СЛУШАЙТЕ РАДИО «ВЕСТИ» ГДЕ УДОБНО И КОГДА УГОДНО!
стенограмма

"Изобретательство это, в общем-то, способ выживания"

"Вне контекста"Не очевидное, но вероятное

Стенограмма эфира на Радио Вести

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Здравствуйте! Как всегда отправной точкой для беседы станет одна из многих новостей. В нашем случае единственная, поскольку изъята из контекста. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Гарвардский университет в очередной раз присудил ироничною Шнобелевскую премию, которая вручается за научные открытия, которые заставляют сначала засмеяться, а потом задуматься. Часто Шнобелевскую премию воспринимают, как премию за нелепое открытое. Но между тем известны факты, что люди, которые получали эту премию, в последствие получали и Нобелевскую. Мы предлагаем вам сегодня ответить нам на вопрос, лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели? Если да, звоните нам по телефону 0800-50-49-01. Если нет, по телефону 0800-50-49-02. Также прошу присылать ваши смс на короткий номер 2435. А пока что послушаем историю. 

Корреспондент: В жизни собаки присутствует множество условных рефлексов, которые накладываются на врожденные безусловные, - рассуждал академик Павлов, опуская 3-килограмовую гирю на голову животного в момент поедания куска мяса. Удивительное дело, собака утрачивала интерес к еде. В другой части света ученые шли своим путем. Так в 1882 году был получен патент под номером 256265 на изобретение устройства для пробуждения от сна. Над спящим с помощью специальной рамы подвешивался комплект гирек. При падение гирьки нанесут слабый удар достаточный, чтобы разбудить спящего, но не способный причинить ему боль, - уверял изобретатель. Удивительное дело, изделие не прижилось. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Жаль, что собаководы не скинулись на такой будильник - гири для Павлова. Тогда бы он куда с большой уверенностью утверждать, например, натуральный рефлекс формируется на раздражитель, являющимися естественными сопутствующими свойствами безусловного стимула, на базе которого они вырабатываются: натуральный условный рефлекс и по сравнению с искусственными отличаются большой легкостью образований и большей прочностью. Короче, не до сна было бы академикам. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, вы знаете зря вы так о Павлове на самом деле. Все сейчас собачек любят и жалеют. В то время, когда Павлов делал на них опыты, вообще люди были менее сентиментальны. Мы вспомним давайте начало ХХ века, в котором в зоологических садах, например, в Бельгии и Швейцарии были специальные вольеры, в которых жили люди из Африки чернокожие, на которых тоже ходили смотреть, как на некую невидаль. Поэтому мы давайте не переносить наши сентиментальные отношения к собачкам на времена Павлова. Конечно, человек он был с характером скверным, задиристым и...

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, нет, подождите. Если бы сейчас были подобные вольеры. Вы сказали, что вы на Павлова наезжаете. Вот давайте выйдем на улицу и посмотрим на вольеры, где сидят выходцы из Африки, я тогда бы понял вашу логику. А в чем же она сейчас?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Нет. В том, что в независимости от того, что можно поставить памятник подопытной собачке, а еще больше памятника достойный, безусловно, крыса или мышь. Потому что, ну, максимум всяческих медицинских исследований как раз на этих существах производились и производятся и человечество от этого действительно очень много выигрывает с точки зрения своего здоровья, вот. А про Павлова я помню такую историю, что будучи человеком, который изучал серьезно природу и казалось бы человеком научных взглядов, он должен бы быть склонным к атеизму, но после того как наступили времена Советского Союза, началась борьба с опием для народа. Как раз вот академик Павлов, разгуливая по Москве или Санкт-Петербургу, демонстративно крестился на маковке церквей, чтобы показать, просто, по сути, продемонстрировать свое несогласие с властью. С другой стороны мы когда-то обсуждали, что вообще человек мыслящий это человек, который, как правило, не может во всяком соглашаться с любой властью, какой бы то ни было. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, безусловно. Ну, Павлов, если говорить о Павлове и тут, в чем я с вами соглашусь, эпоха действительно была не вегетарианская и мы знаем, к чему это все привело, так или иначе. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А вот если мы вернемся к нынешней Шнобелевской премии и к домашним любимцам, так вот я хочу вам, Алексей, что премия по здравоохранению в этот раз получала сразу 3 исследования психического здоровья людей, у которых проживают кошки. И вот они нашли определенные признаки того, что общение с кошкой связано с риском депрессии. Вот как это объяснить? Сколько людей любят кошек и наоборот - кошками от депрессии спасаются. Оказывается, ученые...

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Не оказывается. Это Шнобелевская премия. Вы все перепутали. Вот если бы это была Нобелевская премия, был бы повод для такого предметного спора. А в данном случае Шнобелевская, именно поэтому она так и называется. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Но Шнобелевская премия она же не за выдумки дается, не за какое-то остроумие. Это в самом деле проводились исследования, которые дали определенные результаты. Вот общение с кошкой связано с риском депрессии. Будьте внимательны, уважаемые слушатели. Не все так просто, как вы привыкли на первый взгляд. Наука нам может открыть совершенно неожиданные ракурсы в привычной жизни. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, вот как бы на кош. Ну, знаете, справедливости ради действительно надо сказать, что, например, Шнобелевскую премию в свое время могли бы вручить, если бы она была, например, за идею что земля круглая или за то, что она вертится и так далее. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, вполне. Да. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Или, например, тот факт, что экипаж может двигаться сам без лошадей воспринялся тогда как нонсенс. Также собственно воспринимался как нонсенс. Зачем же тогда лошади и отчасти в этом была своя логика. Экипаж был задуман под что? Под лошадиную тягу. Его форма была подчинена определенной энергии. Экипаж без лошадей означал фокусничество, не более. И долгое время двигатель внутреннего сгорания как раз искал адекватную форму. То есть, преодолевал облик кареты, облик экипажа. Скажем так пафосно, учился быть собой. И, по сути, вот в чем вопрос? Вопрос в степени абсурдности изобретения или идей. Чем абсурднее, тем больше шансов, что идея когда-нибудь реализуется или хотя бы к ней начнут через 100 или 200 лет относится всерьез. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, да. Вспомним хотя бы того же Жуля Верна "Про капитана Немо", который написал книжку о неком судне, которое плавает под водой. Во времена Жуля Верна это была идея абсолютно абсурдной подводной лодки. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, нет. Настоящий подводной лодки вот такой, как описана была, ее не было. Но в принципе всякого рода попытки сдавать подводные корабли были и они были и раньше, да. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Конечно. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Такой корабль, именно корабль, где много кают, где происходит...

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Жизнь. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Фактически дворец. Да, дворец под водой это нечто невиданное. Да, действительно это огромный мир под водой. Вот это правда - это было нечто невиданное и немыслимое по большому счету вот по сегодня. Если представить себе именно такой корабль, который придумал себе Жюль Верн. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, люди все время хотели и под водой плавать, и летать. Все это в свое время казалось абсурдным и странным. Я о другом задумался. Вот по поводу Нобелевских премий, Шнобелевских и прочих. Из опыта даже вот своей программы "Элементарно" о науке, которую я на Радио Вести веду.Смотрите, огромное количество изобретений, открытий важных, значимых для человечества не стоили никаких специальных капиталовложений. Вот Ньютон с его яблоком о законе притяжения. Ведь полезный, полезный закон, важный. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Яблоко полезная вещь.

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Сидел человек под яблоком праздно размышляя и мировоздании и получил по башке. Открыл закон. Все в выигрыше. Теперь возьмите некий адронный коллайдер. Миллиарды денег вложено в его создание. Никто на самом деле кроме определенного количества ученых не в состоянии понять, что там ищут, для чего там ищут. Хотят опровергнуть или оправдать некие теории современных физиков. Ну, не дороговато ли? 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Во-первых, дороговато. Во-вторых, я действительно не уверен, честно, не уверен в том... Как вы сказали, сколько ученых могут об ответить вот это все изделие. Я не думаю, что их действительно найдется много и вот вся эта история с этим коллайдером она действительно... Вообще загадочно, что это такое. В общем невиданный проект. Такой, скажем так, не то, чтобы обманный. В общем-то, действительно непонятный от начало до конца. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: С одной стороны это и какая-то такая действительно для ученых уникальная утопия, что человечество может в состоянии вложить миллиардные капиталы лишь в то, чтобы люди могли удостоверится или усомниться в правильности своих теорий. В общем, некоторым людям, например, ученым в ХХІ веке очень повезло. Своей утопии они достигли. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Я вот думаю, что проблема в том, что многим ученым как раз не повезло, поскольку действительно в их идеи, в их проекты вряд ли поверят и почему-то поверили в огромный этот проект. Вот это загадка. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, подумаем об этом обо всем. Пока что ненадолго прервемся. Мы предлагаем вам, как всегда взять определенную новость - информационный повод и отреагировать на нее не сердцем, как часто это у нас происходит, не эмоциями или не просто поглотить ее в потоке прочих новостей, а посмотреть на нее со стороны. Тогда можно увидеть нечто неожиданное. Сегодняшняя программа наша посвящена всяким неожиданным и странным открытиям, поскольку недавно были объявлены очередные лауреаты Шнобелевской премии. И у нас к вам, уважаемые слушатели, вот какой нынче вопрос - лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели? Если да, звоните нам по телефону 0800-50-49-01. Если нет, то по телефону 0800-50-49-02. А также присылайте смс на короткий номер 2435. Ну, и пока послушаем следующею подготовленную для Вас историю. 

Корреспондент: В 1936 году вышла книга Самуила Маршака "Детки в клетке". Миллионы советских детей прочитали про веселую жизнь зверей в зоопарке. У нас просторный водоем, мы с братом плаваем вдвоем, - утверждали белые медведи. Книга была переведена на десятки языков, в том числе и английским. Только этим можно объяснить изобретение, получившее название детских клеток свежего воздуха. В 1937 году в Лондоне к жильцам домов, не имевших двора или балкона, предлагалась клетка для ребенка, которая подвешивалась из окна квартиры. В рекламном проспекте утверждалось, что ребенку в клетке будет абсолютно комфортно в любое время суток. Удивительно, но изобретение пришлось по вкусу жителям многоквартирных домов. Вскоре выставленные из окон младенцы огласили воплями лондонские окраины. Став живой иллюстрацией стихов Маршака "Теперь у всех я на веду в зоологическом саду". 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: В той же Англии годом раньше, по-моему, в 36-ом, неважно, не менее ярко проявилась любовь к детям. Была сделана коляска на случай химической атаки. Коляска по виду напоминала металлический гроб на колесах с трубой. То есть, ребенок как бы был на улице, но при этом в герметической упаковке. Рядом мамаша в противогазе. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, да. Вы знаете, подобные исследования часто выглядят довольно странно. С другой стороны все равно какую-то задачу они решают. Моя бывшая одноклассница она закончила в Канаде Институт Эмили Карр - Институт искусства и дизайна. В отличии от отношения постсоветского к дизайну, где часто дизайн воспринимается как некое декорирования украшений чего-то. В такой стране как Канада дизайн первым делом отвечает на вопрос необходимости. Есть необходимость в обществе, значит, тогда разрабатывается что-то в дизайне. И вот студенты этого института Эмили Карр получили такой запрос, что необходимо разработать конструкцию, которая позволяла бы женщинам кормилицам кормить детей на улице, потому что в канадском обществе большое количество женщин хочет считать правильным кормить грудью детей в общественных местах, парках и так далее. С другой стороны существует большое количество людей, которых это зрелище тем или иным образом фрустрирует. Например, люди бездетные или еще какие-то - учесть интересы нужно всех. И вот было дано такое задание - нужно было изобрести действительно, конструкцию придумать ее инженерно, а не только там красивенько, чтобы можно было каким-то образом видоизменив коляску и грудью на улице кормить и чтобы все, кому это не нужно, не заметил. Вот такие задачи решают. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Решили задачу?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Решили. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Все спасены?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Конструкция существует. Все, кому нужно, спасены. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот смотрите, мне кажется, вообще вот существует два наибольших заблуждения в отношение изобретателей. Точнее, два вопроса, на которые изобретатели, согласно здравому смыслу, должны ответить. Первый, не противоречит ему идея законам природы? А второй, можно или нельзя реализовать изобретение с помощью существующих технологий. Так вот, первое - не противоречит ли идея законам природы? С такой установкой вообще нельзя ничего ни создать, ни изобрести. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Несомненно. Потому что летающий человек это противоречит закону природы. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Абсолютно, да. Противоречит ли идея о том, что земля круглая? Вот да, мы говорили о законе природы. Напротив, она эти законы утверждает, да. Но это мы вот сейчас такие умные это знаем, а для человека верящего, что земля плоская как раз идея о сферической форме Земли это абсурд, потому что нарушает его собственное понимание законов природы. И так далее, да. Теперь второй вопрос, можно ли реализовать изобретение то или иное с помощью существующих технологий. Вот с такой установкой можно пытаться что-то усовершенствовать. Ну, например, вот решать вопросы, о которых вы говорили – спасти кормящих матерей, их детей спасти. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, причем тут прям спасти. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, спасти. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Улучшить жизнь. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Да, улучшить жизнь. Вот улучшить жизнь кормящих матерей. Но как бы сказать, можно что-то улучшить действительно, но никак не создать что-то принципиально новое. Изобретение это же не просто идея. Это в некотором смысле самостоятельная энергия, ищущая, создающая адекватную себе форму. То, о чем мы не раз говорили. Скажем, Да Винчи, например, изобрел велосипед, но не имел ни материалов, ни технологии для его воплощения. У нас есть и материалы, и технологии, у нас даже велосипед есть. Так что как учит поговорка, да, велосипед вот собственно нам изобретать не нужно. Из чего следует, что изобретать нам что-то нужно. Вот еще чего как раз нет – нет ни формы, ни названия, ни тем более материалов и технологий. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А вот, например, Валерий из Днепропетровска нам пишет: "В Днепре изобретен экран, который любой телевизор или монитор 2D превращает в 3D. Называется "Стереостеп" – мировой приоритет, вот. И у них даже патент получен. Может кому-то изобретение пригодится. Внимание! Вот Арина из Харькова пишет: "Учу и воспитываю студентов. Это лучшее изобретение. Христос был учителем". Ну, учителей было довольно много и до Христа и тут как бы, не знаю, это не изобретение. Учить это может быть вообще просто… Если хотите, павловский рефлекс. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, ну, в определенном смысле это как бы ни изобретение человека, все-таки, верно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Безусловный рефлекс. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Да. Это… Нет, нет. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Или даже условный. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Учитель – высокая, великая миссия посредничать между знаниями и учеником. И не просто посредничать, скажем, да. Не просто даже быть вот именно только проводником и все. То есть, как бы все-таки приносить свои смыслы, свои какие-то эмоции прочее, прочее. Это высочайшая миссия. Но это, наверное, не совсем изобретение. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Есть разница между изобретениями и открытиями, на ваш взгляд? Вот допустим та же Шнобелевская премия она не только изобретением дается. Она дается открытиям. Она дается за открытие некоторых новой научной информации. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот представьте себе, если действительно, скажем, произошло открытие чего-либо, да. То есть, это открытие любой другой реальности, некого мира, некого смысла и за это Шнобелевскую премию. Тогда это высочайшая награда. Потому что во изобрести человек может разное от гениального до абсолютной чепухи, хотя как бы действительно через какое-то время эту чепуху могут назвать абсолютно гениальным чем-то. Как правило Шнобелевская премия действительно находит очень смешные изобретения. А вот открытие как таковое, открытие смешным оно как бы быть не может. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, может быть, оно парадоксальным. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, парадоксальным, да. Если, скажем, существует некая реальность, если существует некий закон, некий смысл и человек его каким-то образом открыл или, скажем, некая реальность позволила быть открытой и он соучаствовал в этом процессе. Кто же за это Шнобелевскую давать будет? За это, как правило, пытаются дать Нобелевскую. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Смотрите, премию в области психологии в этом году Шнобелевскую получило исследование людей, которые поздно просыпаются по утрам. Вот группу людей исследовали медики и они выяснили, что люди, которые поздно просыпаются по утрам, скорее всего те, кого совами называют, которые по ночам не спят или поздно ложатся, что они склонны к большему самолюбованию, более манипулятивны и психопатичны чем люди, регулярно встающие рано. Я не участвовал в этом исследование. На мне опытов не ставили, но как человек, который поздно просыпается, могу сказать, что все это, конечно, правда, абсолютная правда. Не только склонны к самолюбованию, но часто к игомании даже. Я, например, думал, что это вот моя уникальность так проявляется. Оказывается просто по тому, что я поздно встаю.

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Или просто по тому, что вы поздно ложитесь. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот. Ну, вот. Вот видите, есть о чем задуматься. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Серьезные вещи. О чем вы. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: А теперь более того, если учитывая вот такие нюансы кто-то будет рекомендовать вам войти в новый график жизни, начать рано вставать или что-нибудь, задумайтесь, кардинальным образом могут изменится какие-то основополагающие моменты вашего характера. И вместо самолюбования появится самобичевание. Нужно быть внимательным, одним словом. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Естественно, я помню. Я в армии был и помню утренние подъемы, и пробежки. И все несколько изменяет представление о себе и мире. Ну, я хотел бы о чем поговорить? Вот любопытно, да, любопытна сама эволюция изобретения. Скажем, смотрите, наскальный рисунок относится к изобретательству, и письменность, и первая флейта, которую датируют, если я не ошибаюсь, 30 или 40 тысяч лет до нашей эры. А дальше мир начинает четко делиться на физиков и лириков. С одной стороны смотрите, некие изобретения. С другой духовные поиски, реализуемы в разных формах: будь-то философия, поэзия, музыка, живопись и так далее. С одной стороны, ну, скажем так, паровой котел. С другой критика чистого разума Канте. И вот вопрос, вопрос, ну, условный вопрос, в какой именно точки цивилизации вот находится этот перекресток? Вот думается мне, где-то, может быть, в начале средневековья этот раскол, расслоение произошло уже в новое время. И чем ближе к нашему, к нашему времени, тем это расхождениебольше. Другими словами к чему я? Вот как бы существует две цивилизации лишь условно объединенных. Объединенных по факту времени и места: цивилизации и технологии, цивилизация, ну, собственно человеческая. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Тут еще впираемся в такую вещь как вообще понятие эксперимента. Вот сейчас человечество считает, что оно очень умное, и оно знает, какие эксперименты для чего делают. Раньше делали любые эксперименты какие угодно, какие попало. И часто результат получался неожиданным, и случайным. Во многом, мне кажется, что и на сегодняшний день убежденности в том, что человек, который делает некие эксперименты, преследует совершенно конкретный результат и научную технологию, убежденности быть не может. Пенициллин открыли случайно. Мы сейчас прервемся на Вести, а потом продолжим. Шнобелевская премия, ежегодная премия, которая присуждается в Гарвардском университете за открытие, которые заставляют сначала засмеяться, а потом задуматься, присуждена. А мы предлагаем слушателям ответить на вопрос, лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели? Если да, звоните нам, пожалуйста, по телефону 0800-50-49-01. Кстати, вы знаете, 81% на данный момент ответили да, они что-то в своей жизни изобрели. Если вы все-таки в своей жизни ничего не изобрели, звоните нам по телефону 0800-50-49-02. Короткий номер для смс 2435. Послушаем еще одну историю пока. 

Корреспондент: Если в середине ІХІ века крестьяне Российской империи тихо радовались отмене крепостного рабства и продолжали ходить на барщину, то свободолюбивые американские фермеры громко негодовали, если кто из соседей неосторожно ступал на их землю. В 1862 году была изобретена плуг-пушка, позволявшая наказать как одного, так и целую группу обидчиков. Изобретатель утверждал, польза плуг-пушка бесспорна. Она может использоваться в поле, заранее заражена ядрами и картечью. Остается гадать, почему это изобретение не прижилось. То ли у каждого фермера был кольт, то ли американских крестьян в отличии от их российских коллег не принуждали ходить на барщину. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вот я о чем думаю, плуг-пушка это по сути смартфон ХІХ века. И вечная тяга человека устанавливать новые смысловые связи между предметами, соединять не соединимое. Вот меч и оралы, как в данном случае. Или соединить телефон и фотоаппарат. Не в том дело, правильно, нет, это хорошо или плохо, а в том, что, знаете, мы зря смеемся над плугом-пушкой. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Много изобретений есть, которые в свое время казались удивительными, а потом каким-то образом не пригодились. Тот же цеппелин, например. На цеппелинах никто не летает. Самолет изобрели и про цеппелин забыли. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, нет. Почему? Говорят, надежда есть. Есть надежда на возрождение дирижаблей. Ну, наверное, тогда самолет должен быть поменьше иначе как-то путаница в небе совсем будет. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да. Вот нам прислал смс некто под именем "Трамвай". Смс я этот зачитывать не буду, потому что мы не можем подобных вещей в эфире пропагандировать, но подтолкнул меня он, кстати, в воспоминание вот о каком открытие – открытие тоже начало ХХ века. В начале ХХ века распространенной психологической, психической болезнью была так называемая истерия – состояние, которому больше, как считалось, подвержены женщины, когда из-за нервного расстройства человек начинает впадать в какие-то странные состояния. В мягком совершенно случае у него руки дрожат, а так может быть тик какой-то, еще что-то. Вот эта истерия. Все в конце ХІХ-начало ХХ века активно искали как от нее излечится и венский доктор, психиатр Зигмунд Фрейд средство одно хорошее нашел. Называлось это средство кокаин. Он своим пациенткам, которые страдали истерией это средство выписывал. Отмечал прекрасные показатели: улучшение настроения, общего тонуса, отсутствие истерических припадков. Но только это на коротком промежутке исследований. А когда исследования начали переносит совершенно другие плоды года через 3-4 активного использования этого прекрасного медицинского порошка, он увидел, что тоже не лекарство. А напротив вещь, очень серьезно разрушающая психику. И хорошее настроение слишком дорого стоит в результате. В общем, профессор Фрейд от своего изобретения лечения нервических расстройств кокаином жестко отказался. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Уже тем хорошо изобретательство, что окликает вопрос лишнего и необходимого. Как говорят, нужда рождает изобретение. Изобретение – две нужды. То есть, отсутствие чего-то необходимого способствует в итоге удвоению потребностей. Вот если исходить из определения необходимого как того, что не может не быть или того, без чего не возможно обойтись, возникает естественный парадокс. Чем больше ты стремишься упростить улучшить жизнь с помощью изобретений, тем сложнее, а главное запутаннее она становится. То есть, мы говорим не о конфликте лишнего и необходимой ситуации, когда необходимо или кажущейся необходимым изобретение априори лишнее, поскольку еще вчера, ну, на самом деле не было никакой необходимости. Вот не об этом конечно, но тем не менее, не это ли имел все-таки от части виду замечательный поэт Михаил Светлов, когда говорил, я могу прожить без необходимого, без лишнего не могу. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, очень много, когда появлялось, сперва воспринималось как лишнее. Тоже, допустим, электричество. Когда оно было изобретено, ну, кому оно было нужно? Как его можно было использовать? Сейчас представить себе человечество без электричества вот это действительно конец света, потому что все у нас абсолютно, так или иначе, с электричеством связано. Я хочу вернуться к теме того, как изобретения, те или иные результаты приходят от склонности человека к экспериментированию. Иногда принося результаты будто бы хорошие, вот как было у Зигмунда Фрейда с определенным порошком, они потом почему-то как бы развитие не имеют. Кстати, тут еще интересна тема о художниках, которые что-то предвидят. Принято считать, что искусство настоящее оно предвидит будущее. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Тут же и разница между… Мы уже в любом случае уже говорили об открытии изобретений. Изобретение оно все-таки, понятное дело, в основании его должно быть какое-то озарение, а не просто… Или действительно какое-то рационализаторское предложение по улучшению, скажем, холодильника или чего-то, какого-то изделия или все-таки озарение, когда человек способен что-то сделать, потому что есть некое открытие, есть некое виденье и так далее. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Человек способен представить себе и сделать все, что угодно. Вот, допустим, после получившей огромную популярность в свое время книжки "Франкенштейн" – фактически одного с первых романов ужасов многие ученые очень увлеклись идеями подобными. Допустим, профессор Павлов, о котором мы говорили, просто на собачках делал эксперименты, а были ученые в Германии, которые проводили эксперименты с обезьянами. Вот, например, были даже эксперименты по омоложению, между прочим, когда пожилым мужчинам делалась пересадка тестикул самцов обезьян – орангутанга. И даже наблюдались на первых порах очень хорошие результаты. Седые волосы становились, возвращался к ним цвет, там разглаживались морщины, возвращалась половая сила. Об этом писали в научных журналах. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Они Булакова не читали. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Булгаков тогда еще не написал свою книжку. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Это какое время?

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, это где-то 20-ые годы. Даже в 20-ые годы происходили эти исследования в Европу. Канули они в лету, потому что все равно оказалось на тот период развития медицины, что животные – биологический материал он не может так легко взаимодействовать с человеческим. Еще к тому я это вспомнил, что часто открытие появляется из, казалось бы, совершенно нелепых примитивных идиотических экспериментов. И то, что наука еще ХІХ-ХХ века считала совершенно правильным путем – сращивание разных живых организмов на прямую, создание некого Франкенштейна, сейчас воспринимается как абсурд. Но это не значит, что эксперименты в каком-то изменении человеческого организма куда-то делись, куда-то исчезли. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, вы знаете, есть изобретения, которые казались нелепыми. Они оказались гениальными. А есть такие, которые кажутся нам сегодня не нужными, но чтобы изобретать, необходимо ставить под сомнения данность. Ставить под сомнение то, что является непререкаемым или хотя бы привычным. Например, такое абсолютное понятие как дом. С незапамятных времен люди отказались от пещер, от того, что строится вглубь земли и ставит дома на земле. То есть, ставит дома так, чтобы в дальнейшем отвечать на вопросы, как уберечь дом от действий ветра, как обогреть дом? При этом понимаешь, что большая часть тепла будет уходить на улицу и так далее. Другими словами, большая часть усилий нашей цивилизации, добывающей нефть, уголь, газ, электричество вылетает в трубу. Мы понимаем это как неизбежное. Проще говоря, как данность. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, по-моему…

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Нет, нет, нет. Понимаете, почему я говорю дом? Да, это основополагающая история. Дом – это отправная точка. Это человеческая цивилизация в миниатюре. А значит все остальное только производное от концепции дома, о чем бы мы не говорили. Вот на этой территории абсурда, точнее осознания абсурда и начинается изобретательство. Не значение вот как улучшить существующее, а значение как изменить. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, в данный момент, уважаемые радиослушатели, Алексей Зарахович просто перед вами произвел открытие, потому что то, о чем он только что сказал, предлагает нам кардинально изменить понимание градостроение, и рыть вглубь и строить дома вглубь земли, а не снаружи. Это очень интересно. Стоит это осмыслить. Нам придется прерваться ненадолго. Продолжая разговор на волнах Вестей – радио новостей и мнений о странных неожиданных открытиях и изобретениях напоминаю, что мы предлагаем вам ответить нам сегодня на такой вопрос, лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели? Если изобрели, звоните нам по телефону 0800-50-49-01. Если нет, по телефону 080-50-49-02. А у нас еще одна история для Вас. 

Корреспондент: Согласно древним представлениям, всемирный потоп в одночасье смыл человеческую цивилизацию в наказание за излишнюю крикливость и шумовые эффекты. В 1989 году супруги Мойра и Франк Файгон из Калифорнии создали устройство под названием "Глушитель для глотки". Трубкоглушитель с плоским дном была выстлана звукоизолирующим поролоном. В рекламном проспекте говорилось, что пользователи отныне могут вопить, или рыдать, не мешая другим. И тем самым изливать накопившийся гнев и недовольство. Увы, изделие не прижилось. Так что ничего другого не остается как только учиться плавать. 


Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Наверное, не раз видели людей на берегу реки, лесу отчаянно орущих, включающих музыку до упора. Ведь такое, знаете, от отчаяния не удается перекричать естественный мир. И все громче и громче. Видимо специально для таких персонажей в прошлом году было изобретено вот такое изделие. Называется "Кресло для рыбака" во встроенными динамиками. Рассвет, скажем, рыбака замерли в ожидание клева и тут человек в кресле включает что-нибудь для души. Идиллия. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ха. Тут другой есть фактор, мне кажется. Человек, который громко орет радостно или еще, в каком-то состоянии эффекта, или музыку громко включает, вспомните, с 90-ых известную нам картину – людей, которые шли по городу с магнитофоном кассетным на плече, откуда громко орала какая-нибудь прекрасная музыка. Так мне кажется, что это не просто эгоизм или агрессивность какая-то, это напротив желание человека, совершенно естественное желание поделится с миром своими эмоциями о чем-то прекрасном. Прекрасной музыкой какой-нибудь. Ксюша, юбочка из плюша, там еще чем-нибудь, что его вдохновляет. То есть, в этом есть даже какой-то эмоциональной щедрости. Она не всегда адекватно воспринимается окружающими. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Вы знаете, действительно я думаю он не прав, вот когда без доброжелательности смотрел на во подобных рыбаков, включающих музыку в рассветное время. Ну, вы меня почти убедили. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Я тоже помню. Я вот не рыбак. Я помню там приезжаешь куда-то там к друзьям на дачу, идешь там. Идут какие-то заросли, только два маленьких кусочка на Десне, скажем, где можно купаться. Приходишь туда, а там, ну, конечно, стоит рыбак со своими всеми удочками. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, началось. То есть, сначала кошки, потом рыбаки, я понял. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Просто понимаете, а почему рыбаку взять и не уйти куда-нибудь, я не знаю, ну, не там, где купаются?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Во-первых, он раньше пришел, и не будем об этом. Но знаете, я вот о чем хотел. Вот вы затрагивали сегодня тему фантастики. Так или иначе упоминался Жуль Верн. Что такое фантастика? То ли опережение или то, чего быть не может. Это не мешает читателям, поскольку все мы в той или иной степени сказки любим. Бывает и так, как произошло с Джонатаном Свифтом. Он от души посмеялся над изобретателями, помните, изобретателями Лагада, куда попадает его Гулливер. Вот один прожектер там занят извлечением солнечных лучей с огурцов. Другой сгущает воздух в плотное вещество. Третий делает из льда порох. Четвертый ткет пряжу из паутины. Пятый – строит дома, начиная с крыш и так далее. Но к чему я все это? Там одно изобретение на самом деле присутствует, хотя вот над ним Свифт смеется. Машина, в машине находятся дощечки, помните, со всеми известными словами. Периодически их перемешивают в случайном порядке, таким образом, пытаются из образовавшихся фраз дать миру полный компренде всех искусств и наук. И вот тут к слову, знаете, не только аналогия с логической машиной, а вспоминается вот какой эпизод, не имеющий никакого отношения, скажем, к физике, к математике, а к словесности. Творческие искания литераторов имажинистов Есенина, Мариенгофа, Шершеневича и Кусикова. Вот что писал об этом очевидец: "Насколько мне известно, Есенин прибегал иногда к способу писания стихов посредством примитивности машины. У него была небольшая сумка, куда он складывал слова, написанные на отдельных бумажках. Он тряс эту сумку, чтобы смешать бумажки. Затем вынимал несколько бумажек. Комбинация слов, полученных таким путем, давала первый толчок к работе над стихом". Понятно, что это озорство, что это игра. Понятно, что таким способом Есенин не смог бы написать "Не жалею, не зову, не плачу" и так далее, но так или иначе это изобретение стихо-машина. Таким образом, шутка Джонатана Свифта удалась. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да. Мне кажется, что это изобретение определенным образом и в современных неких технологиях присутствует. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Безусловно. Как логическая машина, как в общем-то некий ход случайный, но он присутствует. Безусловно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Вот на наш вопрос, лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели, Вера из Киева ответила, мне очень нравится этот ответ: "Да, если это можно так назвать, но училась верить в собственные силы". 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Блестяще. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Да, это хорошее изобретение. В общем, когда мы говорим об изобретениях и об открытиях, мы всегда почему-то сразу думаем о чем-то, что вот на целое человечество рассчитано, а ведь действительно можно делать открытия и изобретения в себе и для своей жизни. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: И самого себя. Вот если в том контексте, помните, вначале вот была как раз реплика по поводу того, что учитель вот он изобретает, да, как раз человек, если это касается людей, изобрести так и ли иначе видимо может самого себя, что уже немало. Вы знаете, мы еще не говорили об изобретателях идей. Несправедливо. Вот вообще быть изобретателем идей не просто, не просто. Одно дело сделать плуг-пушку или, скажем, вычислить общую площадь поверхности индийских слонов. Есть такое исследование, кстати. Вот оно тоже отмечалось Шнобелевской премией. А другое, придумать, как изменить мир к лучшему. Изобретение запатентовать можно, идеи нет. Идея требует воплощения, материального подтверждения. Только так можно утвердить свое авторство. Поэтому я думаю, что лучше бы патентовали все-таки. Человек придумал, например, как сделать революцию в отдельно взятой стране, ему выдают справку с печатями, пожимают руку, благодарят за идею, приглашают заходить еще. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Идея как объект авторского права это то, о чем много споров существует, но действительно в современной юриспруденции это все под большим знаком вопроса. Авторское право все-таки выдается на некое изобретение или воплощение. С другой стороны вы представьте себе, авторское право на идею. Кто первый прибежал любую общеизвестную идею себе приписал, тот получается и патент получил?

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Так это же и была такая незатейливая шутка, Константин. Незатейливый юмор, понимаете. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Тем временем наш слушатель "Трамвай" пишет нам снова. Он пишет, кстати, о фантастике. "Давно ли мы смотрели фильмы о "Зомби"? Что происходит сейчас в мире?". Ну, фильмы фантастические много чего интересного могут нам рассказать. В частности есть фильмы о том, весь целый сериал о том, как во всем мире пропало электричество и чем это может закончиться. А с другой стороны, если отвлечься от всех этих образов, там зомби, апокалипсисов и всего прочего да посмотреть просто внутрь человеческой природы, своих эмоций и страстей, так там такие открытия сделаешь. Не нужно адских условий для того, чтобы человек себе адским образом проявлял, к сожалению. Не нужно исчезновение электричества, не нужно никакой мировой катастрофы для того, чтобы люди продолжали вести себя жестко, эгоистично, по-свински и так далее. Привыкли мы себя запугивать некими страстями. В нашей жизни много того, что достаточно безобразно и что в наших силах, на самом деле, в самих себя было бы сдержать. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Безусловно. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Не читая зомби, апокалипсиса и не обвиняя кого-то там. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну, здесь же еще одна мысль, она напрашивается. Если, скажем, люди в относительно спокойное время, да, в относительно спокойное время если люди ведут себя неадекватно, то что же тогда будет, когда время станет неадекватным, понимаете? Тут вот в этом как бы смыль, насколько я понимаю, этого вопроса и предложение пересмотреть какой-то там шедевр "Зомби" или что-то еще. Да, вернемся… Понимаете, мы говорим о вообще изобретательстве как о чем-то таком вот, ну, дистанцированном от большинства людей. На самом деле функции изобретательства присущи в той или иной степени всем. Хотя изобретателей чаще всего изобретают как? Некий такой безумный ученый, не от мира сего. Но изобретательство это в общем-то способ выживания. То есть, способность находить решения в патовой ситуации. Другое дело, что ученый изобретатель может придумать, скажем, новый тип двигателей и при этом не сумеет развести костер с помощью банальных спичек. Это правда. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: Ну, каждому свое, на самом деле. У каждого свои умения и таланты. Я предлагаю, кстати, подвести итог нашего голосования. Мы задавали вам, слушатели уважаемые, вопрос, лично вы в своей жизни что-нибудь изобрели? Так вот, 77% позвонивших в студию, в своей жизни что-нибудь изобрели, а вот 24 нет. Также как и я просто пользуются чужими изобретениями. 

Алексей ЗАРАХОВИЧ, ведущий: Ну что же, я думаю, что вообще ничего плохого в Шнобелевской премии нет. Она в любом случае стимулирует процесс. И те шедевры Шнобелевской премии именно этой премией и обнаружены. Например, Шнобель в категории "Теория вероятности" получил доктор Берт Толкамп из Шотландского сельскохозяйственного колледжа за 2 связанных между собой открытия. Вот мне очень нравится. Первое - чем дольше корова лежит, тем большая вероятность, что он скоро встанет. И второе – если корова встала, то сказать, что она ляжет вновь, достаточно сложно. По-моему, это здорово. И вот еще, мне очень нравятся слова, которыми заканчивается церемония вручения Шнобелевской премии. "Если вы не выиграли эту премию, особенно если выиграли, желаем удачи в следующем году". До встречи. 

Константин ДОРОШЕНКО, ведущий: До встречи.

Читать все
Читать все