СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

За кадром, 5 июля

За кадром"Любовь и голуби" и "Начать сначала"

Стенограмма эфира на Радио Вести

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Здравствуйте! Уже через несколько минут мы поговорим о премьере малобюджетной драмы Джона Карни "Начать сначала". На что готовы пойти актеры ради роли? Порой на опасные для здоровья вещи. Об этом – уже в следующей четверти часа. И, наконец, в рубрике "Любимое кино" сегодня комедия "Любовь и голуби" Владимира Меньшова. Забавные моменты и любимые цитаты вспомним уже через 30 минут. А теперь подробнее. Итак, на этой неделе состоялась премьера музыкальной драмы ирландца Джона Карни "Начать сначала". В российском прокате картина называется "Хоть раз в жизни". Для начала – о чем кино.

Журналист: Грета и ее давний бойфренд Дэйв влюблены с колледжа. Еще во время учебы в нем они начали записывать свои песни, исполненные дуэтом. После выпускного бала в поисках своего пути в жизни они приезжают в Нью-Йорк, считающийся центром музыкальной жизни. "Говорят, здесь бьется музыкальный пульс Америки, – размышляют Грета и Дэйв. – Именно здесь нам должно повезти". Но происходит нечто такое, чего влюбленные не ожидали. Выдержит ли их любовь выпавшие на долю испытания?

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Должна сказать, что актерский состав в фильме просто превосходный. В главной роли – Марк Руффало, знакомый нам по фильмам "Между небом и землей" и "Железный человек-3", где актер сыграл ученого, доктора Брюса Беннера, который превращается в агрессивное животное просто потому, что злится. Кроме того, в мелодичной музыкальной пронзительной драме появится британка Кира Найтли. Роли этой 29-летней актрисы можно долго перечислять. Но я приведу три своих любимых: это "Гордость и предубеждение" (Элизабет Беннетт), "Пираты Карибского моря" (Элизабет Суон) и, конечно же, любимая работа самой актрисы – "Анна Каренина". Кстати говоря, рождение Киры довольно любопытно и может быть сюжетом для фильма, ведь она родилась в результате пари, которое заключили между собой ее родители – британские актеры Уилл Найтли и Шерман МакДональд. Суть пари состояла в следующем. Если Шерман, к тому времени оставившая карьеру актрисы и решившая заняться драматургией, продаст свою первую пьесу, то в семействе Найтли появится еще один ребенок. Причина пари непонятна: то ли папа не хотел детей, то ли хотел подзадорить жену. Однако факт остается фактом – пари было заключено. Кстати говоря, к тому времени у пары уже был один ребенок – сын Калеб. Шерман пари выиграла. В результате британская литература в лице мамы Киры Шерман МакДональд приобрела еще одного хорошего драматурга, а мировой кинематограф – новую звезду Киру Найтли. Однако я отвлеклась. Так вот, в фильме также снялся солист группы "Maroon 5" Адам Ливайн. Для певца это дебютная роль, и, по отзывам критиков, весьма удачная. Зрители упорно следили за съемками "Начать сначала", желая усмотреть между Найтли и Ливайном служебный роман. Ан нет! Только дружба. Нельзя не вспомнить о еще одном актере, который своей неординарной игрой добавил картине легкости и трогательности. Британский комик Джеймс Карден – кстати, успешный продюсер, писатель, сценарист, режиссер, а еще лучший друг Дэвида Бэкхема. Последнего Карден не удержался и снял в одном из своих скетчей, который в последствии стал одним из лучших. Но представьте только: красавчик Бэкхем принимает ванну вместе с толстячком Смитти (это и есть герой Кардена). После ванной Смитти делает Дэвиду маникюр, и потом они (а по сюжету Бэкхем – футболист, а Карден – его тренер), обменявшись пижамами, трогательно взявшись за руки, смотрят романтическую мелодраму. Все описывать бесполезно. Это нужно просто смотреть. Но все же вернемся к драме "Начать сначала". Бюджет. Ведь правда интересно, сколько денег можно вложить в современную музыкальную картину о любви? Так вот, должна вас разочаровать. Его точная сумма не то чтобы никому не известна – нет. Здесь другое: она тщательно скрывается. Однако из достоверных источников все же удалось узнать, что на фильм было потрачено всего-ничего каких-то 17 миллионов долларов. Суммой гонорара Ливайна и Найтли я вас не побалую – тайна за семью печатями. Найтли прямо соловьем заливается: дескать, "я хотела сняться в таком глубоком и хорошем фильме, а то все как-то в последнее время в одних мрачных картинах снималась". Собственно, что я пересказываю? А вот и сама Кира Найтли.

Кира НАЙТЛИ: Когда я закончила сниматься в "Анне Карениной", я вдруг осознала, что в последние 5 лет я снималась в чем-то мрачном. Хотелось чего-то более легкого, позитивного, чего-то, что подарит зрителям хорошее настроение, без пошлости. Мне понравились персонажи, я их сразу полюбила. Они не идеальное подобие людей, но они настоящие, они интересные, хотя и немного странные люди. Сниматься мне там было одно удовольствие. Съемки в фильме устроили мне каникулы в Нью-Йорке и напомнили мне про значение дружбы.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Фильм получился очень музыкальным. Режиссеру Джону Карни, который по совместительству еще и сценарист, пришлось прослушать более полусотни песен, из которых для фильма было отобрано всего лишь 5-6.

Джон КАРНИ: Я прослушал около 50-60 песен, прежде чем решить, какие мы включим в фильм. В результате сократил количество до 5-6. Наши песни необычные, они не останавливают время в фильме, как в старых мюзиклах, а наоборот, двигают часы вперед. И двигают персонажей вперед, являясь частью повествования. Мне нравится, когда песня может развлечь. Но она также делает что-то с персонажами. Они открывают определенную часть себя через песни. Слова песен предполагают, что персонаж возвращается к определенному моменту в своей жизни или то, что он чему-то научился или что-то осознал. Это лучше, чем если песня служит небольшим отдыхом для зрителя во время фильма.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Во время просмотра я подивилась тому, какой хороший голос у вокалистки, и как Найтли органично, простите, под фонограмму поет. А потом оказалось – актриса пела сама. Журналисты не были бы журналистами, если бы не допытывали Киру, не ревновал ли ее супруг, тоже музыкант Джемс Райтен к красавчику Адаму Ливайну – ее экранному возлюбленному. Кира успокаивала: "Нет, не ревновал. Не к чему было. Мы с Адамом просто коллеги. И он всячески поддерживал меня в моих скромных вокальных начинаниях, за что ему спасибо".

Кира НАЙТЛИ: Если быть честной, я была в такой панике, что я не думала в тот момент ничего. Потом в голове у меня крутились мысли вроде "О боже мой, я не смогу это сделать, я же не певица. Что вы от меня хотите? О господи! Как страшно!". Я получила финальные версии песен за день или за два до записи их в студии. Я никак их не оценивала, я лишь думала о том, что не смогу и не получится, и отпустите меня. Я помню, как рассказала Адаму о том, как мне страшно. Он мне ответил: "Да не волнуйся ты. Все будет хорошо. Ты справишься". И мне повезло, что его не было в студии, когда я записывалась, потому что было бы еще хуже, если бы со мной там находился профессиональный певец. Мне кажется, у него запись его нескольких песен заняла около 10 минут. А у меня это заняло 4 дня, чтобы записать пару песен и понять, что вообще вокруг происходит.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Режиссер Джон Карни рассказывает, что актриса панически боялась петь, ведь до этого фильма она ничего подобного не делала никогда.

Джон КАРНИ: Кира не была уверена, сможет ли она это сделать. Она стала нервничать. Можете себе представить: пение – это же выставление себя под прицел. Человек наиболее уязвим, когда выражает себя через пение. Это то же самое, что снимать одежду: ты не защищен. Я понимаю, почему она нервничала как актриса, которая раньше никогда не пела. Но в конце концов все получилось. То, что она выглядела уязвимой, и то, что у нее трясся голос, сработало в нашу пользу. Это очень естественно и честно. Думаю, зрители почувствуют ее, так как она не пытается обманывать или притворяться.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Ну а теперь послушаем впечатления зрителей сразу после сеанса.

Женщина: На удивление хороший фильм. Не ожидали.

Женщина: Тот момент, который сейчас переживает наша страна, нам очень не хватает позитивных эмоций, чтобы мечты сбывались, чтобы хотелось улыбаться. И я думаю, что вот этот фильм – он способствует хорошему настроению и вере в то, что все будет хорошо.

Женщина: Очень понравился. Музыкальное сопровождение в первую очередь, сюжет. Очень жизненная история.

Женщина: Мені не дуже сподобався, тому що фільм занудний, задовгий. І, в принципі, місцями було цікаво. Але, мені здається, нічого особливого.

Женщина: Такой очень душевный. Как-то он меня так зацепил.

Женщина: Фильм очень глубокий, сильный, о том, что есть что-то честное в жизни, что несмотря на то, что миром движут деньги, иногда им движет чистое творчество. Каждому желаю посмотреть его, понять что-то про себя, про мир, как надо двигаться в этом мире.

Женщина: Мне очень понравился фильм, потому что он очень легкий. Он о любви, он о музыке. Такой себе мини-концерт группы "Maroon 5", которую многие любят, я думаю. Он о разбитых сердцах, но в то же время о сбывшихся надеждах.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: В следующей четверти часа – о том, на что идут актеры, чтобы заполучить желанную роль.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей, присоединившихся к нам только что. Итак, в этой четверти часа мы говорим о том, на что идут актеры ради заветной роли в кино. Ведь всем давно известно – увы, сейчас недостаточно иметь просто актерский талант. Также необходима правильная физическая форма. Поэтому многие актеры идут на радикальную потерю или набор веса, что, безусловно, негативно сказывается на их здоровье. Но впоследствии и страдания, и потеря формы окупаются подъемом по карьерной лестнице и на кассовых сборах. Так кто же они, эти люди, наиболее изменившие свое тело ради заветной роли?

Мэтью Макконахи

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Макконахи уже получил большое число наград за роль в "Далласком клубе покупателей", к которому он готовился, употребляя только диетическую колу, яичные белки, курицу и бессчетное количество тапиоки. От такой жесточайшей диеты актер похудел на 23 килограмма. Правда, потом он выиграл две премии Гильдии киноактеров за лучшую мужскую роль и получил "Золотой глобус" за лучшую мужскую роль в жанре драма. Он также был номинирован на "Оскар" за лучшую мужскую роль в том же году.

Джаред Лето

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Также в "Далласком клубе покупателей" снялся и Джаред Лето, которому тоже пришлось садиться на диету и худеть на 15 килограммов, чтобы исполнить роль транссексуала, больного СПИДом.

Цитата: Я похудел до 53 килограмм или около того. По большому счету, я просто отказался от еды. Я ел очень мало. Я уже совершал подобные метаморфозы с весом, но на этот раз все было иначе. Думаю, роль наложила определенные обязательства. Но важно было ощутить, как этот эффект скажется на мне, на том, как я хожу, что говорю, кто я, как я себя чувствую. Знаете, в таком состоянии чувствуешь себя очень слабым и хрупки, ощущаешь себя в опасности.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата Джареда Лето. Напомню, что актер уже проводил подобные, правда все же несколько иные, метаморфозы со своим телом. В фильме "27 глава" Лето нужно было потолстеть для роли убийцы Джона Леннона Марка Дэвида Чэпмена. Тогда актер поправился на целых 30 килограммов. Напрашивается вопрос: что же он ел? Вам не понравится то, что я скажу. Актер поедал мороженое, смешанное с маслом, и совершал прочие извращения, чтобы прибавить в весе.

Том Хэнкс

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: На съемках фильма "Изгой" в 2000 году Тому Хэнксу пришлось сесть на жесткую диету. Всего за 4 месяца актер исхудал на 25 кило. Актер признается, что даже не представлял, как это возможно, и мечтал о каком-нибудь препарате, который можно принять – и сразу сбросить, сколько нужно. Однако терпение и диета все-таки позволили актеру похудеть.

Роберт де Ниро

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Роберт де Ниро установил рекорд для своего времени, набрав почти 30 килограмм, чтобы исполнить роль боксера Джейка Ламотта в "Бешеном быке" режиссера Мартина Скорсезе. Это был 80-й год. По сюжету фильма, изначально герой де Ниро был где-то на 10 килограммов больше актера в обычной жизни. Однако, по большей части, благодаря мышечной массе. Ну а потом вышедший на пенсию Джейк Ламотта стал настоящим толстяком. Для того чтобы де Ниро набрал необходимую форму, производство фильма остановили на 4 месяца, на протяжении которых актер поправился еще на 27 килограмм. Лишний вес серьезно ударил по здоровью де Ниро – у него начались проблемы с дыханием. Однако игра стоила свеч, ведь за роль в картине "Бешеный бык" актер получил "Оскар" и потом благополучно похудел.

Винсент Д’Онофрио

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Предыдущий рекорд кажется не таким уж впечатляющим, если рассмотреть роль Винсента Д’Онофрио в ленте Стэнли Кубрика "Цельнометаллическая оболочка", для которой актер набрал целых 32 килограмма и стал весить 130 кило. Для этого ему понадобилось 7 месяцев и тонны жирной нездоровой пищи. При этом уже через 9 месяцев после "Цельнометаллической оболочки" актер снимался в фильме "Приключения няни" в роли похожего на бога Тора атлетично сложенного механика. Для этого ему пришлось дни напролет проводить в спортзале. Бедняга.

Мэтт Дэймон

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: На счету Мэтта Дэймона – несколько перевоплощений. В 96 году, чтобы сыграть наркомана в картине "Мужество в бою", актер потерял 22 килограмма. Дэймон признается, что тогда зашел слишком далеко с потерей веса. Актер прошел 100-дневную интенсивную программу тренировок и строгой диеты, которая в конечном итоге привела к приступам головокружения, и Мэтту пришлось восстанавливаться после съемок при помощи медикаментов. Через 13 лет после такого болезненного похудения Мэтт Дэймон снова взялся за старое. В фильме "Информатор" Стивена Содерберга актер предстает перед зрителем в довольно пухленьком виде. Он набрал почти 15 килограмм для роли. По признанию Дэймона, помогло ему в этом любимое еще со студенческих лет пиво.

Бенисио дель Торо

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Если Джонни Деппу для роли в "Страхе и ненависти в Лас-Вегасе" Терри Уильямса пришлось побриться наголо, то его партнеру Бенисио дель Торо, отвязный герой которого характеризуется не иначе как прообраз Всевышнего, понадобилось нечто совершенно иное – набрать 18 кило. Жертвы оказались не напрасны. Столь же эксцентричную, но при этом убедительную пару наркоманов в кино тяжело вспомнить.

Рассел Кроу

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Для Рассела Крову изменения в весе для роли – дело привычное. Для съемок в "Своем человеке" актер наел лишних 15 килограммов, затем сбросил уже 20 для "Гладиатора", Рекордом же для него является набор 29 килограммов для роли высокопоставленного ЦРУшника в боевике "Совокупность лжи".Трансформация далась Кроу, по его же словам, без особых проблем. А быть полным актеру даже понравилось. Ну еще бы! Позволять себе ежедневно всяческие пирожные и вкусные гамбургеры с картошкой фри и получать за это деньги. Ну скажите, разве это не сплошное удовольствие? Но повышение уровня холестерина, которое врачи обнаружили некоторое время спустя у Кроу, отнюдь не порадовало актера.

Райан Гослинг

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: У главного героя фильма "Дневник памяти" случилась совершенно другая история. Он не получил роль благодаря набранному весу, а потерял ее. Да-да, речь идет о съемках картины "Милые кости", где актер должен был исполнить роль скорбящего отца Джека. Райан почему-то решил, что для того, чтобы его герой был убедительным, он должен быть непременно толстым. Однако видение Гослинга не совпало с режиссерским, и актер был попросту уволен.

Майкл Фассбендер

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: После эффектного появления в фильме "300 спартанцев" Майкл Фассбендер вновь заставил говорить о себе ролью-экспериментом в драме "Голод" Стива Маккуина. Будущий молодой Магнето (Фассбендер) выиграл приз за лучшую мужскую роль на церемонии вручении премии Британского независимого кино за роль Бобби Сенса, республиканского заключенного, который в знак протеста против произвола властей заморил себя голодом в 1981 году. Для съемок актер похудел на 19 килограммов. Количество кило вроде бы небольшое, но на экране герой Фассбендера выглядел очень истощенным. Какое же первое блюдо съел Фассбендер после окончания съемок, как вы думаете? Не гамбургер и не ростбиф. Это были суши.

Рене Зеллвегер

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Рене Зеллвегер – одна из немногих актрис, не боящаяся ради ролей регулярно экспериментировать со своим весом. Работая над образом Бриджит Джонс в одноименном фильме Бибана Кидрона, Зеллвегер, не склонная к полноте, набрала 13 килограммов, которые затем были оперативно сброшены специально для мюзикла "Чикаго". Две номинации на "Оскар" не заставили себя ждать, как, впрочем, и очередное преображение актрисы. Спустя год после "Чикаго" Зеллвегер опять поправилась, теперь уже на 15 килограмм для съемок "Бриджит Джонс: Грани разумного". Затем ходили упорные слухи, что у актрисы проблемы со здоровьем.

Шарлиз Терон

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Красотка Шарлиз Терон изменилась почти до неузнаваемости в фильме 2003 года "Монстр". Помимо грима, сбритых бровей и вставной челюсти, актриса набрала почти 15 килограмм, чтобы перевоплотиться в серийную убийцу Эйлин Уорнос. Картофельные чипсы и пончики настолько надоели актрисе, что она еще долго не могла смотреть в их сторону. Но полученный за эту роль "Оскар", как она сама сказала, этого стоил.

50 Cent

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Этот известный рэп-исполнитель, чтобы создать достоверный образ больного раком спортсмена в драме "Разные вещи", сел на жесткую диету, благодаря которой потерял 24 килограмма. Поступок, однако, мало кем был оценен по достоинству. Фильм даже не вышел в прокат.

Колин Фаррелл

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Роль обожженного войной фотокорреспондента в фильме "Сортировка" Даниса Тановича стала для Колина Фаррелла серьезным испытанием, поскольку потребовала от актера расстаться с 20 килограммами. Увы, как и в случае с фильмом 50 Cent, картина прошла мимо внимания зрителей.

Кристиан Бейл

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Пожалуй, самым шокирующим похудением на экране может похвастаться Кристиан Бейл, исполнитель роль Бэтмена в "Темном рыцаре". В психологическом триллере "Машинист" от актера в прямом смысле остались кожа да кости. Чтобы настолько похудеть, Кристиан практически ничего не ел. Его ежедневный рацион ограничивался чашкой кофе, яблоком или банкой тунца. И всего за 4 месяца он сбросил 45 килограмм. Это звучит просто нереально. Однако картинка говорит сама за себя. Самое интересное, что сразу после съемок в "Машинисте" Бейлу предложили стать Бэтменом у Кристофена Нолана. Ради этой роли актер начал интенсивно набирать вес, и за менее чем полгода довел его до 100 килограмм.

Руни Маара

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Еще одной радикальной сменой, только не веса тела, а скорее всего имиджа отличилась Руни Мара ("Девушка с тату дракона"), где она сыграла Лисбет Саландер. Если вы посмотрите на фото актрисы, то просто не поверите, что Руни Мара в жизни и, собственно, девушка с тату дракона – это одно и то же лицо. Актриса в жизни выглядит как правильная английская школьница, коих она в свое время переиграла великое множество. В фильме же тут не говорить надо, а смотреть. Она там не то чтобы другая, это, как бы сказать, и не она вовсе. Посудите сами: ради роли Мара сбрила брови, остриглась под панка, проколола каждое из ушей в четырех местах, сделала пирсинг в губах, носу и соске, а также похудела на 5 килограммов. Дракона на спине ей, по правде говоря, все-таки нарисовали. Помимо продырявленных различных частей тела, Руни пришлось ежедневно посещать спортзал. Актриса отличается худобой, а ее решительная бисексуальная героиня – брутальной мускулистостью. Но самым большим шоком для актрисы было лишиться бровей. "Я себе в зеркале вообще не узнавала. Но знала: это поможет войти в роль", – вспоминает актриса. Кстати говоря, брать Руни на роль режиссер совсем не хотел. Но она своим самопожертвованием и актерским талантом его убедила и обошла таких звездных конкуренток как Натали Портман, Скарлет Йоханссон и номинантка на "Оскар" Дженнифер Лоуренс. Актеры многим жертвуют ради ролей, поэтому к этой теме мы еще будем возвращаться. Ну а пока мы прервемся на небольшую паузу, после которой – о комедии, которая празднует 30-летний юбилей – "Любовь и голуби".

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Здравствуйте! Ровно 30 лет тому назад, а именно в 1984 году режиссер Владимир Меньшов создал комедию "Любовь и голуби", фразы из которой стали народными крылатыми выражениями. Я обратилась к слушателям Радио Вести привести самые любимые.

Мужчина: Очень нравится "Ты проголодался, любимый? Давай. Давай поедим". Или "Как, ты уходишь к этой горгоне?" – "Нет, я к жене".

Мужчина: Сцена, когда пришла любовница разбираться с женой, и там из этой истории, как она начала "Эх, Людка! Ах, Людка!".

Мужчина: Кино, конечно, бомба. Но цитат – весь фильм. "Людка! А. Людка! Деревня!"

Женщина: Фільм дуже подобається. Я дивилася дуже багато разів. "Ах ты сучка крашеная!" – "Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет". Це просто цитата, але мені весь фільм подобається.

Женщина: Я не могу так однозначно сказать, что нравится или не нравится, но что-то в нем есть. Из цитат самое очевидное, конечно, про сучку крашеную, сразу оно всплывает в голове. Но еще "Инфаркт микарда. Отакой рубец". Но там дядю Митю вообще можно цитировать и цитировать.

Женщина: "Митюнюшка!" и "Сашунечка!".

Мужчина: "Я бы еще пару раз кусочком отравился".

Мужчина: Равнодушен к фильму "Любовь и голуби".

Мужчина: "Любовь и голуби" – це єдиний фільм, який мені не подобається з усіх російських. От я його не люблю. От я його з початку, з середини, з кінця дивився, намагався щось смішне, дотепне знайти. Але всі якісь жарти – вони якісь недолугі, чесно кажучи, в цьому фільмі.

Женщина: "А сколько бабке лет?" – "На 3 года старше. Вот и считай".

Женщина: Ну, цитаты, что там можно? "Людка! А, Людка!".

Мужчина: "Фигура вторая. Печальная".

Женщина: Боже, по-моему, этот фильм – одна сплошная цитата. "Девушки, уймите вашу мать!", "Людка! А, Людка!", "Вот зараза!", "Сучка ты крашеная!" – "Почему крашеная? Это мой натуральный цвет?".

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: В основе фильме – реальная история семьи Василия и Надежды Кузякиных, живших на родине автора одноименной пьесы Владимира Гуркина, в городе Черемхово, Иркутской области. Вот как это было в фильме.

Журналист: Жена Надежда в своем желании оторвать мужа Василия от голубятня, отправляет его на отдых на курорт. И вдруг там, на морском побережье, непьющий и честный Василий знакомится с Раисой – женщиной одинокой и многое в этой жизни повидавшей. Раиса Захаровна очень быстро понимает, что Василий – это самое оно. А Василию в силу простоты как-то неудобно ответить отказом умной, по его мнению, женщине. Поэтому он уходит от жены.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Далее начинается такое, что рассказать в кратком содержании довольно сложно, да и не имеет смысла. Разве такое перескажешь? Лучше в очередной раз пересмотреть кино. Кстати, всенародно любимой комедии "Любовь и голуби" могло и не быть. А все благодаря случайности, как это часто бывает. Режиссер Владимир Меньшов как-то оказался в театре на спектакле "Любовь и голуби" с Ниной Дорошиной в главной роли. И как потом в многочисленных интервью говорил режиссер, "я сразу понял, что нашел именно то. Спектакль так захватил меня, что я уже на следующий год приступил к съемкам". Вот как это было на сцене театра "Современник". В роли Василия Меньшов видел именно Александра Михайлова. Но актер был сильно занят на съемках других проектов, поэтому от роли в комедии "Любовь и голуби", увы, отказался. Кроме того, кандидатура Михайлова вызывала сомнения у худсовета, ведь он всегда играл положительных героев, а тут какой-то простой деревенский мужик, да еще и из семьи уходит. Поэтому пришлось Меньшову пробовать и других претендентов: Бориса Сморчкова и Виктора Борцова. Режиссера даже уговаривали сыграть Василия самому, от чего Меньшов активно отказывался. Ведь Вася из "Любовь и голуби", по его мнению, был совсем другим.

Цитата: "Я уже сам не знал, какой именно Вася мне нужен. Ведь только Михайлов был, по моему мнению, органичным в этом образе. Я уже не знаю, что делал бы, но Саша приехал на съемки буквально в последний момент. И когда произнес первые слова, я наконец-то с облегчением вздохнул: вот он, мой Вася.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Так говорил Владимир Меньшов о своем Васе, которого сыграл Александр Михайлов. Стоит заметить, что в роли супруги Кузякина Надежды Меньшов видел кого угодно, но только не Нину Дорошину, блестяще игравшую свою героиню на сцене "Современника". И понятно, почему – не хотел повторять театральную постановку. В роли Надежды Меньшову виделась Любовь Полищук, которая идеальна в то время подходила по возрасту и темпераменту. Почему же актриса не сыграла эту роль – ныне не известно. Меньшов пригласил на пробы также и Дорошину. Режиссер утверждает, что ему очень сложно было работать с этой актрисой.

Цитата: "Она оказалась для меня самой трудной актрисой. Нина уже не могла ничего переделать в своей роли, поскольку у нее уже сложился образ Надежды, которую она раз 7 в месяц играла в театре. На изменения шла с большим трудом".

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата от Владимира Меньшова. На роль Раисы Захаровны режиссер искал манерную даму. Предложил роль Татьяне Дорониной, но та почему-то испугалась играть такую героиню. Потом пробовал Ольгу Яковлеву и, конечно же, свою жену Веру Алентову. Но ее как раз в тот момент утвердили на роль в другом фильме. В результате группа уехала в экспедицию в Медвежьегорск, где снимали блок о деревенской жизни героев, так и не решив вопрос, кто же будет играть разлучницу Раису Захаровну. И вдруг, уже в процессе работы, пришла идея пригласить Людмилу Гурченко. Актрису, которая в это время отдыхала в Пицунде, разыскали, дав срочную телеграмму. И Людмила Марковна, пожертвовав отдыхом, приехала на пробы к Меньшову. Дядю Митю тоже искали долго, пока режиссер не вспомнил, как Сергей Юрский, будучи еще совсем молодым 30-летним, блестяще играл старика в Питерском БДТ. Складывалось одно к одному. Появился Юрский, и тут же решили позвать его жену, актрису Наталью Тенякову. Хотя уговаривали ее долго. Тенякова не любила сниматься и очень критично относилась к тому, как она выглядит на экране. Но когда поняла, что с помощью пластического грима спрячут ее за внешностью старухи, согласилась. К тому же Меньшов соблазнил ее грибами. Пообещал, что там, где будут проходить съемки, их будет очень много. Кстати, не обманул. В Карелии, а съемки проходили именно там, грибов – фантастическое количество. Поэтому в свободное время супруги Юрский и Тенякова ходили их собирать, и вечерами в гостинице шкварчали сковородки, – вспоминает Меньшов. Что характерно, веселым старичкам Наталье Теняковой и Сергею Юрскому было еще далеко до преклонного возраста своих героев. Ей тогда не исполнилось и 40, ему еще не было и 50. Ну а роль ведущего, объявляющего номера, Владимир Меньшов придумал прямо во время съемок и сам ее сыграл. Правда, для завершения образа героя требовался чуб, торчащий из-под косо надетой кепки. Его изготовили из того, что нашлось на площадке, точнее из парика Людмилы Гурченко, надетого задом наперед. Для съемок всенародно любимого фильма режиссер долго подыскивал подходящий пейзаж в сибирской тайге. Как-то проезжая на машине мимо Медвежьегорска, режиссер Владимир Меньшов остановился на берегу реки Кумсы и был пленен красотой тех мест. А помощники режиссера нашли именно здесь нужную натуру, очень напоминавшую сибирскую. Так и решили задержаться в этом месте на полтора месяца. Дом принадлежал кому-то из местных жителей, которые, кстати, во время съемок продолжали жить у себя дома. А вот голубятню семьи Кузякиных построили всего за несколько недель. Причем строительством занимались местные жители. На протяжении долго времени после окончания съемок фильма "Любовь и голуби" дом показывали туристам. Сейчас же он находится в плачевном состоянии. Что же касается голубятни, то она была разрушена самими хозяевами дома. Потому что дети все время забирались туда поиграть, а он находился на приличной высоте. Вот и обезопасили детей, разобрав домик голубей. Курортные сцены снимали в Батуми. Поскольку съемки в Медвежьегорске затянулись, то киногруппа приехала на юг уже поздней осенью, в октябре. Температура воды тогда была очень низкой – всего 14 градусов. Поэтому актер Александр Михайлов даже забыл слова, когда окунулся в воду. Самый сложны грим пришлось накладывать актрисе Наталье Теняковой, сыгравшей бабу Шуру. Напомню, актрисе на момент съемок было всего лишь 40 лет. К слову, Нина Дорошина была старше ее на 10 лет. Но при помощи гримеров Тенякову успешно состарили.

Цитата: "Многое придумывалось прямо на съемках. Я знал, про что будет сцена, но не знал, как ее снять. И только когда отступать было некогда, оставалось 30 минут до команды "Мотор!", садился за сценарий. В фильме много и актерских импровизаций. Больше всех над выдумками хохотал я. Хотя это считается плохой приметой. Суеверные кинематографисты считают: если снимаешь комедию и сам смеешься, значит – зрителю будет неинтересно. Но я ничего не мог поделать – надрывался до колик в животе даже на десятом дубле.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата от Владимира Меньшова. До последнего режиссер не знал, как снять сцену драки Надежды и Раисы Захаровны. Сначала все должно было происходить в кадре. Но после репетиций Владимир Валентинович понял: выходит не слишком красиво. Тогда и решил спрятать дерущихся женщин за занавесочку. А спрятав, тут же придумал следующий ход. Когда занавес открывается, в руках у героини Дорошиной оказывается красный помпон от несуразной беретки разлучницы. А еще Меньшов хотел, чтобы в фильме были танцы. Мечтал выстроить параллельную танцевальную линию. И так всем этим надоел, что когда на три дня уехал из экспедиции в Москву, группа соорудила в Медвежьегорске танцевальную площадку. Актеры учились танцевать, вызвали самодеятельный ансамбль из Карелии, хореографа из Москвы. Но тот так усложнял па, что в конце концов Меньшов сам взялся за хореографию и поставил ручеек в исполнении Дорошиной, Теняковой, Юрского и Лисовской. Сейчас мы прервемся на небольшую паузу, после которой продолжим вспоминать любимый фильм "Любовь и голуби" в программе "За кадром".

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Здравствуйте! Мы продолжаем говорить о комедии "Любовь и голуби" Владимира Меньшова, которая в этом году празднует юбилей – 30 лет. В последний момент режиссер придумал, что во время сцены любви Надежды и Василия на берегу реки распустится сухое дерево. Нашли фокусников. Те накрутили на дерево волшебные трости и дергали их за веревочки. А те расцветали пышными цветами. Не давала покоя Меньшову и квартира, в которой живет Раиса Захаровна. Режиссер уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно. "Я когда-то увидел подобное в одной квартире. Большая дубовая дверь, а в ней окошко, через которое подаются блюда. В "хрущевке" нашей героини это выглядело забавно, если не нелепо". Добавила красок и Людмила Гурченко. Для начала, привлекла к съемкам собственную собачонку, а потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит кактусы. За эту деталь Меньшов тут же ухватился – и жилплощадь разлучницы уставили растениями, о которые постоянно кололся неверный Василий. Были и неудачные дубли, которые, к счастью, сохранились, и над которыми мы можем посмеяться, ведь актеры тоже люди и тоже забывают текст. На съемках было много импровизации. Об одной из них Владимир Меньшов вспоминал в программе Андрея Малахова "Пусть говорят".

Владимир МЕНЬШОВ: Наш кусочек там, когда вы с ней как раз на берегу моря, и родилась… папа очень хотел мальчика, а родилась девочка. И я тебе говорю, тут же импровизация пошла, говорю: очень хорошо, скажи, а как назвали? – "Кого?" – "Девчушку-то". – "Ну ладно, Володя, ну бред какой-то. А чего это я буду такую ерунду говорить?".

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Собрать всех актеров вместе на одной площадке бывало задачей не из простых. Один приезжал на съемки, другой уезжал на спектакль. И так постоянно. Для финальной сцены, чтобы собрать всех артистов, пришлось даже использовать вертолет. Дорошину уже в воздухе гримировали. Приземлившись, она сразу входила в кадр. А через 20 минут Михайлов улетал в Москву. Теперь что касается живности в кадре. Собака хозяев, в доме которых происходили съемки, снялась в одном из эпизодов фильма. А что касается голубей, то они на съемках были дрессированные, так что особенных хлопот группе не доставляли и все команды выполняли слаженно. Кроме одного случая. В финале летит стая голубей, а один из них резко пикирует вниз. "Сняли мы их полет в небе, потом подзываем голубя, а он ни в какую. Потратить много пленки на этот кадр я не мог, – вспоминает Меньшов. – Съемку остановил. Но когда посмотрел материал, выяснилось, что один голубь все же ненадолго отстает от стаи. Этого оказалось достаточно", – вспоминает Меньшов. А вот сцены в интерьере дома Кузякиных и квартиры Раисы Захаровны снимались в Москве. Это сейчас, когда пленка намного лучше, нужно меньше света, поэтому и стали снимать в настоящих интерьерах, – рассказывает режиссер. Тогда же это было просто невозможно – только в декорациях. На одну молнию за окном, когда Надежда читает письмо от мужа, ушло столько времени… Да что там молния! Куда более сложной сценой оказался выход Василия из дома на курорт. В фильме герой прощается с домашними, открывает дверь и тут же падает в море, где уже плавает Раиса Захаровна. На словах выглядит просто. На деле – одна из сложно продуманных декораций и опасный трюк. Съемка этого эпизода проходила в Кобулети, на двухуровневом пирсе. Для начала выстроили часть декораций дома, прикрепили ее к подъемному крану, стоящему на верхнем уровне пирса. Когда Михайлов открывал дверь и падал, кран тут же поднимал декорацию. А в это время водолазы под водой сдирали с актера костюм – и через секунды он уже всплывал на поверхность, знакомился с дамой и выходил на пирс. Эта часть должна быть снята безостановчно, одним куском. Кстати, в этом эпизоде есть еще один кинематографический обман. Потому что осенью (именно тогда снималась эта сцена) Владимир Меньшов заставил сыграть артистов жаркое лето. Нагнали массовку, которая по команде заныривала в 14-градусную воду. Труднее всего было Людмиле Гурченко. Для нее, оказывается, нет ничего страшнее холода. Но она выдержала не только первый, но и второй дубль, который режиссер решил сделать для подстраховки. Чтобы поддержать актеров, Меньшов сам потом запрыгнул в море. Как вспоминает, вода была обжигающе холодной. Зато после этого все дружно согревались водкой. Кстати, о спиртном. Его в фильме столько, что картину даже собирались запретить, – вспоминает актер Сергей Юрский.

Сергей ЮРСКИЙ: Володю Меньшова отстранить хотели вообще от того, чтобы выпускать картину, чтобы он переделывал. Шла борьба с пьянством. На экране появляются пьяные люди, прежде всего я был. Мы действительно в кадре пили. Меньшов тоже нашелся хорошо. Он сказал: "Знаете что? Раз государство борется с пьянством, вот что: мы сделаем, что он выпивает одну кружку", о чем и сообщили по линии. Когда мы писали письмо Горбачеву о том, что как это отстранить Меньшова от картины? Да мы ни с кем больше не захотим встретиться вообще.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Критики в адрес Меньшова за этот фильм было действительно много. Члены худсовета тогда обвинили режиссера в безвкусице. Замечания были что-то вроде "Подумать, целесообразна ли сцена с цветами на дереве?", "Сократить количество выпивок", "Сократить танцы. Очень нудно", "Интеллигентные Тенякова и Юрский играют таких неинтеллигентных людей". "Мы попали под каток антиалкогольной кампании, набравшей к тому времени серьезные обороты, – вспоминает Владимир Валентинович. – От меня требовали исправить картину, выкинуть все сцены, где присутствует бутылка, и вообще всего дядю Митю, так как он постоянно находится под шафе". Меньшов отказался резать фильм, и тогда его в приказном порядке даже отстранили от работы. Правда, потом все же сменили гнев на милость. Однако режиссеру таки пришлось взять в руки ножницы. Так уменьшилась жизнь Василия в квартире у Раисы Захаровны, его взаимоотношения со стиральной машиной и исчез сон Кузякина. "Любовь и голуби" вышла на экран почти через год после завершения съемок, без рекламы, ярких плакаты и публикации в прессе. Ее не посылали ни на один фестиваль. Лишь через несколько лет Владимир Меньшов показал картину на фестивале комедийных фильмов в Испании, и тут же получил главный приз. "Конечно, жаль, что у фильма такая непростая судьба, – признает он. – Уверен, что он смог бы завоевать много наград". Впрочем, "Любовь и голуби" и так заслужил главную награду – народную любовь. А разве может быть что-то выше этого? Это была программа "За кадром" с Викторией Хмельницкой. Хороших вам фильмов и до встречи в кинотеатре.

Читать все