. Что это значит для самого образовательного процесса?

Татьяна ГУМЕНЮК: Очень много значит. Автономия нужна во всех направлениях. Прежде всего, от формирования учебного плана, чтобы как можно меньше была вот та…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Чтоб вас никто не заставлял.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, чтобы нас как можно меньше заставляли включать в учебный план дисциплины, которые не нужны, которые не свойственны, не специфичны для вуза. Я не хочу называть, что это экология, называется "безпека життєдіяльності". Может, что-то и нужно включать, но тут надо на усмотрение вуза.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Что-что, безопасность жизни?

Татьяна ГУМЕНЮК: Да. Физкультура, например, и так далее. То есть это на усмотрение вуза. Поэтому автономия должна касаться, и так она и будет касаться, и, собственно, учебного процесса, но и финансово-экономической деятельности. Тут масса нюансов, но это тоже очень важно. Автономия – это не есть отдельное, это коллегиальность, несомненно, всех вузов и всей образовательной системы Украины. Но это обязательный учет специфики каждого отдельного вуза, который уже имеет свою славу, свой бренд, каким является Национальная музыкальная академия. И для нас очень важно как можно меньше внешнего давления, как можно больше…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А вообще раньше было такое давление?

Татьяна ГУМЕНЮК: Вы знаете, много было введено того, что мы постепенно…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А зачем? Вот мне интересно. Вот у вас есть вуз, допустим. Специалисты прекрасно понимают, профессорско-преподавательский состав – они понимают, чему надо научить, понимают, как это надо сделать. Но вот тут поступает, так скажем…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Ну как зачем? Система такая была.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да. Возможно, это связано с нашими перегибами в некоторых вопросах, может быть, с нашими процессами, которые связаны на общегосударственном уровне. Тут много можно сказать. Но такое действительно существовало в некотором смысле. Но я хочу сказать, что действительно, музыкальные вузы Украины – они очень сплочены и всегда очень активно работает совет ректоров музыкальных вузов или творческих вузов Украины.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть быстренько объединяются, например, и отбиваются вместе.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да. Объединяются и начинают стучать в двери, которые могут быть закрыты не потому, что они закрыты, а просто, допустим, никто об этом до конца не продумывает. Наш ректор Владимир Иванович Рожок, народный артист Украины, доктор наук, профессор, член-корреспондент Академии искусств долгое время был председателем совета ректоров творческих вузов.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Как раз он возглавлял, да?

Татьяна ГУМЕНЮК: Как раз возглавлял. И как раз в этот период сложного вхождения нашего многолетнего в Болонский процесс во многом он этот процесс корректировал и находился, как говорится, у руля вхождения. Сейчас активно работают в этом направлении все творческие вузы Украины: это и ректор Национального университета театра и искусств, тоже член-корреспондент Академии искусств, профессор Алексей Безгин, это ректор Харьковского университета искусств, народная артистка Украины, профессор Веркина Татьяна Борисовна, это, конечно же, не могу не сказать и донецкой консерватории. Это великая консерватория имени Прокофьева. И возглавляет ее известный композитор Алексей Викторович Скрипник. Понимаете, это очень, я бы сказала, мощный клуб, элитарный клуб для Украины, который сплочен, и с которым считаются, слава богу.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Так скажем, в этом уровне представляет Украину во всем мире.

Татьяна ГУМЕНЮК: Во всем мире, да.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Интереснейший рассказ. Нам, к сожалению, надо сейчас прерваться ненадолго. Но мы обязательно вернемся и продолжим нашу интересную беседу.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Киевское время 11:34. Мы приветствуем вновь всех тех, кто настроил свои приемники или только что присоединился к нам. Вы слушаете Радио Вести – радио новостей и максимум мнений. В студии Кристина Суворина.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И Юрий Калашников и Татьяна Константиновна Гуменюк, проректор Национальной музыкальной академии Украины имени Петра Чайковского. И напомним, что каждый день с 11 до 12 на Радио Вести спецпроект. И мы в студию приглашаем гостей, руководителей самых рейтинговых университетов Украины, для того чтобы ответить на ваши в том числе вопросы. Ну и на наши.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Естественно.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: У нас тоже есть вопросы.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, мы интересуемся, потому что…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Извини, перебью. Сразу скажу: короткий номер 2435, чтобы присылали вопросы.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да. В общем-то, мы выяснили, что просто так приехать и поступить, собственно, в академию не получится. Надо к этому готовиться всю жизнь. Это Олимп обучения предварительного. Ну и, собственно, обучение у вас – это тоже подъем, так скажем, по вертикали в своей специальности. Это надо любить, просто так не получится. Мы говорили о том, что есть бесплатная форма обучения. Вот немножко цифр, если можно. Сколько стоит платная форма обучения у вас? Сейчас, секундочку. Я забыл вас включить. Вот теперь хорошо.

Татьяна ГУМЕНЮК: В этом году у нас стоит около 15 тысячи гривен в год. Это очень высокая себестоимость обучения. Я хочу сказать, что в нашем вузе это совершенно уникально. Вы можете провести любое социологическое исследование. Ни одна национальная музыкальная академия Украины, ни один вуз творческий, художественный не может похвалиться таким количеством состава, который есть у нас, профессионального. Это я говорю не только о количестве, но и о том, что, например, у нас в вузе работает 9 Героев Украины, у нас в вузе работает…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Можете проверить. Да, удивительно.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, 9 Героев Украины. Это люди, такие как Мирослав Скорик, известнейший композитор, это Анатолий Авдиевский, известнейший руководитель Хора Веревки, это Евгений Савчук, руководитель капеллы "Думка", знаменитой во всем мире, это Мария Стефьюк, знаменитая певица, и Анатолий Пономаренко, великий чтец сегодняшний. Но кроме Героев Украины у нас более 80 народных артистов Украины, профессоров, около 40 в штате докторов наук. То есть таким потенциалом не может похвастаться… Университеты технические или, допустим, киевский – там может быть такой. Но в процентном соотношении к количеству педагогов среди всех творческих вузов это высочайший потенциал.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А почему вы говорите себестоимость обучения высокая?

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Профессорам надо платить.

Татьяна ГУМЕНЮК: Час профессора, доктора наук, народного артиста – он очень высокий. И то мы пытаемся удерживать грань какую-то. Потому что как правило контингент, то есть наши студенты, поступающие к нам – это дети, как правило, все-таки музыкантов или связанных с музыкой. Это люди далеко не самых оплачиваемых профессий. Поэтому родителям платить достаточно сложно. Но я хочу сказать, что контрактная форма обучения – это очень небольшая составляющая в нашей вступительной кампании. Основное – это державне замовлення.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Вот-вот, мы плавно подходим к тому, что… Уже сформирован госзаказ?

Татьяна ГУМЕНЮК: Значит, державне замовлення сформировано для всех вообще, для освітньої сфери, то есть для образовательной.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А теперь ее должны распределить среди вузов.

Татьяна ГУМЕНЮК: А сейчас ее распределяют. Кстати, я член комиссии по распределению при Министерстве образования Украины. Мы будем смотреть. Но каждый год… Знаете, мы все не ясновидящие, слава богу. Упас нас господи знать будущее. Но как мы можем знать будущее? Только анализируя прошлое. Так вот по прошлому у нас было достаточно полноценным это распределение. Нам давали где-то 180-200 мест, государственных мест для обучения, для бакалавров.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Это бюджетники?

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, бюджетных мест для бакалавров. И соответственно все же эти выпускники нашего бакалаврата, 180-200 человек приблизительно, было распределение: 100, кто более достоин, шли в магистры…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А куда их потом распределяют? Какую работу получают музыканты?

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да. Выгодно быть музыкантом?

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И где? В Киеве или, может быть, распределение идет по другим городам?

Татьяна ГУМЕНЮК: Я хочу вам сказать, что все проверки, которые происходили за последнее время в Национальной музыкальной академии, они связаны с тем, как мы устраиваем наших выпускников. Я вам хочу сказать совершенно авторитетно: почти стопроцентно они устроены. Почему? Во-первых, у нас преподают руководители всех самых известных коллективов в Украине. Я уже назвала Евгения Савчука и так далее. Вот он, допустим, зав кафедрой хорового дирижирования. Он руководитель хора студенческого. Вот он же в свою капеллу "Думку" и берет лучших выпускников. Точно так же Анатолий Авдиевский, точно так же Мирослав Скорик, художественный руководитель Оперного театра. И так далее. Поэтому вот такая работа…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: То есть талантов уже замечают на стадии обучения. И работа обеспечена таким образом.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, и замечают. И можно сказать, что это происходит вот такой непрерывный, бесконечный творческий кровный обмен между более старшим поколением и новым, которое постоянно подрастает.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А в Национальную оперу как попасть?

Татьяна ГУМЕНЮК: В Национальную оперу обязательно. Все наши выпускники лучшие попадают в Национальную оперу. За последнее время… Опять же, зав кафедрой Александр Дяченко – это солист Национальной оперы. Мирослав Скорик, преподаватель, он же художественный руководитель художественного театра. Госэкзамены всегда проходят очень публично. В этом году, как и многие годы подряд, председателем государственной комиссии является директор Оперного театра Петр Чуприна, народный артист Украины. И соответственно замечаются таланты. И, естественно, они отбираются. И продолжается этот неостановимый, я так считаю, процесс бесконечного…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Нон-стоп такой.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Ну, Национальную оперу часто сотрясают скандалы о том, что туда невозможно попасть, берут своих и так далее и так далее.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Ну, творческая сфера – она всегда была подвержена таким каким-то играм.

Татьяна ГУМЕНЮК: Нет, я вам скажу так. О своих в нашей сфере говорить не приходится. Потому что человеку надо выйти и спеть два, три, четыре "Травиата" акта своим голосом для зрителя, который должен в следующий раз снова прийти. Поэтому о своих речи нет. Берут лучших. То что места ограничены – это понятно. Но я повторяю: есть филармония. Опять же, директор, художественный руководитель филармонии Остапенко – она наш педагог, наш профессор. Главный режиссер, он же наш педагог, наш профессор Лукашов. Это идет постоянный подбор кадров в филармонию, Оперный театр, капелла "Думка", Хор Веревки, оркестр народных инструментов, хор "Благовист" и так далее. Это бесконечный процесс.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Татьяна Константиновна, а зарплата у музыкантов?

Татьяна ГУМЕНЮК: Значит, я хочу вам сказать следующее. И сразу определю понятие. Я вам скажу так: люди, оставшиеся в искусстве, поступившие после 7 лет или 12 лет обучения в училищах, в школах, а потом 5-летнее обучение в консерватории – это люди, которые из этой сферы не уйдут. Они работают, потому что это их жизнь, это их профессия, это их призвание души. Поэтому о деньгах я говорить не буду. Но могу сказать, что в национальных коллективах достаточно высокая заработная плата. Может быть, кому-то она маленькая. Но она в сравнении достаточно высокая.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Плюс премиальные.

Татьяна ГУМЕНЮК: Я не могу сказать, что очень высокая зарплата у профессора, доктора наук Национальной музыкальной академии. Но я вам скажу так, что ни один доктор, профессор, народный артист Украины не лишится этой работы, потому что это его жизнь.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Понимаем.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Смотрите, есть у нас один вопросик от Евгения из Днепропетровска: "Можно ли будет поступать в этом году на специалиста с дипломом бакалавра? Или только на магистра?". Я не знаю…

Татьяна ГУМЕНЮК: У нас специалисты в этом году еще есть. Так что пусть спокойно приезжает и поступает. В этом году они еще есть. Они постепенно будут, ну, как бы этот квалификационный уровень будет уходить из нашей сферы образовательной. Но в этом году есть распределение и будут специалисты. Можно приезжать и поступать.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Наша слушательница Светлана из Харькова написала сообщение: "Спасибо за то, что вы воспитываете таланты. Я думаю, за ними – будущее нашей страны".

Татьяна ГУМЕНЮК: Спасибо ей.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Да, и тут сложно поспорить. Действительно так.

Татьяна ГУМЕНЮК: Но я вам скажу, что это действительно элитарный слой общества. Во-первых, это высоко образованные люди. Это люди, которые посвящают… Прежде, чем выйти на широкую сцену или, там, публично и так далее, это люди, которые посвящают, инвестируют в себя знания, умения на протяжении очень многих лет жизни. Вот маленьким ребенком отводят в школу, и если ребенок не перестает этим заниматься, а продолжает, и потом еще обучается в консерватории… А вы еще не забывайте, что у нас есть еще такая форма последипломного образования как ассистентура-стажировка.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Это что значит?

Татьяна ГУМЕНЮК: Когда человек заканчивает 5-летнее образование магистра или специалиста, государственная экзаменационная комиссия может дать направление и рекомендацию в поступление в так называемую либо научную аспирантуру, то есть писать диссертацию, либо в творческую, то есть ассистентура-стажировка. Ну как можно передать свои навыки, если человек не будет…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть непосредственно, необходимо в контакте.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Судя по всему, у нас есть такая народная примета: если Елена Чебак приходит в студию, значит готовимся к новостям. Мы ненадолго прервемся, послушаем анонсы, после чего новости, и уже тогда перейдем к вопросам и, возможно, звонкам.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Никаких сомнений нет в том, что это "Свежий взгляд". 11:47 уже в Киеве. Это Радио Вести – новости и максимум мнений. С вами Юрий Калашников.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: И Кристина Суворина. И мы не в одиночестве. Очень рады и приятно представить проректора Национальной музыкальной академии Гоменюк Татьяну Константиновну, которая у нас в студии рассказывает о тонкостях воспитания композиторов, о тонкостях воспитания…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Оперных певцов.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Оперных певцов. Это такая специфика, с которой далеко не многие сталкиваются вообще в жизни. И вообще специфика, так скажем, воспитания и взращивания человека талантливого – это не ремесло. Мне кажется, что здесь без таланта никак нельзя обойтись.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Ну, с какой-то стороны, с талантом надо родиться. Или все-таки можно воспитать, по вашему мнению?

Татьяна ГУМЕНЮК: Конечно, тут есть масса в мире мудрых мыслей. 90% труда, 1% таланта. Но все-таки я вам хочу сказать: конечно, талант – это, наверное, нечто идущее к нам.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: От бога.

Татьяна ГУМЕНЮК: Но несомненно, только в труде и через воспитание таланта. То есть это определенная школа. Вот мы с вами остановились на том, что у нас есть потрясающие, уникальные самобытные украинские школы. Вот такая была Евгения Семеновна Мирошниченко, но она создала свою вокальную школу. Ее уже нет, но продолжает эту вокальную школу ее лучшая ученица, наш педагог Ходакова. И вот это и есть ассистентура-стажировка. Мы на этом, кажется, с вами остановились, что это последипломное образование. 3 года человек ассистирует своему профессору, чтобы научиться преподавать, той методике преподавания, чтоб вырастить, воспитать музыканта.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть он ходит с ним на занятия, смотрит, как он…

Татьяна ГУМЕНЮК: Сидит у него на занятиях, ассистирует ему. Вот это, к слову, как воспитать талант. Вот так он и воспитывается – из уст в уста, от сердца к сердцу.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Такое очень индивидуальное, опять-таки, в соприкосновении душ, мне кажется, на ментальном плане обучать.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да. И это та самая консерватория. Это сбережение школ, талантов, умений. Если человеку дано что-то от бога, надо обязательно его провести туда, где это проявиться.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Как говорят, помогайте таланту, бездари пробьются сами.

Татьяна ГУМЕНЮК: Ой да, к сожалению, это есть тоже. Но чем выше…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Татьяна Константиновна, а раньше же наверняка с Российской Федерацией музыкальная академия киевская сотрудничала. Как сейчас с этим дела обстоят?

Татьяна ГУМЕНЮК: Вы знаете, в мире искусства все-таки границ жестких нет. И конечно, мы общаемся, и не просто общаемся, а со многими людьми дружим и находим полное взаимопонимание. Это, конечно, и московская консерватория, и ростовская, и санкт-петербургская и так далее. И идет обмен живой и мнений и так далее. Вот у нас, например, я как пример просто приведу, чтоб не было голословно, у нас есть часопис Національної музичної академії. Это раз в квартал выходит журнал научный, научно-теоретический. И у нас печатаются и ученые, известные музыканты из Москвы, Санкт-Петербурга, Белоруссии, я уже не говорю из Франции и так далее и так далее. Это вот такой орган. Потом у нас проводятся конференции, куда приезжают. А вот на столетие консерватории, которое было не далее как в октябре, приехали со всего мира.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: И в том числе из России.

Татьяна ГУМЕНЮК: Из России, конечно. И ректоры консерваторий и так далее.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А много выпускников в этом году планируют уехать работать в Москву, например, в Петербург?

Татьяна ГУМЕНЮК: Я не знаю таких вообще. Я говорю вам абсолютно откровенно. У нас настолько живой и постоянно нуждающийся рынок в плане талантов и творческих…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть у нас в Украине есть необходимость, да?

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Достаточно работы, да?

Татьяна ГУМЕНЮК: Мы, во всяком случае, пытаемся изучать этот рынок и пытаемся брать ровно столько абитуриентов на ту или иную специальность, которую востребует рынок. Вот, например, в этом году больше возьмем, допустим, струнников, контрабасистов, виолончелистов и альтистов, чем в прошлые годы. Почему? Потому что мы изучаем этот рынок. Ну, конечно, сейчас открыты границы. И если люди хотят поехать с этим же нашим образованием великолепным на Запад, есть такие, они уезжают, и они там очень востребованы.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А Запад приезжает учиться чему-то? Ну, про Россию мы поняли. А вот из других стран?

Татьяна ГУМЕНЮК: Да, у нас есть, конечно, иностранцы. В основном, это Китай. Когда-то раньше было больше из Европы и так далее. Но это, мне кажется, связано с определенными экономико-социально-политическими моментами. Но у нас есть и из Ирана, и из Сирии, и из Китая. И это обязательно. У нас каждый год есть набор, как раз во время вступительной кампании происходит и набор иностранных студентов. Я вам скажу, что вот вернемся к слову о границах. В творческом мире, в мире искусства, я думаю, что жестких границ нет.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Ну нет, люди с тонкой душой – они просто на другом языке разговаривают, совершенно верно.

Татьяна ГУМЕНЮК: Другой язык, да.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Мы когда готовились с Юрой к эфиру, нашли письмо украинской интеллигенции российским друзьям. Вы также поставили свою подпись.

Татьяна ГУМЕНЮК: Да-да-да. Я тоже подписала, да.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Там говорится о том, что мы понимаем, что сегодня нам особенно трудно, и все же ваш голос непременно будет услышан и в самой России, и в Украине, и в мире. Гражданское общество цивилизованного мира может и должно оказаться сильнее кремлевской пропагандистской машины. Я не буду полностью текст зачитывать.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А зря. Хорошо получается.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Да не очень. О чем еще писали? И с какой целью это письмо было?

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, вот вектор. К чему это было письмо?

Татьяна ГУМЕНЮК: Мы писали это письмо в аспекте того, чтобы не было вот этого насаждения такой атмосферы войны против всех.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: То есть ненависти.

Татьяна ГУМЕНЮК: Ненависти, взаимной ненависти, взаимного какого-то конфликта, взаимной проблемности и войны всех против всех, как писал Гоббс. Поэтому вот это письмо было направлено на то, чтобы эти события, иногда искусственно созданные, идеологически созданные, не отражались на мире и взаимопонимании людей. Не только искусства, конечно, и не только культуры, а людей, просто живущих на этой единой, очень маленькой, как говорил Леонов с высоты, из космоса, наша земля – это очень маленький шарик, и нам тут делить нечего.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, я здесь с вами согласен.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Сложно поделить того же Чайковского, Бетховена, Герцена и так далее и так далее.

Татьяна ГУМЕНЮК: Несомненно. И не сложно, а даже невозможно. Не даром символичным является то, что московская консерватория имени Петра Ильича Чайковского и киевская имени Петра Ильича Чайковского. И массу своих произведений величайших он создал здесь, на Украине, в известном имении известной патронессы своей фон Мекк. И вся мелодия Чайковского – она пронизана мелодией украинства.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, вот это же пространство воздействует на человека, когда он начинает творить.

Татьяна ГУМЕНЮК: Великолепные слова у Шопена, что у музыки нет родины, родина музыки – вся вселенная.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: А вот тут Виталий спрашивает: "А как же игнорирование выдающихся коллективов России?". Да, действительно, я припоминаю, в Национальной опере был отменен концерт. Но это не к вам вопрос же, наверное.

Татьяна ГУМЕНЮК: Я вам скажу так. Я имею свое мнение на этот счет. Понимаете, когда все обострено, когда все сведено к каким-то противостояниям, возникают определенные углы, которые преодолеть сегодня очень трудно. И если некий человек, величайший музыкант подписал некое письмо…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: По своей воле или, может, его просто приперли к стенке в темном углу.

Татьяна ГУМЕНЮК: Вот этого мы вообще не знаем. Вот я про то и говорю. Я это не обсуждаю, потому что я не знаю, не владею информацией. Но знаю, что подписал. То соответственно он вызывает огонь на себя и на свой коллектив. Но это те углы и те наши жизненные проблемы, которые все равно надо преодолевать спокойно, мирно и вазимопонимая друг друга. Мы говорим часто все-таки на одном языке, несмотря на некие противостояния в чем-то.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Мы успеем принять несколько звонков? Разрывается там линия.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Давайте. Вот у нас есть еще один звонок. Алло! Здравствуйте!

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Здравствуйте! Сделайте, пожалуйста, радио потише, чтобы не мешало нам.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Представьтесь. Откуда вы?

Слушатель: Из Харькова.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: А зовут вас?

Слушатель: Николай.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Николай, какой у вас вопрос?

Слушатель: У меня вопрос по образованию.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Пожалуйста, говорите. Вы в эфире.

Слушатель: Я хотел бы спросить, а почему… Алло!

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да-да, быстрее задавайте вопрос. У нас совершенно нету времени уже.

Слушатель: Я хочу… Алло! Я хочу спросить, почему…

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: К сожалению, вы так долго формировали вопрос, что…

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Что мы не успеваем. Извините нас, пожалуйста.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Да, у нас уже продюсер говорит, что нам пора прерываться. Поблагодарим. С удовольствием мы сегодня побеседовали с Татьяной Константиновной Гумнюк, она проректор Национальной музыкальной академией имени Петра Алексеевича Чайковского.

Татьяна ГУМЕНЮК: Петра Ильича.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Прошу прощения. Почему Алексеевича?

Татьяна ГУМЕНЮК: Ну ничего. Ильич. Он Ильич.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Чайковский тебе приснится сегодня.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Обязательным образом. Выяснили, что есть тонкости в создании новых композиторов. И дай бог вам успехов на этом поприще.

Татьяна ГУМЕНЮК: Если есть одно слово, не отвечу харьковчанину, потому что не знаю, что он хочет спросить. Но там есть Харьковский институт искусств, который возглавляет народная артистка Украины Татьяна Борисовна Веркина, которой он может задать любой вопрос – я думаю, она ответит тоже.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Спасибо вам.

Юрий КАЛАШНИКОВ, ведущий: Все, на этом мы прерываемся.

Кристина СУВОРИНА, ведущая: Вернемся к вам в 13 часов.

Читать все
Читать все