СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"За кадром", 16 августа

За кадромЮбилей фильма "В бой идут одни старики" и смерть Робина Уильямса

Стенограмма эфира на Радио Вести

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Приветствую всех слушателей Радио Вести. Это неделя была богата на события. Одни из них приятные, другие же, к сожалению нет. Сначала о приятных. 12 августа праздновал юбилей всенародный любимый фильм «В бой идут одни старики». Ровно сорок лет назад, в 1974 году, картина вышла на широкий экран. О том, как снимался фильм, будем вспоминать уже в следующей четверти часа. В гостях у программы «За кадром», сегодня актер Владимир Талашко, который сыграл старшего лейтенанта Сергея Скворцова в уже упомянутом фильме Леонида Быкова. Интервью с актером слушайте через 45 минут. А прямо сейчас поговорим о великом человеке, об актере, которого, скажу без преувеличения, любили миллионы за то, что он умел одним лишь своим появлением заставить улыбнуться каждого из нас. На этой неделе не стало Робина Уильямса, без которого мир кино уже никогда не будет прежним. 

За кадром: Его называли самым человеком на свете из всех ныне живущих. Он был обаятельным, добрым, искренним, трогательным, тонким, проникновенным. Когда он появлялся на экране, от его взгляда веяло невероятным теплом. Кто знает почему? Может просто потому, что он любил жизнь, и любил людей. Таких как он нет и уже никогда не будет в Голливуде, в один голос говорят его друзья, коллеги, и просто зрители. Его персонажи заставляли нас плакать и смеяться. Таким он был в роли оптимистического, и вместе с тем такого ранимого диджея, в фильме «Доброе утро, Вьетнам!». А эти аккорды сразу поднимают настроение, и напоминают о ней: «Привіт, сніданочку! Рятуйтесь. Тобто….911, поліція! Влада! Служба захисту тварин! Рятуйте хто не-будь! Убили, зрадили, викрали, з’їли! Пампушки смачні з часником? От і поласую. Вибачте, хіба пташці не дозволено зробити один телефонний дзвінок? У твоєму випадку – ні. У закусок, взагалі мало громадянських прав. Але я не зовсім безсердечний. Сигаретка тебе заспокоїть. Не хочу, не можу. За що мене так мордують? Я не хочу заробити рак зоба. Ні! У мене вже легені почорніли».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Да, да. Вы угадали, это Робин Уильямса в роли неповторимой миссис Даут-файр. Ну, кто скажите, кто может сравниться с ним в этой роли? Теперь, этому фильму не суждено обрести продолжение ведь, в связи с трагическими событиями последних дней, сиквел анонсированный студией 20 Век-Фокс в апреле этого года, находиться в подвешенном состоянии. Официального решения по проекту еще нет. Однако, почти наверняка сиквел будет отменен. Вторая часть должна была вновь свести Криса Коламбуса и Робина Уильямса, но, увы, воссоединению не бывать: «Его актерская игра не сравниться ни с чем, что вы когда-либо видели. Он всегда был не от мира всего. Робин, один из немногих людей, кто заслуживает называться гением. Мы были друзьями на протяжении 21 года. Наши дети выросли вместе. Благодаря ему, мы провели наши жизни в Сан-Франциско, и я любил его, как брата. Мир был лучше, когда в нем был Робин. Его прекрасное наследие навсегда останется с нами». Это была цитата режиссера фильма «Миссис Даут-файр» Крис Коламбуса. Образ, который создал Уильямс в 1993 году в «Миссис Даут-файр» покорил сердца миллионов зрителей. Актер был удостоен Золотого глобуса за лучшую мужскую роль. Премьера сиквела «Миссис Даут-файр-2» была запланирована на, конец 2015, или начало 2016 года. Но этим планам не суждено было осуществиться. Так каким же был этот человек, каким помнят его коллеги, близкие и друзья? Еще раз вспомним Робина Уильямса и мы. 

За кадром: Родился Робин Маклорин Уильямс в Чикаго, 21 июля 1951 года в семье состоятельных родителей. На момент рождения Робина, у его родителей, каждому из которого уже было за 50, от предыдущих их браков уже были взрослые дети. В связи с этим, Робин проводил много времени наедине с самим собой, являясь фактически единственным ребенком в семье. Работа его отца была связана с многочисленными переездами. В результате, в каждой новой частной школе, пухлый новичок Робин подвергался насмешкам. Его остроумие развилось в том числе, и как средство защиты от колкостей. Позже в интервью, Уильямс называл себя тихим ребенком, не могущим преодолеть свою застенчивость. Пока он не начал участвовать в драматическом кружке в средней школе, где его называли самым смешным парнем. В детстве для того, чтобы избежать насмешек, вспоминал актер, я добирался до дома разными маршрутами. Потом рассказывал матери анекдоты для того, чтобы рассмешить ее, и обратить на себя хоть чуточку ее внимания. Ведь я практически все свободное время проводил в одиночестве. В огромном доме моим единственным спутником, моим единственным другом в детстве было мое воображение, - грустно улыбаясь, вспоминал Уильямс. Актер говорил, что мать, как и отец, была слишком занята на работе, и не занималась его воспитанием, отдав на поруки горничным. Уильямс с улыбкой вспоминал 1973 год. Ведь в этом году он был принят в Джульярдскую школу, и уехал в Нью-Йорк учиться драматическому искусству. Именно здесь Робин обрел друга на всю жизнь – Кристофера Рива. Юные актеры тогда поклялись, что если кто-нибудь из них добьется успеха, он поддержит своего менее удачливого друга. Однако, они оба достигли успеха в профессии. И, проверять дружбу на прочность тогда не пришлось. Много позже, когда друзья оба крепко стояли на ногах, дружеская поддержка понадобилась Кристоферу Риву, который после неудачного падения с лошади, сломал шейные позвонки, и был парализовано. Но Робин не просил прикованного к инвалидному креслу друга, вспоминает жена актера, Дана Рив: «Когда Кристофер готовился к операции, шансы на выживание которые были 50 на 50, в его палату ворвался человек в желтом хирургическом халате, голубой шляпе и очках, который с жутким русским акцентом сказал, что он проктолог, и будет проводить Кристоферу обследование. Он нес такое количество, что мы просто не могли поверить в то, что это происходит на самом деле. Только этого еще не хватало, осмотра проктолога. А это оказался Робин, который видя наше изумление, признался, что пришел поднять мужу настроение. Как же мы потом долго смеялись. Впервые за долгое время после того несчастного случая. Именно Робин с его поддержкой, и с его оптимизмом помог нам тогда поверить, что Крис выкарабкается, что с ним все будет в порядке несмотря ни на что. А позже, Робин не только помогал покрывать все расходы, которые мы просто не могли себе позволить, а и помог Кристоферу с созданием фонда для парализованных». Это была цитата с Даной Рив, близкой подруги Робина Уильямса.

За кадром: Во время учебы Робин Уильямс выступал с юмористическими программами в ночных клубах, и подрабатывал официантом. Его учитель Джим Данн, впоследствии отмечал, что на сцене он был на пике, для него не было границ. Мы понимали, что талант Робина в том, что он может играть практически в любом месте, любые роли, и при самых разных обстоятельствах. С Данном соглашается и актер Генри Уинклер, с которым Уильямс вначале своей карьеры снимался в телешоу «Счастливые дни»: «Это просто невероятно, что этот тонкий, удивительный человек, человек смешной и драматичный, что его больше нет. Когда он пришел на фильм «Счастливые дни», я понял, что столкнулся с чем-то удивительно великим. Все, что от меня требовалось, это сохранять каменное лицо. А это было невозможно. Потому, чтобы вы ему не говорили, он подхватывал этого, и выдавал в ответ что-то невероятное. И каждый раз это было ужасно смешно». Впрочем, карьера Робина Уильямса не была стремительной. Начиналось все с середины семидесятых годов. Именно тогда Уильямс начал сниматься в комедийных телесериалах. В кино он появился в 1977, в комедии «Я могу сделать это, пока я не нуждаюсь в очках?». Стоит заметить, что его фамилии даже не было в титрах. Но, несмотря на это, он сам, однако включил свою дебютную роль в фильмографию, описав ее со свойственным ему чувством юмора. Роль адвоката, человека с постоянной болью в зубе. Уильямс всегда был очень внимательным к окружающим. Даже во время напряженных съемок, - вспоминает актриса Мелинда Дарлингтон-Баш: «Я работала с ним в трех картинах. Знаете, он уже был звездой, а я всего лишь маленькая актриска. И он был так добр ко мне, соглашался сфотографироваться со мной в конце тяжелого съемочного дня. Однажды на съемках у нас был стол с конфетами, и поскольку он обожал конфеты, он ходил и складывал их себе в карман. Он их ел постоянно. Это было так мило. Очень по-детски, мне кажется». В восьмидесятом, после нескольких эпизодических ролей, актер снялся в главной роли в фильме «Попай» Роберта Олтмана, но увы, этот и еще несколько следующих фильмов были неудачными. Знаковым для актера стал 1987 года, Робин Уильямс сыграл роль диджея в картине Барри Левинсона «Доброе утро, Вьетнам!». Именно благодаря этой роли он получил известность и номинацию на «Оскар». Но настоящий успех ждал актера впереди. Еще две номинации последовали за фильмом «Общество мертвых поэтов», и «Король-рыбак» Каждая последующая роль приносила актеру все больше популярности. Уже упоминаемая работа актера «Миссис Даут-файр» принесла Уильямсу очередной Золотой глобус. Затем были не менее удачные работы «Джуманджи» и «Клетка для пташек». И, наконец, в 1998 году он стал обладателем «Оскара», как лучший актер второго плана за роль психолога в фильме «Умница Уилл Хантинг». В общей сложности Робин Уильямс сыграл почти в 300 картинах. Еще четыре фильма с его участием «Ночь в музее», «Секрет гробницы», «Это, блин, Рождественское чудо!», «Бульвар», и «Все, как ты захочешь» выйдут в прокат в следующем году. Новость о внезапной смерти актера потрясла весь мир. Ему только-только исполнилось 63. Он мог сыграть еще много ролей. Говорит актер Мел Гибсон: «Он ушел от нас слишком рано. Он был крайне одаренным актером. Он был эталоном в своем ремесле. Не думаю, что кому-то удастся достичь тех же высот мастерства. У него был особый стиль. Он шагнул далеко за границы своей сферы деятельности. Игра была удивительная, и немногие могут похвастаться подобными достижениями. Настолько его талант был колоссален». Американский телеведущий Ларри Кинг называет Робина Уильямса человек с большим сердцем. Таких, как он, больше нет: «Он был по-настоящему неравнодушным человеком. Не просто каким-то забавным парнем, а человеком, который заботиться о других. Он много занимался благотворительностью. Знаете, когда кто-то умирает, говорят - таких, как он, больше нет. Так вот - таких как он, точно больше нет. Он свободно говорил о свой депрессии. О своей алкогольной зависимости, и проблемах с сердцем. Он был невероятно открытый. Одним из самых открытых актеров». Сами Робин Уильямс когда-то сказал: «Пляшите на моей могиле, и поливайте цветы, тем, что пьете. Только не клонируйте меня». А як скажу вам так, если вы хотите вспомнить об этом актере, просто посмотрите его фильмы. 

За кадром: Испытание на прочность. Одной из загадок в истории человечества долгое время оставалась болезнь, получившая название «Чумы Фукидида», или афинского мора. В 431 году до нашей эры, началась Пелопоннесская война. Вместе с войной пришла эпидемия. Всего за один год от неведомой хвори, погибла треть населения Афины. Эта болезнь, начинавшаяся с головы, постепенно охватывала все тело, писал Фукидид, и некоторые выздоравливали, расставаясь с конечностями или глазами. Афинский мор свирепствовал два года, а затем также внезапно прекратился. Казалось, что навсегда. В 1970-х годах стали появляться сообщения о новом вирусе. Тысячи человек погибли в Заире и Судане. Каково же было удивление ученых, сравнивших симптомы лихорадки Эбола и чумы Фукидида. Это была одна болезнь. Античная загадка была разгадана. Остался лишь один вопрос. Как ее лечить? Вирусы против человечества. Испытание на прочность. Новая история каждый день на Радио Вести.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: В этой четверти часа мы будем говорить о фильме, которые празднует юбилей. 12 августа исполнилось 40 лет картине, которая вышла на экраны в 1974 году. Это фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Идея снять этот фильм пришла в голову Леониду Быкову давно. В военные годы он мечтал стать летчиком, однако его не взяли в летное училище из-за маленького роста. Но любовь к людям этой профессии продолжала жить в режиссере постоянно. После того, как в начале семидесятых Быков переехал из Ленинграда в Киев, свой первый фильм на киностудии Довженко, решил снять именно о военных летчиках. Вот что режиссер рассказывал о рождении замысла: «Почему героями их мы выбрали именно летчиков? Трудно сказать. Может быть потому, что сам учился в авиационном училище. Мечтал о полетах, и до сих пор восхищаюсь представителями этой героической профессии. Разговаривая с летчиками, участниками боев, мы поняли одну очень важную для нас вещь. В жестоком горниле войны, беспощадном ее пламени, старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и не опытных соколят. В этом была высшая мудрость – забота о будущем. Извечное право и долг сильных, охранять, растить и воспитывать себе смену. Так родилась тема «В бой идут одни старики». И, другая, не менее дорогая нам. Известная мудрость гласит: «Когда говорят пушки – Музы молчат». Мы же хотели доказать, что в годы испытаний побеждают те, кто остается людьми в самых жестоких условиях. Кто соберет в бой все светлое, человечное, и за что и ведет битву с врагом. А что может быть прекраснее музыки? Недаром герой Второй поющей эскадрильи любит повторять: «Войны приходящие. Музыка вечна». Нам хотелось создать этот фильм в память о тех, кто не вернулся с войны. И благодарность живым, выстоявшим эту жестокую битву». Это была цитата Леонида Быкова. Так режиссер в содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким и написал сценарий «Стариков». Однако ставить картину «В бой идут одни старики», долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал обкатывать сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария взывало у зрителей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это в конце-концов и чиновники. В 1972 году Быков, наконец, приступил к съемкам фильма. Однако работа над картиной шла совсем не просто. И по сей день о ее съемках ходит масса слухов. Достоверным фактом является лишь то, что тогдашний маршал авиации, легендарный военный летчик Александр Покрышкин, лично распорядился выделить съемочной группе пять самолетов, исчерпавший свой ресурс. А из музея Монина на площадку под Киев привезли настоящий фронтовой «Кукурузник». Однако, когда съемочная группа перебралась в Чернигов, самолеты туда не пришли. Их ждали несколько дней. Но напрасно. Тогда даже ходили разговоры, что картину закроют. Быков же собрал общий совет, на котором решено сменить директора фильма. Новый директор прибыл, и дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки. Но проблемы на этом, увы, не закончились. Когда была снята уже добрая половина картины, Быков получил телеграмму-приказ о срочной отправки в Киев молодого актера Анатолия Матешка, исполнявшего роль Смуглянки. Матешко забирали на другую роль. Быков отпустил актера с тяжелым сердцем. Ведь теперь нужно было срочно искать нового Смуглянку. А к этому персонажу у режиссера было особое отношение. Ведь его Смуглянка был прообразом друга детства режиссера, который не вернулся с войны – Вити Щедронова. Но как всегда в кино, неразрешимую казалось ситуацию, спас случай. Через несколько дней после отъезда Матешка, ассистент режиссера привез на съемки первокурсников театрального училища. Актер Сергей Подгорный позже рассказывал. Сначала меня назначили на другую роль. Но так, как Толя Матешко уехал, Леонид Федорович очень пристально нас всех рассматривал. А потом помню, подходит ко мне, и говорит. Он медленно так говорил, читай сценарий, переодевайся, сбрасывай с погон одну звездочку, заштукатурься, и через 15 минут на площадку. Играешь Смуглянку. У меня просто ноги подкосились. И, я залег в пшеницу. Там через час и нашел меня Володя Талашко. Такой атмосферы я не ощущал больше ни на одной съемочной площадке. Так нашли Смуглянку. Казалось бы, одной проблемой меньше. Но ведь с Матешко уже было отснято очень много материала. Поэтому многое пришлось переснимать. А это и время и пленка. 

За кадром. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Кроме того. Очень нелегко было утвердить на роль автомеханика Макарыча ленинградского актера Алексея Смирнова. Тот был известен широкому зрителю, прежде всего, как актер комедийного плана. А у Быкову ему предстояло стать фронтовиком. Узнав об этом, высокие цензоры воспротивились – не бывать этому! У него же тупое лицо! Но когда Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, когда рассказал о том, что актер с тупым лицом сам бывший фронтовик, вернувшийся с войны полным кавалером орденов Славы, сопротивление чиновников было сломлено. Кстати, отчество киношному технику, Быков дал то же, что на самом деле носил Смирнов – Макарыч. Что же касается главного героя, которого воплотил Леонид Быков, то прототипом роли командира эскадрильи Попков. В годы войны он служил в легендарном пятом гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина. И его эскадрилья была прозвана поющей за то, что у нее был собственный хор. А два самолета были подарены оркестром Утесова, и на одном из них красовалась надпись – «Веселые ребята». Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что все-таки домыслил и изменил. Например, он придумал нового персонажа – Кузнечика. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывав ни кто иной, как сам Попков. За что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц: «Кузнечиков ловит. От полетов отстранить. Ста грамм не давать. Назначить дежурным, вечным дежурным по аэродрому! Кузнечик». Сергей Иванов, сыгравший роль Кузнечика рассказывал: «Быков открыл для меня путь в кино, и подарил веру в мечту. Он был гений добра. Помню, как-то в русском квартале Лос-Анджелеса, и в витрине магазина видео кассет, увидел только один русский фильм – «Зайчик». Почему именно этот, спрашиваю у продавщицы. А она отвечает: «просто другие не пользуются спросом». Так Быков покорил Америку». Это была цитата актера Сергея Иванова, сыгравшего Кузнечика. Пожалуй, Кузнечик был единственной импровизацией маэстро Быкова. Только его режиссер придумал от начала и до конца. Что же касается всех остальных персонажей и действий, то никаких отклонений от реальных событий в сценарии больше не было. И львиная доля того, что мы видим в фильме – правда. Это и любовь узбекского Ромео, настоящая фамилия летчика была Марнсаев, к русской Джульетте. И их последующая гибель. Девушка погибла во время бомбежки столовой. А Ромео сложил голову в одном из боев. И, привычка механика крестить перед вылетом самолеты: «Макарыч, в ставке Гитлера ходят упорные слухи, что некоторых советских соколов, некоторые несознательные механики перед боевым вылетом крестят. В ставке Гитлера все малахольные». И, попадание Маэстро в плен к своим. Помните, для доказательства своей принадлежности к своим, ему пришлось врезать одному из конвоиров по физиономии: «Ребята, я же свой, советский. Значит, свой, советский?! Ну, вы хоть форму посмотрите, ребята. Он еще и форму нашу нацепил. Ты, Господа-Бога душу мать. Он еще лается по-нашему. Ах, ты царица полей! Кажись свой!». Актер Рустам Сагдуллаев, сыгравший Ромео вспоминает: «Леониду Быкову меня продал Родион Нахапетов. Они встретились на одном из фестивалей в Баку. И, Леонид Федорович спросил, не посоветуешь парнишку-узбека для моей новой картины? И, тут Родион вспомнил обо мне, поскольку мы вместе снимались в картине «Влюбленные». Буквально через неделю в Ташкент прилетел помощник режиссера фильма «В бой идут одни старики». А я в это время уже начал съемки в картине «Мой добрый человек». Я пошел к режиссеру Равилю Батырову, и сказал, что меня приглашает сниматься Леонид Быков. Быков? Конечно, соглашайся, ответил Равиль. По сюжету ленты «Мой добрый человек», у моего героя длинные волосы. Поэтому я в первой половине «В бой идут одни старики», мне приходилось играть в шлемофоне. Когда съемки в Ташкенте закончились, я постригся, примчался в Киев. И, Быков был очень доволен, что наконец-то может снимать меня без головного убора». Это была цитата актера Рустама Сагдуллаева, сыгравшего Ромео. Сейчас мы прервемся, на которую паузу, после которой продолжим говорить о съемках фильма «В бой идут одни старики».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: В этой четверти часа мы продолжаем вспоминать как снимался фильм, который празднует сорокалетний юбилей со дня выхода на экраны «В бой идут одни старики». В роли Кузнечика Леонид Быков видел только Владимира Конкина. Актер, прочитав сценарий согласился. Но так, как параллельно он, тогда как раз снимался в картине Николая Мащенко «Как закалялась сталь», выбирать ему особо не приходилось. Нужно было работать там, где у тебя главная роль. Бывали случаи, когда режиссеры отпускали актеров на другие проекты. Но не в этот раз. Мащенко не отпустил Конкина на съемки к Быкову из-за большой занятости. Так на съемочной площадке появился Сергей Иванов. Вернее, он изначально должен был сниматься в составе второй поющей эскадрильи. Но узнав, что нет актера на роль Кузнечика, взял, да и поступил так, как поступил бы герой, которого он сыграл впоследствии. Сам себя и предложил Быкову на роль лейтенанта Александрова. А Быков взял, да и утвердил его. «На чем играете? В каком смысле? В музыкальном. Арфа. Ну, музыку не терплю с детства. Тем более война. Война, это все приходящее, а музыка – вечно. Тоже говорил мой папа. Между прочим, выдающий профессор палеоботаник. Из вундеркиндов значит? А, я, между прочим, ни в филармонию пришел наниматься, а драться». Сейчас, когда фильму исполнилось сорок лет, мы можем точно сказать - Леонид Федорович был чрезвычайно прозорлив. Хотя с другой стороны, разве могло быть по-другому. Ведь режиссер сам придумал этого персонажа, Кузнечика. Что же касается его работы с Владимиром Конкиным, то он пригласил актера в еще один свой военный фильм. Не менее любимый. «Аты-баты, шли солдаты…». 

За кадром.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Все актеры, которые работали на съемочной площадке с Леонидом Федоровичем Быковым, в один голос твердили, что режиссер был чрезвычайно добрым, отзывчивым, мягким. Никогда ни на кого не повышал голос. Вспоминает актер, сыгравший роль Ромео, Рустам Сагдуллаев: «Я никогда не слышал, чтобы он на кого-нибудь не то, чтобы даже кричал, а просто повысил на кого-то голос. Быков всегда разговаривал негромко, заставляя к себе прислушиваться всех собравшихся. Знаете, в чем секрет успеха фильма «В бой идут одни старики»? Там никто ничего не играл. И, сам Леонид Федорович был настоящим, таким, как в жизни. Когда мы приходили на съемочную площадку, он никогда не требовал строго следовать написанному тексту. Говорил, что мы можем импровизировать. На площадке была удивительная атмосфера. Она чувствуется до сих пор, когда пересматриваешь картину. Это феномен Быкова. Ему удалось передать жестокость войны с помощью обычных человеческих чувств». Это была цитата актера Рустама Сагдуллаева, сыгравшего Ромео в фильме «В бой идут одни старики». «Товарищ старший лейтенант, мы еще сегодня будем летать? На сегодня дров достаточно. Учите матчасть. Дай, друг на счастье лапу мне. Да, не унывай, Кузнечик! Пока подежуришь, отойдет. Скажите спасибо, что этим окончилось. Шекспир по этому поводу сказал: «Откуда он взялся». Кроме павильонных съёмок, которые длились восемь месяцев, были и натурные. О том, как снимали воздушные бои «Яков» с «Мессерами», вспоминает участник тех съемок оператор Виталий Кондратьев: «Для удобства воздушных съемок, я придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами, и позволяло брать кадр крупным планом, прямо во время полета. Быков мое изобретение одобрил. И тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в деле. Пилот выписывал в небе «бочки» и «мертвые петли». А Леонид Федорович включал камеру, и кричал в объектив – Серега, прикрой, атакую! После нескольких дублей, самолет садился, я менял кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съемочного дня Быков буквально вывалился из самолета, и плюхнулся на зеленую траву аэродрома. Ну, как дела, спросил я, подбежав к нему. И, услышал ответ – проявим пленку – увидим». Это была цитат оператора фильма «В бой идут одни старики», Виталия Кондратьева. Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал. Но зато самостоятельно запускал двигатель, и рулили по аэродрому. Иной раз без накладок не обходилось. Как-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в яму от технического взрыва. Самолет клюнул носом. Полетели лопасти пропеллера. Заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Быков заработал на лбу здоровенную шишку. Но расстроился вовсе не из-за этого. Дело в том, что авария произошла на том самом ЯКе, с нарисованными на борту нотами и скрипичным ключом. Поскольку вести самолет для ремонта в Киев, значило потерять уйму времени, ведь съемки напомню, проходили в Чернигове, было решено восстанавливать железную птицу на месте, своими силами. Предусмотрительный механик захватил из Киева несколько запасных лопастей, которые тут же установили на поврежденную машину. Но для заднего шасси нужна была сварка. И, тогда за дело взялся оператор Виталий Кондратьев. Он положил изувеченную деталь в багажник своего авто, и поехал в Чернигов на станцию юных техников, где у него были друзья. Однако, когда он приехал, на станции никого не оказалось. Пришлось оператору вылавливать их по домам. Узнав, что он с Быковым снимает кино о фронтовых летчиках, мастера с радостью согласились им помочь. Стойку заварили, и на следующее утро самолет был снова готов к полетам. «От винта! Есть от винта!».

За кадром.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: На сдачу ленты «В бой идут одни старики» в Госкино Украины были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком собственно и рассказывал этот фильм. Летчики, фронтовики. Именно летчики и сыграли главную роль в том, что фильм приняли и высокие чиновники. Прототип маэстро, летчик Виталий Попков рассказывал: «Был по службе в Киеве, позвонил Лене Быкову. Поехали с ним в Министерство культуры Украины. Прокрутили фильм. Министр упорствует – что это за фильм, говорит. Люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут. А живые – песенки распевают. И, резюмирует: такого на фронте не было, и быть не могло. Спрашиваю у министра – был ли он сам на фронте. Логика чиновника удивительна. Не был, отвечает. Но знаю. И, тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных за деньги джаза Утесова, и подаренных нашему полку. И, что Леонид Иосифович, со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли, вместе пели. Убедил. Но боюсь, что на него подействовали не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты. И две Геройские звезды». Это была цитата летчика Виталия Попкова. Во многом, именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, Госкино СССР приняло решение поощрить создателей картины. В связи с чем, 6 февраля 1974 года, был издан приказ о выплате им денежного вознаграждения. Это было справедливое решение, если учитывать, что лента была снята с большой экономией средств из отпущенных на ее постановку, вы только подумайте, 381 тысячу рублей, было потрачено всего лишь 325. В числе поощренных было 39 человек. При награждении особо выделили режиссера-постановщика Леонида Быкова. Ему выплатили 200 рублей премии, и присвоили звание режиссера-постановщика первой категории. Для примера. Актерам Алексею Смирнову – Макарычу, Владимиру Талашко – Скворцову и Сергею Иванову, Кузнечику, выплатили всего лишь по 50 рублей. Руководство киностудии имени Довженко, сумму вознаграждения главным создателям фильма показалось недостаточно, и киностудия ходатайствовала перед Госкино СССР о том, чтобы авторам сценария Быкову, Оноприенко и Сацкому подняли гонорар с шести до восьми тысяч рублей. Однако в Госкино посчитали, что цитирую: работа коллектива поощрена достаточно убедительно. И, увеличение гонорара не представляется целесообразным. Это при том, что через несколько месяцев фильм в «Бой идут одни старики», собрал множество призов на различных кинофестивалях. И принес доход в сотни миллионов рублей. Выйдя на широкий экран, картина собрала 44 миллиона 300 тысяч зрителей, что явилось большой неожиданностью. К тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой кассы, практически не сыграли.

За кадром. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Отдельно стоит рассказать о дружбе Леонида Быкова с Алексеем Смирновым, у которого не было семьи. Но маэстро поддерживал его, как мог. Когда Макарыч попал в больницу, Быков постоянно навещал его, и постепенно актера удалось вытащить из лап болезни. Друзья строили планы на совместное будущее, на новые фильмы, но вдруг Быкова не стало. Макарыч ничего не знал. Уже в день выписки в палату пришли коллеги по «Старикам». Смирнов поднял тост за здоровье лучшего друга, который всегда его поддерживал, даже в самые драматичные моменты. И, вдруг кто-то произнес, Макарыч, м ы боялись тебе сказать, но Быкова больше нет. Актер молча ушел в свою палату, не раздеваясь, лег на свою кровать, и умер. В память об этих прекрасных актерах воздвигнуты памятники. В Киеве, недалеко от Аллеи Славы, стоит памятник Леониду Быкову. Артист изображен в образе Маэстро. А в Харькове постамент и механика – Макарыча, актера Алексея Смирнова. Как там говаривал маэстро - Будем жить. Сейчас мы прервемся на короткую паузу, после которой актер Владимир Талашко, который сыграл лейтенанта Сергея Скворцова, расскажет, почему не сняли продолжение фильма «В бой идут одни старики», и как Леонид Быков отнесся бы к цветной версии фильма. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Программа «За кадром» с Викторией Хмельницкой. Сейчас я нахожусь в гостях у прекрасного актера, всеми нами любимого, Владимира Талашко, который сыграл одну из главных ролей в фильме «В бой идут одни старики». Фильм 12 августа 1974 года вышел на экран. Владимир Дмитриевич, вы помните этот день?

Владимир ТАЛАШКО, актер: Я помню потому, что это незабываемый не только участников фильма, а и тем, кто смотрел картину. Мы премьеру этого фильма делали впервые в масштабах всей страны. В Томске, и вот многочисленный зал Дворца спорта, наполненный ветеранами, стариками. Но главное, первые пять, шесть, восемь рядом занимали пацаны-желторотики. Вот Быков, как раз вглядывался в эти лица, волнуясь, переживая, как будет воспринята история их отцов, дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. И, когда зал и смеялся и плакал, и переживал, и вскакивал с места по поводу гибели того или другого полюбившегося героя, было конечно понятно, что картина нашла своего зрителя. Вот уже сорок лет она шагает вместе с телезрителем, с кинозрителем, с фестивалями, на фестивалях, да и просто, наверное, в каждой семье потому, что встречаешь людей, которые смотрели картину и пять, и десять, и пятнадцать, и двадцать раз. И, действительно, картина не устаревает. Почему? Наверное, потому, что там есть вечное, что будет незыблемым, независимо от состояния общества, а может быть даже чем она может хуже становиться, тем будет сильнее совесть, честь, доброта, вера, надежда и любовь. Вот, наверное, потому главных слов может быть в картине очень много, в каждом полюбившемся фильме есть фраза, которая запоминается, и идут в народ. Фразы фильма Леонида Федоровича Быкова то ли «Судьба Марины», то ли «Лешкина любовь», то ли «В бой идут одни старики», то ли «Аты баты шли солдаты..», действительно живут в народе. Вот поэтому одна из таких фраз, которые сегодня, наверное, как никогда может быть не лозунгом, а может быть отдушиной для души, для сердца, и для розума. И, для ума. Это, что все приходящее, а музыка вечная. Как говорил наш Сережа Иванов – Кузнечик, что ненависть разрушает. Созидает только любовь. Только любовь. Вот, наверное, потому и можно этим объяснить секрет успеха этого фильма «В бой идут одни старики».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Каким был Леонид Федорович? Я имею в виду, на съемочной площадке видимо царила такая семейная обстановка. Он, наверное, любил всех, и опекал всех. Говорят, что он был чрезвычайной доброты человек.

Владимир ТАЛАШКО, актер: Что касается его заботы отцовской и, как педагога, и как учителя, как режиссера, и как старшего коллеги, который тоже пройдя такую яркую актерскую биографию, был для нас еще хорошей палочкой-выручалочкой. Потому, что ни к кому другому, как нему, мы приходили за советом и за помощью, и иногда с болью своей, и с радостью своей. Действительно, Быков был высококультурный, высокообразованный человек. Это был интеллигент. Сам с Донбасса, и выходец я с Донбасса. А он с Краматорска – земляки. Его родители отец и мать были рабочие завода, сотрудники завода. И, он там вырос, среди такого края красивого. Потому сегодня больно, что там именно вот такой очаг раздора, непонимания. Потому, наверное, картина и хотя о войне, о подвиге, о котором мечтал всю жизнь, сам мечтая летать, и мечтая про авиацию, про крылышки, он добавил себе год, отчислили его с училища. Но он сказал, что обязательно, снимаясь уже в картине «Максим Перепелица», актеры, которые снимались с ним, говорили, что он уже тогда говорил, сниму картину о летчиках. Было чему учиться у Быкова. Потому, что он мог быть и учителем, и режиссером, и бежал, перегонял самолет, перегонял полуторку, установил камеру, смотрел на себя со стороны, смотрел на нас, подсказывал, что-то поправлял оператору, реагировал на состояние как бы окружение массовки, молодых желторотиков, которых было много в картине. Потому, что и Женя Симонова студентка театрального, Сережа Подгорный – Смуглянка. И другие были студенты. И, Гриша Гладий, который потом стал известным актером. Все было то, что нуждалось не только помощи, но еще в заботе. Да и мы то, в общем-то, которые были постарше, в частности я, тоже неоднократное количество раз, нуждался в его отеческой заботе. А то, что любил человека во всех его проявлениях. И для него не было значения, кем был этот человек. Министром, секретарем партии, или Союза – он был просто. Вот правильно о нем сказал летчик-космонавт и Береговой, и другие космонавты, которые встречались с ним, говорили, что это был как хлеб. А Иван Миколайчук казав, что его можно до раны прикладати, це цилюща трава. Цилюще зилля. Дийсно, Быков був таким. Такою людиною. А то, что на площадке никто никогда не слышал его крика. Сегодня, да и тогда кинематограф иногда отличался повышенными тонами, словами, выражениями. И только у Быкова это была атмосфера взаимопонимания, желания проявиться как можно лучше. А этому был, конечно, способствовал этому самому, режиссер-постановщик. Хотя он был актер с правом постановки, только после «В бой идут одни старики», после успеха картины, и то, как сделали картину, дав ей высшую категорию, то он получил право быть режиссером, называться режиссером высшей категории. Хотя к этому званию, к этому положению другие режиссеры топали, шагали, шагая всю свою жизнь. Иногда не доходили до таких высот. А Быков смог это сделать в картине «В бой идут одни старики».

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Владимир Дмитриевич, два года назад, или год назад появилась информация о том, что будет сниматься продолжение. Но потому почему-то никакой информации об этом больше не было. 

Владимир ТАЛАШКО, актер: Потому, что это враки. Вот я неоднократно об этом писал, вернее говорил. Писали об этом в прессе. Я даже программу телевизионную. Я даже, как бы стыдно дирекции «1+1», которые делают большой такой телесюжет, что ли о том, что будет сниматься. И там люди говорили о том, что да, я знаю, что уже 20 лет они всем рассказывают, что собирают деньги, что будет сниматься вторая часть. Вы знаете, когда Быкову это было бы необходимостью может быть, и ЦК партии, и народ, и зрители. И, мы актеры, да и Быков хотел бы снять вторую часть. Продолжение «В бой идут одни старики», но так долго мялся. Я понимаю, почему он это не сделал. И не потому, что дважды в одну воду не войдешь. И не потому, что он боялся, что не будет успеха подобного первому. Первой части. Просто он говорил, смотри, тебя нет, Кравцова Сергея. Скворцова. Нет Смуглянки, нет Ромео, нет Джульетты, нет Оли Матешко, капитана Зои. И уже даже нашел ход, даже был вариант, когда мой герой попадает в плен, не погибает. В таране с немецкими как бы асами. И с вокзала, куда он бросает свой самолет. Даже такой был вариант, проговаривался, что мой герой вернется израненный, из концлагеря, и снова полетит. Но даже Быков тогда не решился сделать это. Потому, что они понимал, что это будет не честно. А потом история доказала. И «С легким паром», и другие фильмы, которые снимались вторые. «Зимняя вишня» - не получалось. Потому, что это уже был перепир. Потому, что это уже была ложь. А Быков был честный человек. Потому он это и не сделал. Хотя этого требовал, главный, наверное, возбудитель спокойствия, зрители хотели видеть героев этой картины дальше. А то, что Быков хотел снимать, это однозначно. Но он не снял. А потом появилась шайка-лейка, которая успешно работает на выборных компаниях. И, они стали рассказывать, что они будут снимать вторую часть фильма, потом о фильме фильм. О чем? О том, что не сложилась жизнь блистательного артиста, человека Сережи Подгорного? Которого не снимали ни наши, ни чужие режиссеры. О том, что ушел в неизвестность Быков. Долгие годы сидя, находясь без работы. О том, что ушел Дима Миргородский, блистательный театральный киноактер. О том, что ушел Витя Мирошниченко в безрыбье. О том, что ушел Сережка Иванов. Тоже не всегда ухоженный и успокоенный душей и сердцем, и разумом. Потому, это стыдно. И, иногда не хочется оправдываться перед людьми, которые спрашивают, а вот, а где вторая часть? Да не должно ее быть. Пусть будет вторая часть такая, какая она есть. Хотя, вы знаете, так получилось, что я уже долгие годы семь лет работаю на телеканале «Глас». И, вот телеканал «Глас», и этот канал никому ничего не обещал, но снял фильм, которому было 30 лет о фильме Быкова «В бой идут одни старики». Снимал неоднократное количество раз портреты Быкова. Там, где погиб Быков. Фильм «30 лет спустя», мы сняли картину. Валя Шестопалова, сняла режиссер, опытный режиссер, документалист. Сняла прекрасную картину две части, часовая работа о фильме Быкова, о героях. Были там мы поехали в Чернигов, мы сняли тех детей. Помните, когда сцена у костра сидели пацаны желторотики, как бы мы их называли. И, поедали картошку, и мы не успевали снять дубль как они съедают картошку, мы тут же готовили другую, они также съедали другую. Так вот, мы сняли уже этих детей многих нет. Уже дети эти умерли. Так вот, люди, которые хотели сделать, сказать доброе слово о картине – уже сделали. 

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: А как вы относитесь к цветной версии фильма?

Владимир ТАЛАШКО, актер: Опять же, враки. Опять вранье, что вот Быков хотел, а ему не дала Советская власть. Ему вот не дали, ему давали бы цвет снимать, если бы он хотел. Но он мучился над тем, как соединить хронику с вымыслом. Потому он хотел черно-белое кино снимать. Когда меня уговаривали, сказали, что вот цветной посмотрят еще большая часть молодежи, пусть. Но для меня картина идеальная так, как мечтал Быков. Я рад, что уже вот уже, по истечении столько времени, картина живет, и будет жить. Действительно, слова моего героя – будем жить, ребята.

Виктория ХМЕЛЬНИЦКАЯ, ведущая: Спасибо вам большое за интервью. Но, и напоминаю всем слушателям Радио Вести, что сегодня мы с вами были в гостях у актера, Владимира Талашко, который сыграл одну из главных ролей в фильме «В бой идут одни старики». И, закончить сегодняшнюю программу мне хотелось бы словами, которые уже неоднократно звучали сегодня – будем жить. Это была программа «За кадром» с Викторией Хмельницкой. До встречи в кинотеатре. Пока!.

Читать все
Читать все