СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"За кадром", 9 августа

За кадром35 лет фильму "Москва слезам не верит" и дружба между звездами

Стенограмма эфира на Радио Вести

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей Радио Вести. Итак, сегодня в программе: звездная актерская дружба – Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуаер, а также Николь Кидман и Наоми Уоттс. Кроме того, о том, как снимался любимый фильм «Москва слезам не верит», снятый ровно 35 лет назад, уже через 30 минут. А теперь подробнее. 

Старая поговорка гласит – скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты. Действительно, по тем людям, которых мы выбираем для общения, можно многое сказать и о нас самих. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что и актеры выбирают в друзья себе подобных. Что их сближает? Наверное, все происходит, как и у всех нас. С одними они общаются, потому что очень похожи. С другими – потому что у них можно чем-то научиться. А третьи умеют очень хорошо слушать. Люди сближаются на фоне общих интересов, общности взглядов, да и мало еще почему. Главное, чтоб друг всегда был рядом в трудную минуту. Итак, в этой четверти часа – звездная актерская дружба. 

Бен Аффлек и Мэтт Деймон. Бен Аффлек м Мэтт Деймон дружат с детства. Они жили рядом в двух кварталах друг от друга. Вместе ходили на кинопробы, вместе крутились в массовках фильмов, надеясь на что-то большее, но все безуспешно. Ненадолго их пути разошлись. Деймон поступил в Гарвард, а Аффлек поступил в университет Верманта, бросил учебу и отправился в Голливуд. Но успех к друзьям пришел, когда они вновь воссоединились. В 1997 году они вместе написали сценарий, удостоившийся Оскара, Золотого глобуса и премии Гильдии сценаристов Америки. Так на свет появилась драма «Умница Уилл Хантинг». Картина была невероятно успешна в прокате и заработала 225 миллионов долларов. Кстати, друзья даже бросали жребий кто же будет играть их героя. И он выпал Мэтту. Но с тех пор для закадычных друзей была открыта дорога в большое кино. Правда, стоит сказать, что успех Деймона сыграл с Аффлеком злую шутку. И зрители, и продюсеры стали воспринимать его, как просто того второго человека из «Умницы». Актера накрыла волна славы только после его участия в высокобюджетном «Армагедоне» Майкла Бэя. На ее гребне Аффлек вместе с Демоном вместе снялись в фантастической комедии Кэвина Смитта «Дома». Картина также имела большой успех. При скромном бюджете в 10 миллионов ,она собрала в прокате 30 миллионов. Но снимать кино Аффлеку, как режиссеру, продюсеры по-прежнему не предлагали. Они говорили как-то так: «Бойфренд Дженифер Лопес, друг Мэтта Деймона не плохой актер, но при чем здесь режиссура?».

И вот в 2006 Аффлек сыграл трагически погибшего актера Джорджа Ривза в фильме «Смерть Супермэна» и был номинирован на несколько премий, в том числе Золотой глобус. Только тогда критики стали воспринимать Бена всерьез. Фильм «Прощай, детка, прощай», где Аффлек наконец-то выступил режиссером, получил признание киносообщества и две номинации на Оскар и Золотой глобус. А картина 2010 года «Город воров» была показана на Венецианском кинофестивале, а также в Торонто. Этот фильм получил номинацию на Оскар и Золотой глобус, а ассоциация сценаристов Америки вручила режиссеру ленты Аффлеку приз за лучший сценарий. Карьера Мэтта, между тем, также стремительно шла в гору. После «Умницы Уилла Хантинга» Дэймон сыграл в фильме «Спасти рядового Райяна» Стивена Спилберга. Стоит ли напоминать, что фильм был успешными? Судите сами – 5 премий Оскар. После у друга Аффлека также были только успешные картины – трилогии про «Джейсона Борна», «Друзья Оушена» и безусловно, «Железная хватка». Стоит сказать, что на отношениях друзей взлеты и падения друг друга некоем образом не отразились. Актеры и по сей день близко дружат и мечтают о совместных проектах. 

Леонардо ДиКаприо и Тоби Магуаер – еще один пример крепкой мужской дружбы в Голливуде. ДиКаприо и Магуаер остаются хорошими друзьями в течении почти 25 лет. Все началось еще в подростковом возрасте, когда юные актеры вместе проходили прослушивание для одной и той же роли в конце 80-ых годов.

Леонардо ДиКАПРИО: После того, как я встретил Тоби на прослушивании, я почувствовал, что захотел, чтоб этот парень стал моим другом. Он был просто великолепен в сцене с Вупи Голдберг. Помню, как я подошел к нему и сказал – мне нравится, как ты играешь, я тоже так хочу. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата Леонардо ДиКаприо. Юные актеры быстро подружились, поклявшись помогать друг другу во всем. Эти слова не были пустым звуком. Получив главную роль в телевизионной комедии «Родители», ДиКаприо обратился к создателям с предложением снять Магуаера в качестве приглашенной звезды. Стоит сказать, что к ДиКаприо тогда прислушались. Затем они всего несколько минут мелькнули, но все же вместе в картине «Жизнь этого парня» в 93 году. А в 95 снялись в драме о подростках из Лос-Анджелеса «Кафе Донс Плам». За эти годы ДиКаприо и Магуаер стремились сделать что-нибудь масштабное вместе, но такой возможности не было, пока не появился «Гетсби». По словам актеров, у них действительно много общего. 39-летний Магуаер и 40-летний ДиКаприо оба выросли в Лос-Анджелесе в разведенных семьях со скромным достатком. «У нас примерно одинаковое воспитание», говорит ДиКаприо. «У обоих было очень скромное начало. Мы оба были молодыми, с большим энтузиазмом, амбициозные молодые люди, которые действительно хотели поймать удачу за хвост». Даже стремительный взлет карьеры ДиКаприо не повлиял на эту крепкую мужскую дружбу. В то время, как Лео купался в лучах славы, у Магуаера был творческий застой – не ролей, не предложений. Но ДиКаприо не уставал поддерживать друга, вспоминает Леонардо ДиКаприо. 

Леонардо ДиКАПРИО: Мы всегда очень много говорили. Представляю, как было тогда тяжело Тоби, ведь у меня было много предложений и я привык всегда советоваться с ним по каждому проекту – стоит, не стоит. И он никогда не отталкивал меня и подсказывал советом. К счастью, Тоби пошел своим успешным путем и я рад, что он не отказался от нашей дружбы в сложные для него моменты. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата актера Леонардо ДиКаприо. Путь к славе у друзей ДиКаприо и Магуаера был разным. ДиКаприо повезло больше. Сначала была успешная драма «Ромео и Джульетта», а затем «Титаник». Лео, кстати говоря, не хотел снова играть влюбленного юношу, поскольку боялся ярлыков, и совершенно не напрасно. Ведь после «Титаника» о нем многое писали, в том числе и то, что теперь ДиКаприо до самой смерти будет играть лишь героев-любовников. Но тогда именно Джеймс Кэмерон смог уговорить ДиКаприо сниматься. В итоге Лео создал удивительный образ ранимого, экспрессивного влюбленного юноши. Для многих критиков эта роль стала откровением. Съемки были тяжелыми. Кэмерон создавал эпохальное творений, но все было оправдано. «Титаник» стал одним из самых кассовых фильмов в мире. Он заработал 87 наград и 47 номинаций. Правда, самому Леонардо критики не присудили ничего, посчитав, что для 23-летнего парня вполне достаточно гонорара в 2,5 миллиона долларов и любви зрителей. Любви действительно было через край. ДиКаприо с его тяжелым взглядом и не совсем пропорциональной фигурой неожиданно превратился в секс-символа. Его портреты расходились миллионными тиражами. Актер получал сотни тысяч писем. Его осаждали поклонницы со всей планеты. Однако, самому актеру радости это не принесло. Но есть и положительный момент, ведь после взлета в «Титанике» ДиКаприо наконец-то вышел на тот уровень, к которому всегда стремился – стал сниматься с режиссерами такого уровня, как Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Клинт Иствуд, о чем свидетельствуют его последующие серьезные драматические роли, отнюдь не героев-любовников в таких картинах, как «Авиатор», «Остров проклятых», «Поймай меня, если сможешь» и «Отступники».

Что же касается Тоби Магуаера, то он стал популярным с помощью других известных драм – «Ледяной шторм», «Вундеркинды», «Правила виноделов». Но то было только начало. Ведь настоящая популярность к нему пришла в фильме «Человек-паук». Мечта друзей актеров оказаться вместе на съемочной площадке осуществилась только недавно, в прошлом году в фильме База Лурмана «Великий Гетсби». Когда Магуаера спросили может ли он представить, как роль Ника Каравея и Джея Гетсби исполняют другие актеры, он честно ответил: «Я не могу». Что же касается ДиКаприо, то он описал выбор актеров, как очень естественный. Далее цитата от Леонардо ДиКаприо.

Леонардо ДиКАПРИО: Рискуя сыграть в фильме такого масштаба и пытаться приспособиться к игре в таком уважаемом знаменитом романе, как «Великий Гетсби», мне было бы гораздо сложнее, если бы у меня не было такого надежного союзника, как Тоби. Я не знаю, нырнул бы я в этот процесс так же легко, если бы рядом не было его поддержки. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Баз Лурман называет их союз, как истинное партнерство и истинная дружба. Далее цитата режиссера. 

Баз ЛУРМАН, режиссер: Не могу представить никого другого в роли Ника Каравея – только Тоби. Потому что он может с легкостью воссоздать любой сложный образ. Его отношения с Лео действительно не пустой звук. Мы все знали, что если мы собираемся пройти через это путешествие, то у нас есть огромный плюс, потому что мы все друзья. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата режиссера картины «Великий Гетсби» База Лурмана. По словам ДиКаприо, на «Гетсби» друзья поклялись быть честными друг с другом. И дружба очевидна и в фильме. Как Гетсби, ДиКаприо воплощает свою харизматическую ауру замечательно. А как Каравей, Магуаер является крепким орешком для воспроизведения на экране прозы автора романа Скотта Фиджеральда. «Я не могу сказать вам, какое бесчисленное количество раз на съемочной площадке мы делали сцену, а потом спрашивали друг друга: «Что ты думаешь по этому поводу? Как я играл, как ты думаешь?»» - рассказывал потом ДиКаприо. «У нас были свои очень четкие, частные разговоры обо всем. Магуаер считает, что кинобизнес прекрасно вписывается в их отношения. Да, конечно же, успех друга способен вызвать тщеславие, говорит он, но мы умеем радоваться и болеть друг за друга». Когда Магуаер играл травмированного ветерана афганской войны в 2009 в мелодраме «Братья», ДиКаприо устроил вечеринку, чтоб отпраздновать премьеру. Тогда еще ходили слухи, что Лео затеял этот вечер для того, чтоб помочь Магуаеру получить номинацию на Золотой глобус за лучшую мужскую роль. Хотя Магуаер женат, имеет двоих детей, но до сих пор друзья находят время на мужские развлечения. «Мы такие же, как любые другие приятели», говорит Магуаер. «Мы очень много смеемся и болтаем, нам нравится делать много вещей, у нас много общего, например – баскетбол. Нам нравится играть и говорить о баскетболе». На баскетбольной площадке, где они часто играют, конкурентоспособность наконец и проявляется. ДиКаприо называет Магуаера стратегом. Он всегда найдет способ, говорит Лео, чтоб выиграть. И это то, что произошло и в его жизни тоже. 
Сейчас мы прервемся на короткую паузу, а уже в следующей четверти часа я расскажу о женской дружбе между актрисами Николь Кидман и Наоми Уоттс. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей Радио Вести. Мы продолжаем говорить о звездной дружбе. Должна сказать, что крепкая мужская дружба от женской все же немного отличается. Во всяком случае, если сравнить дружбу двух австралиек, которые стали звездами Голливуда – Николь Кидман и Наоми Уоттс. Стоит сказать, что актрисы, хотя и считают себя австралийками и именно так себя позиционирующие, вовсе таковыми не являются. Во всяком случае, по рождению. Наоми, например, родилась в Шорхэме (Великобритания) и жила там до 14 лет, пока семья не переехала в Сидней. Если говорить об австралийских корнях, то у актрисы австралийкой была бабушка. Так что, вполне понятно, почему актриса говорит, что она австралийка, выросла то она именно там. Что же касается Николь Кидман, то она также родилась не в Австралии, а на Гавайях. А раннее детство и вовсе провела в Вашингтоне. Когда актрисе было 4 года, родители рожденные в Австралии, решили вернуться на родину. Николь в тот период начала заниматься балетом. Именно увлечение танцами привело ее в австралийские театр для молодежи, а затем и в театр Филипп Стрит, где будущая актриса также совершенствовалась в вокальном искусстве и изучала историю театра. Николь продолжила образование в женской средней школе северного Сиднея, где и началась дружба будущих звезд Голливуда Николь Кидман и Наоми Уоттс. Хотя, есть и другая история их знакомства, которая гласит, что девушки познакомились в возрасте 15 лет (столько было Наоми) и соответственно, 16 Кидман, которая всего на год старше, в студии австралийского телевиденья, куда девушки пришли на пробы рекламы бикини. По легенде, пройдя кастинг, девушки отправились домой, взяв одно такси на двоих, что ознаменовало рождение новой крепкой дружбы. Где именно они познакомились, думаю, не столь важно сейчас. Гораздо важнее их многолетняя дружба. А дружат актрисы уже 30 лет. Совсем недавно Наоми призналась в одном интервью, что именно Николь Кидман мотивировала ее попробовать свои силы в кино.

Наоми УОТТС: Николь уже достигла определенного успеха в Австралии, так что она всегда меня вдохновляла. Затем уже в Америке она достигла гораздо большего. Наша дружба действительно стала крепче, когда мы стали жить в США, несмотря на то, что мы знали друг друга еще в Австралии. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата актрисы Наоми Уоттс. Карьера подруг актрис развивалась по-разному. Николь Кидман в возрасте 15 лет ярко дебютировала в ремейке австралийского классического фильма «Рождество в лесу», где сыграла главную роль. Кстати, без этого фильма не проходит не один рождественский праздник. Следующей ее работой была роль второго плана в телевизионном сериале «Пятимильный ручей». Именно эта роль дала большой старт карьере Кидман. Уже к средине 80-ых Николь стремительно набирает популярность в Австралии, снявшись в успешных фильмах «Бандиты на велосипедах», «Ночь танцующих теней» и романтической комедии «Оседлавший ветер». Зрители особенно полюбили ее именно за последнюю картину, в которой было много ярких сцен с участием актрисы. Кроме того, Николь появилась в известных австралийских постановках – «мыльной опере» «Сельская практика» и мини-сериале «Вьетнам», а также «Улица Сезам» и других телевизионных постановках. 88-ой год был для Николь особенно знаменательным – актриса снялась в фильме «Изумрудный город», который получил премию Австралийского института кино за лучшее исполнение женской роли второго плана. Кроме того, Кидман сыграла главную роль в драматическом мини-сериале «Бангкок Хилтон». Фильм рассказывает историю австралийской туристки, приговоренной в Таиланде к смертной казни по ложному обвинении в транспортировке наркотиков. Игра молодой актрисы впечатлила не только зрителей, но и критиков. А права на показ сериала были куплены многими странами. В 89 году Кидман получает роль в триллере «Мертвый штиль». Она сыграла там Рэй Инграм, жену морского офицера.

Успех картины и лестные отзывы критиков прославили актрису, получившую наконец мировую известность. Журнал Verity написал тогда: «На протяжении всего фильма Кидман великолепна. Ее игра дает героине настоящую стойкость и энергию». Роджер Эбберт отметил химию между героями. Кидман и Зейн вырабатывают настоящую ненависть друг к другу в каждой совместной сцене. Картина с успехом проходит в мировом прокате. Фильм, финансировавшийся компанией Warner Brothers, был первым голливудским проектом актрисы, несмотря на австралийский актерский состав и съемочную группу. Именно после успеха «Мертвого штиля» Николь Кидман совершила дебют в американском кино. Она была приглашена в Голливуд, где получила роль в фильме «Дни грома», где она снималась вместе со своим будущим мужем, актером Томом Крузом. Ей досталась роль молодой девушки врача Клер Левицки, влюбившуюся в автогонщика в исполнении Круза. Картина стала одной и самых кассовых лент того года.

Впоследствии подруга актрисы Наоми Уоттс вспоминала, что знакомство с Томом и взаимные чувства, которые вспыхнули буквально с первого взгляда, очень помогали Николь подниматься все выше по карьерной лестнице. Ведь Том, в отличии от многих мужей актеров, не ревновал Николь к ее успеху, а всячески ее поддерживал и помогал, чем мог. Однако, вернемся к Наоми Уоттс. Ее карьера существенно отличается от звездного и стремительного шествия Николь. Еще в детстве, благодаря матери, игравшей в местном любительском театра, Наоми также увлеклась актерской игрой. Окончив школу актерского мастерства, Уоттс посещала многочисленные прослушивания. Однажды ей повезло, и в возрасте 18 лет актриса впервые дебютировала в кино. Правда, ей досталась не главная роль, как Кидман, а меленький эпизод в фильме «Только ради любви». После этого Наоми решила попробовать себя в роли модели и нанялась через агентство на работу в Японии. После года борьбы в этом бизнесе, она поняла, что это не ее и вернулась домой. Теперь она оказалась по другую сторону модельного бизнеса – стала работать корреспондентом в журнале мод. После ряда проб и ошибок в выборе профессии, она все же осознала, что ее истинное призвание – быть актрисой.

Знаменательным для Уоттс стал 91 год, когда актриса наконец-то снялась в одном фильме со своей подругой Николь Кидман, которая все это время уговаривала Наоми не отчаиваться. Убеждала, что ее роль обязательно ее найдет, надо только научиться ждать. Ожидание увенчалось успехом в работе над фильмом «Флирт», где Кидман и Уоттс сыграли взрослеющих школьниц. Картина даже получила премию Австралийского киноинститута в номинации «Лучший фильм». Затем был еще один успех – работа с еще одной будущей австралийской звездой Расселом Кроу. Правда, сама Уоттс успешной работу именно в этом сериале не считает, так как даже не упоминает его в своей фильмографии. Однако, фильм «Безбрежное Саргассово море» режиссера Флирта Джона Дайгона Наоми вспоминает с удовольствием. Хотя, у нее была там также не большая роль, но для Наоми имел значение не размер роли, а сам факт того, что режиссер, уже работавший с ней, захотел поработать снова. Он очень поднял ее самооценку, вспоминала потом Николь Кидман. На столько, что после работы в этом фильме Уоттс нашла в себе смелость отправиться в Лос-Анджелес. Первый голливудский опыт Наоми пришелся на 93 год. Это был фильм «Дневной сеанс». Однако, в отличии от Кидман, которая от роли к роли становилась все более знаменитой, Уоттс, переиграв в массе картин, звездой так и не стала. Да что там, ее не разу никто не узнал. Более того – ее вечно с кем-то путали. 

Наоми УОТТС: Меня постоянно с кем-то путали – то с одной актрисой, то с другой. Я уже отчаялась, думала оставить все это. Но меня уговорила Николь не рубить с плеча».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата актрисы Наоми Уоттс. Посудите сами, список работ ведь не малый: «Танкиста», «Дети кукурузы-4», «Честная куртизанка» и «Чужая планета». А кто-нибудь видел все эти фильмы? Я признаюсь, помню «Честную куртизанку», но Наоми Уоттс мне почему-то там не вспоминается. 
Наоми пришлось ждать долгих 15 лет, прежде чем она сделала себе имя в Голливуде, снявшись в фильме у Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». После этой работы она, как и Николь Кидан, только поднималась вверх. За фильмы «21 грамм» и «Невозможное» Уоттс даже была номинирована на Оскар. Затем она стала королевой крика в триллере «Звонок». Потом был «Кинконг», который также принес Наоми только популярность. Но стоит сказать, что на улицах ее все так же принимают за другую актрису. 

Наоми УОТТС: Я очень не люблю привлекать внимание, поэтому хожу гулять без мейк-апа, в шляпе или кепке. И очень часто мне говорят – а вам никто никогда не говорил, что вы очень похожи на актрису Наоми Уоттс? Это было уже наверное тысячу раз, но я каждый раз сильно смеюсь над этим. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была цитата актрисы Наоми Уоттс. Стоит сказать, что несмотря на все дифирамбы в адрес Николь Кидман, однажды журналисты буквально поймали Уоттс на слове. Дело в том, что в жизни актрисы был довольно тяжелый период, когда длительное время она сидела без работы и ей даже нечем было платить за жилье. Журналисты спросили: «Почему же вы не попросили помощи у Николь, ведь она то наверняка могла поселить вас в одном из своих многочисленных жилищ», на что Уоттс грустно ответила: «Ну, как вы себе это представляете? Я скажу – Николь, а давай я у тебя поживу. Нет, я сама решала свои проблемы. Зачем втягивать в это своих друзей?» Можно конечно фантазировать много и долго на эту тему, однако остается открытым вопрос – почему Николь Кидман не предложила помощь подруге? Или она не знала о ее проблемах? Кто знает…Хотя, стоит добавить, что в других интервью актрисы Наоми Уоттс мне встретилась фраза: «Николь мне бы помогла, если бы я только сказала ей об этом». В любом случае, никакой информации о ссорах подруг Кидман и Уоттс нет. Сейчас они обе крепко стоят на ногах и обе признанные голливудские звезды. 
Когда в прошлом году Уоттс сыграла принцессу Диану в фильме «Диана. История любви» и критики просто засыпали ее негативными отзывами, именно Николь поддерживала подругу. Сейчас в похожей ситуации оказалась и она сама, снявшись в «Принцессе Монако», которую критики раскритиковали в пух и прах. И теперь очередь Уоттс утешать Николь. 
Историй о звездной дружбе еще очень много. И я как-нибудь еще вернусь к этой теме. Сейчас же мы прервемся на короткую паузу, а в следующей четверти часа о любимом фильме многих поколений – «Москва слезам не верит». 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей Радио Вести. В этой четверти часа о любимом фильме многих поколений «Москва слезам не верит». У картины в этом году юбилей – 35 лет. Именно в 1979 году фильм о трех подругах был снят режиссером Владимиром Меньшовым. Это сейчас кажется, что фильм просто не мог не стать хитом. Однако, тогда в успех картины никто не верил и Владимир Меньшов был, пожалуй, единственным человеком, который верил в успех картины. Вот что вспоминает об этом сам режиссер Владимир Меньшов. 

Владимир МЕНЬШОВ, режиссер: Очень многие достойные кинематографисты, друзья мои говорили – что ты берешься за такую ерунду? Я действительно не мог найти аргументов, почему я берусь за такую ерунду, кроме того, что, черт его знает, мне нравится, по-моему, это хорошо, здорово, люди будут смотреть, им будет хотеться. И уже снял фильм, который сам давно хотел посмотреть. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Да, соглашается Меньшов, сценарий написан Валентином Черных действительно был довольно слабым и режиссер даже попросил сценариста основательно переписать его.

Владимир МЕНЬШОВ, режиссер: Я просто, когда прочел этот сценарий, у меня были поправки в количестве 44 пунктов с предложением, что в этом сценарии надо поправить для того, чтоб я его мог, хотел ставить. И сценарист Валентин Черных сказал, что ему легче написать новый сценарий, чем заниматься поправками в моем вкусе. Сделай сам – сказал он. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Также сценарий не нашел отклика у многих именитых режиссеров, среди которых друг и коллега Меньшова – Ян Фрид, который так же, как и другие, считал историю о трех подругах не интересной. Даже супруга режиссера, актриса Вера Алентова отговаривала его от работы над этой картиной. Далее сама актриса. 

Вера АЛЕНТОВА, актриса: Как он называл себя – одинокий бегун на длинной дистанции. Потому что никому не нравился этот сценарий, кроме него. Он не нравился нашим близким, друзьям, которым он очень доверял – Донскому и Фриду – это изумительные сценаристы. Этот сценарий не понравился мне и я его отговаривала его снимать, и говорила, что не нужно его снимать. Он сказал, что он его перепишет, допишет, изменит. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это была актриса Вера Алентова, которая сыграла в фильме «Москва слезам не верит» Екатерину Тихомирову. «Мне очень понравился ход, когда Катерина заводит будильник и в слезах засыпает, а просыпается уже через несколько лет и будет взрослую дочь», рассказывает Меньшов. Я даже сперва подумал, что вероятно просто пропустил несколько страниц, а когда понял, что это такое решение – прыжок в 20 лет, то мысль моя сразу заработала. После тщательной переработки материала вместо 60 страниц получилось более 90. Возникли новые сюжетные линии, новые герои. Также режиссер поменял профессию Гоши. Из электросварщика он превратился в интеллигентного слесаря. Кроме того, режиссер добавил многие сцены, которых изначально не было. Далее рассказывает сам режиссер Владимир Меньшов.

Владимир МЕНЬШОВ, режиссер: Была сцена, например, около посольства аргентинского, когда Людмила показывала Катерине, что такое красивая жизнь. Я это сделал сценой о доме кино. Это принципиально другая сцена. И в то же время, если бы не было сцены у посольства… Ну, посольство – машина посла одного, красивая жизнь, какие-то люди. А мне хотелось подчеркнуть, чтоб еще прозвучало, что такое 58 год, что такое эпоха, чтоб вытащить туда Смоктуновского и сказать, что это было еще то время, когда никто не знал Смоктуновского. 

«А вы, что тоже артист?»

«Да, начинающий». 

«Поздновато начинаете. А как ваша фамилия?»

«Моя фамилия вам не о чем не говорит»

«Ну все-таки, скажите, пожалуйста». 

«Смоктуновский».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Должна заметить, что видоизменилась еще одна сцена. Изначально главная героиня Екатерина Тихомирова, которая была директором завода и депутатом Моссовета, должна была вести прием избирателей, но режиссер все переиграл. «Как такое снимать? Это же скучно» - решил Меньшов и придумал клуб знакомств, где директриса, роль которой исполнила Лия Ахеджакова, стала Катю сватать. 

«Вы конечно сидите там в Моссовете, это вас не касается. Мы тут просто слезы льем»

«Почему же не касается? Я, например, тоже не замужем».

«Да, бросьте. Ну я не знаю. Если уж в Моссовете… Ну хорошо, мы вам поможем. Есть у меня один резерв, очень ответственный, работник Главка, всего 53 года»

«Спасибо большое, я как-нибудь сама».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Кстати говоря, первоначальное название сценария было «Дважды солгавшая». Сценарист Валентин Черных рассказывал, что его история основывалась на жизни реальных персонажей. Прототипами главных героинь стали сестры его матери. 
Теперь об исполнителях главных ролей. Владимир Меньшов просто не представлял, кто бы мог сыграть роль Гоши, ведь по сценарию ему должно быть 40 лет. И кто знает, кто бы стал экранным возлюбленным Кати Тихомировой, если бы не случай. Легенда гласит… Почему легенда? Потому что на сколько правдива эта история, сказать трудно. Так вот, легенда гласит, что Меньшов случайно, переключая каналы, буквально наткнулся на фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым. Тогда режиссер подумал – а почему, собственно, ему должно быть 40, а не 50? Меньшов признается, что тогда сразу понял, кого именно ему надо звать на роль Гоши. Но тут уже Баталов заупрямился – его и сценарий не впечатлил, и в роли интеллигента слесаря он себя не очень видел, но в конце концов, согласился. 

Алексей БАТАЛОВ, актер: Когда уже закончилась картина, мне рассказали, что на самом деле конечно говорили и все было готово к тому, чтоб конечно Володя сам играл эту роль. Вот это да. И это правда, я это проверял. Во-первых, он с женой. Во-вторых, там есть постельные сцены и такие отношения, которым бы очень помогло родство. Вообразите себе, что этот человек отказался сам от этой роли во имя не меня, а во имя картины. Тут я снимаю шляпу. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Это был Алексей Баталов, исполнивший роль Гоши. Актер Александр Фатюшин сначала пробовался на роль Николая, но Меньшов отдал ее Борису Сморчков – актеру, у которого, по его мнению, лучше получались простые русские парни. После этого Фатюшину была предложена роль хоккеиста Гурина. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя. Правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Так, например, сцена во дворце спорта «Лужники», когда советская сборная играла матч со шведами и Гурин стал героем этой встречи. Но больше было жаль последней вырезанной сцены. Ближе к концу фильма все собрались на даче – три героине сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин – галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин начинает припираться со своей бывшей женой Людмилой из-за трояка, а ханыга кричит на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин! Я на его матчах вырос, как личность». Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал ,значит завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься». С кандидатками на главную женскую роль дело так же обстояло не просто. Руководство Мосфильма рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Ирину Купченко, Валентину Теличкину. Но актрисы, прочитав сценарий, в один голос твердили – не интересно. Пробовалась на роль Кати и Маргарита Терехова. Но когда Юнгвальд Хилькевич предложил ей роль Миледи в «3 мушкетерах», она безоговорочно выбрала ее. Актриса Наталья Сайко пробы прошла, но когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису под Баталова. Тогда-то и появилась Вера Алентова, рассказывает режиссер Владимир Меньшов. 

Владимир МЕНЬШОВ, режиссер: Что касается Веры, то я не имел права представлять только одну актрису, поэтому мне нужно было пробовать. И я честно предложил пробы хорошим актрисам – Купченко и Тереховой. Если бы они схватились за эту роль, то Вере бы конечно не видать ее, как своих ушей. Она меня убеждала в том, что это самая неинтересная роль. Это правда, она среди этих ролей, по сравнению с Людмилой, это проигрышная роль. Но я ее убеждал в том, что это роль – судьба и такие роли выпадают редко».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: На роль скромной девушки Тоси тоже пробовались актрисы уже известные и любимые зрителями – Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова. Но убедительнее всех, по мнению режиссера, смотрелась Раиса Рязанова, которая и была утверждена. Рассказывает актриса Раиса Рязанова.

Раиса РЯЗАНОВА, актриса: До этого у меня были роли, знаете, такая одинокая, несчастная, полно детей, муж бросил или вообще мужа не было, а дети откуда-то взялись. А тут я такая полноценная женщина с мужем, с 3 детьми, да все ребята, у меня все хорошо – и дача, и квартира, машина. Я говорю – да, я согласна. Он говорит – ну, это ведь еще надо проверить, надо попробовать. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Галина Польских, кстати говоря, тогда даже обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предложить. А Русланова обиделась, потому что не взял. 
Сейчас мы прервемся на короткую паузу, после которой продолжим рассказ о том, как снимался фильм «Москва слезам не верит», которому, напоминаю, в этом году исполняется 35 лет. В программе использовались материалы программы Сергея Урсулюка «Пестрая лента». 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей Радио Вести. Итак, мы продолжаем говорить о любимом фильме «Москва слезам не верит», которому исполняется 35 лет. Владимир Меньшов говорит, что в роли третьей подруги – яркой, характерной Людмилы он видел только одну актрису, которая ему приглянулась буквально с первого взгляда. Ирину Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей. Ирина не раздумывала долго соглашаться или нет, сценарий ей понравился, поэтому другого ответа, кроме «да», у меня просто не было. Далее сама актриса Ирина Муравьева. 

Ирина МУРАВЬЕВА, актриса: Я была молодой, начинающей киноартисткой, а он предлагал уже знаменитым артисткам, которые уже сделали свое имя на больших фильмах. Спасибо за любой звонок, за любое предложение, а тут еще мне так понравился сценарий, поэтому я с радостью согласилась. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Правда, после завершения съемок Муравьева признавалась, что впервые увидев картину после монтажа, рыдала навзрыд от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне», говорила она. «Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела в жизни и в людях – все это вылезло в моей героине». Тем не менее, именно роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. 
В роли дочери Катерины Тихомировой, Александры, Владимир Меньшов видел только Наталью Вавилову, которая снялась в его дебютной картине «Розыгрыш», еще будучи школьницей. И если бы не Алексей Баталов, кто знает, стала бы тогда Наташа актрисой или нет. Родители Вавиловой были категорически против ее актерского будущего. Пророчив ей серьезную карьеру, они даже устроили ее на курсы в МИД и готовили к поступлению в институт. Меньшов им без конца названивал, а они каждый раз ему отказывали – нет, мол, Наташа сниматься не будет, она будет дипломатом, а не актрисой. В итоге, съемки начались без Александры. И тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль – уговаривать родителей он отправил Алексея Баталова, которого родители Наташи просто обожали. Увидев знаменитого актера на пороге своего скромного дома, родители девушки просто не смогли ему отказать. К тому же, Баталов пообещал, что съемочный график будет построен так, что Наташа без проблем сможет совмещать учебу и работу над фильмом. В результате, опасения родителей оказались не напрасными. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой. 
Уникальность картины Меньшова в том, что в ней нет эпизодических ролей. Зоя Федорова, вахтерша из общежития и Владимир Басов, замначальника Главка Антон – так же важны, как и главные герои. «Для меня было очень важным, чтоб именно Басов произнес фразу о том, что в 40 жизнь только начинается», пояснил в последствии режиссер. А дальше уже надо было придумать, что ему играть. Ясное дело, что танцевать с молодежью он не станет. Чем отличить его от других гостей? А тем, что у него какие-то проблемы с желудком, а он старый хрыч все пытается кого-то заклеить, а сам из туалета не вылезает. И сразу становится понятно, что это за человек. Роль вахтерши в сценарии вообще прописана не была. И тогда Меньшов решил ввести ее в ближний круг героинь. Она и по телефону «Хеллоу» произносит, и Катерину из роддома встречает. Для актрисы Зои Федоровой эта работа оказалась последней. 

«Общежитие слушает»

«Здрасте»

«Какую Людмилу? Здесь Людмил много! Ах, вам Людмилочку? Сейчас. Она, знаете, ванную принимает. Минуточку. Свиридова! Люда! Скорей к телефону! Скорей! Вы слушаете? Минуточку, она уже вытирается. Я сказала, что ты в ванной»

«Я слушаю. Кто? Вадик? Как же, помню-помню. Какое общежитие? А, это у нас бабушка шутит. К нам вчера гости из Новосибирска приехали, так она нашу квартиру общежитием стала называть. Да, прямо все в Москву лезут, будто она резиновая. Сегодня не могу, сегодня у папы день рождения. Завтра? Ну хорошо, я сама позвоню вам завтра. А то я весь день в институте буду. Чао. Общежитие!»

«Ну от куда же я знала?»

«Вы можете говорить просто «Хеллоу»»?

«Как? Сейчас запишу». 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой – 35, Ирине Муравьевой – 30. Перед актрисами стояла очень сложная задача – сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же, спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу. Алексей Баталов был на 11 лет старше своего героя, но на экране это не ощущается. 

О съемках некоторых сцен хочется рассказать отдельно. Большую часть сцен снимали в павильонах Мосфильма. Там построили общежитие, квартиру профессора Тихомирова и апартаменты Катерины. Однако, много было отснято и на выезде. В Ленинской библиотеке работали над эпизодом, в котором Люся подыскивает себе мужа. В то время библиотека действительно была местом, куда ходили девушки, чтоб познакомиться с молодыми и перспективными молодыми людьми. Сцену драки Гоши с парнями снимали возле известных в Москве 17-этажек, привлекших режиссера модной и необычной архитектурой. В телецентре на Шаболовке, куда Родион приглашает Катерину, изначально должны были снимать КВН, но потом решили, что собирать огромный зал ради одной сцены не имеет смысла. Так, сцена съемок КВН была заменена съемками «Голубого огонька», который в то время считался визитной карточкой советского телевиденья.

Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова – Гоша, вместо того, чтоб сидя перед телевизором смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос. Многие фразы были вырезаны уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома сильно «под шафэ» и у них завязывается беседа, убрали название авиакомпании. Кстати, коммуналку Гоши сняли в доме предписанном под снос. Большинство жителей переселились в новостройки и только несколько старушек не успели покинуть свои коммунальные квартиры. Как раз они то и попали в фильм. 

Особенно Меньшов гордится кадрами, в которых Люся и Катя рассматривают артистов возле Дома кино. Он хотел показать Москву конца 50-ых, поэтому он попросил метра советского кинематографа Иннокентия Смоктуновского сыграть начинающего актера и очень переживал, что тот не согласиться. Но удача была на его стороне и Смоктуновский с радостью согласился. Что любопытно, над этим эпизодом работали зимой. Однако, зрители об этом не догадываются, видя актеров в легких летних нарядах. 

Под конец съемок даже пошел снег. Вся съемочная группа тогда радовалась, что успели таки отснять необходимый материал. Поскольку в те времена, как известно, в Советском Союзе секса не было, встреча главной героине с героем Табакова в его квартире была сильно урезана. Наверху посчитали сцену слишком откровенной, рассказывает Олег Табаков. 

Олег ТАБАКОВ, актер: Вообще-то, полную версию этой сцены, она значительно больше того, что мы видим в фильме. Как рассказывали злые языки, Николай Трофимович Сизов, генеральный директор тогдашний Мосфильма, имел полный вариант, без купюр, и иногда показывал этот вариант своим гостям. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Готовая картина принималась худсоветом Мосфильма. Члены совета довольно уклончиво высказывались о нем, а директор Мосфильма Сизов весьма суровый и не сентиментальный человек, обозленный осторожными похвалами, неожиданно сказал: «А я думаю, что мы с этой картиной еще столько призов и народной любви поимеем», рассказывает Владимир Меньшов. Но в приватном разговоре со мной Сизов попросил вырезать из фильма наиболее откровенные моменты. Гришин на даче посмотрит и скажет потом: «Опять у тебя любовью занимаются». «Но я уперся и не стал сокращать более того, что уже было вырезано. Фильм пошел на датчик высшему руководству страны. Когда я потом спросил у Сизова: «Как там Гришин», директор Мосфильма махнул рукой: «Да ладно, что там Гришин? Брежнев в восторге!»». На этом судьба фильма была решена. 
Успех картины «Москва слезам не верит» был оглушительным. За первый год проката его посмотрели более 80 миллионов зрителей. История трех подруг была близка всем женщинам, которые жили в Советском Союзе, а также за его пределами. Для проката картину купил 150 стран мира, и везде она шла с аншлагом. Кроме того, в 81 году картина стала лауреатом премии Оскар за Лучший фильм на иностранном языке. Однако, режиссер так и не смог забрать свою награду, поскольку за несколько дней до церемонии Меньшова без каких либо на то причин объявили невыездным. Золотая статуэтка все же оказалась у Владимира Меньшова. Правда, спустя 8 лет после награждения. Лишь в 89 году на церемонии награждения премии Ника Владимиру Меньшову решили вручить его Оскар. Предполагалось, что за кулисами режиссер отдаст статуэтку обратно в Госкино, где она все эти годы и хранилась. Но Меньшов забрал ее с собой. Среди поклонников фильма «Москва слезам не верит» оказался и президент США Рональд Рейган, который не менее 8 раз посмотрел эту картину, пытаясь постичь загадочную русскую душу. 

В программе использовались материалы программы Сергея Урсулюка «Пестрая лента». Вы слушали программу о кино «За кадром» в эфире Радио Вести с Викторией Хмельницкой. Хороших вам фильмов. Пока.

Читать все