
В 28 номере журнала L’Officiel Hommes (Украина) Зима 2016/2017 вышло интервью с ведущими программы «Циники» на Радио Вести Константином Дорошенко и Дмитрием Терешковым: Цинизм и время.
Беседовала с ребятами Елена Коваль.
- Что для вас означает понятие времени, если говорить глобально?
Константин Дорошенко: Честно говоря, для меня лично «время» не имеет значения. То, что происходит в твоей жизни в данный момент, намного важнее того, что произошло в прошлом или что ты можешь себе придумать в будущем.
Это касается и репутации. Потому что репутация - это то, что ты актуализируешь своими действиями «здесь и сейчас». Никакие прошлые заслуги, награды, премии не имеют значения. Важно то, каков ты сегодня, кто рядом с тобой и где ты находишься сейчас. Поэтому время - это для меня некая метафора.
То же самое, кстати, касается и возраста. Я не верю, что старший человек мудрее, а тот, кто младше, - слабее. Фактор времени тут очень надуманный.
Дмитрий Терешков: Суета возникает там, где есть излишняя ориентация на время, а с другой стороны, например, инертность. И первое, и второе лишает нас «здесь и сейчас», но окунает в некую виртуальность. Животным такое не свойственно. На такое только человек способен. «Время» - это слишком человеческое.
Константин Дорошенко: Для чего, собственно, нам о времени думать? Время связано с планированием чего-то, а планирование - вещь достаточно скучная.
Еще время связано с такой опасной вещью, как «срок годности». В данном контексте мне очень близок подход французского экономиста и философа Жоржа Батая. Он говорил, что человеку все свойственно превращать в вещь, в том числе чувства и отношения. Потому что, когда мы говорим о любви «на веки вечные» или «до гроба», - это уже срок годности. А любой срок годности все обращает в продукт и товар.
- Но ведь мы не можем недооценивать время, да и репутация - это своеобразный шлейф из ситуаций и действий, который ты всегда оставляешь за собой. Он наслаивается с каждым днем, и невозможно воспринимать человека вне его опыта и поступков. Или вам это все же удается?
Дмитрий Терешков: Невозможно воспринимать человека вне его опыта и поступков в прошлом, но можно подводить его к новому опыту и новым поступкам, если не акцентировать на его прежних достижениях, поражениях. Человек способен переступать прошлое. Или не способен - так рождается фанат. Мозг нам для того, чтобы попытаться увидеть человека или ситуацию вне рамок, вне этого шлейфа.
Константин Дорошенко: Человеку свойственно прирастать к собственному опыту. Вам наверняка известно, что существует масса тренингов, на которых бизнесменов учат забывать о своих достижениях и опыте. Особенно на послесоветской территории, где люди, добившиеся больших успехов и высот, стопорились на определенном этапе. А больших успехов они достигали именно за счет того, что у них не было предыдущего опыта - не было ограничивающих идей. Когда человек приходит к некоей цели, он пытается повторить предыдущие ходы, но повторять - это очень часто означает топтаться на месте. А вот отказаться от известного опыта - значит, не застывать, идти вперед. И в бизнесе, и в жизни.
- Если провести некий срез, как эволюционировала ваша программа с момента старта до сейчас?
Дмитрий Терешков: «Циники» менялись столько, сколько менялись мы. Где-то течение ускоряется или замедляется, а где-то целое направление в один момент меняется. Так было, когда мы перестали поднимать темы и взялись за персоналии, например. Но так как эволюция - это естественный процесс, а не программный, для нас не представляется интересным делать глубокий анализ вчерашнего дня, работу над ошибками и статистику прироста аудитории. Мы эволюционировали, а как это происходило полгода назад, как происходило вчера, уже не имеет значения.
Константин Дорошенко: Эволюция больше связана с нашими мотивами. Это всегда интерес к себе новому, которого ты не знаешь в данный момент. А какой ты будешь через время - нынче не представляет особого интереса. Каждый месяц, каждая программа выливаются для нас и для слушателей во что-то новое. Но в том, как мы видим слушателя, ничего не меняется. Потому что мы всегда доносим себя, свое видение на вещи - и это единственная наша цель.
За последнее время в медиа весьма изменились подходы. Те, что были актуальны еще в нулевых годах, - подходы с пониманием формата, с навыками подачи информации, как ее продать и «упаковать» потребителю - это все меньше работает сейчас. Чем больше развиваются социальные сети, тем больше включаются не товарные отношения, а эмпатические. Отношения, которые вызывают у потребителя информации желание сопоставить себя с информационным продуктом, ощутить себя на своей территории. То есть мы заставляем читателя, слушателя ассоциировать себя с тем, о чем он читает и что слушает. Сейчас людям не нужна просто информация. При запуске «Радио Вести» людям просто необходимо было получать информацию - в стране каждые полчаса происходили невероятные события: Крым, Донбасс, Киев, президентские выборы и т. д. Слушателям хотелось немедленно знать последние новости, и мы их давали каждые 15 минут. Сегодня же они перекормлены новостями. Во многом успех нашей программы в том, что мы не создаем стену между собой и слушателем. Не боимся делать оговорки, не знать все на свете и ошибаться. Поэтому живой слушатель чувствует равенство. Даже если наши взгляды провокационны для большинства, все равно происходит эмпатия - человек отождествляет себя с информацией. Не потребляет ее, а живет в ней. У нас нет заготовок, инсценированных моментов, мы никогда не подыгрываем слушателю. Это нравится людям, потому что они и так сыты инспирированным продуктом: начиная от шоу «За стеклом» и заканчивая Савиком Шустером. Наша программа никогда не была нацелена на скандал. Потому что цинизм - это не про скандал, это больше про реализм.
Во многом он - цинизм - основан на философии Диогена, древнегреческого мыслителя, который противостоял Платону - человеку идей. Диоген же обращал внимание Платона и своих сограждан на реальный мир и положение вещей. Нынешним языком Диогена можно назвать перформером. Многие вещи, которые он себе позволял, попали бы сейчас под комиссию по защите морали, но все это было о жизни, о настоящем. Вот программа «Циники» о том же, говорим ли мы о политике, экономике, религии или гендере.
- Как вы считаете, время по своей сути цинично?
Константин Дорошенко: Скорее оно абстрактно. Цинично в том плане, что слишком правдиво? Нет, время - это не о правде. Кто-то за пять лет стареет больше, чем другой за десять. Кто-то за год жизни переживает больше, чем другой за три. Поэтому время абстрактно и очень неправдиво. А цинизм - правдив.